Внесение этих двух статей в Организационный регламент отвечало самой настоятельной потребности. Ввиду ограниченного времени от детального пересмотра Устава отказались. Однако в отношении его имелся еще один важный пункт. Серьезные разногласия возникли по программному вопросу о политической деятельности рабочего класса. Бакунистская секта в Юрской федерации Швейцарии, в Испании и Италии пропагандировала в качестве тезиса Интернационала абсолютное воздержание от всякой политической деятельности, в особенности от выборов. Это ложное толкование уже было устранено резолюцией IX Лондонской конференции в сентябре 1871 года; однако бакунисты в ответ отвергли и это решение как превышение конференцией своих полномочий. Конгресс вновь внес ясность в этот вопрос, включив в Устав большинством свыше 2/з голосов решение Лондонской * конференции в следующем изложении:
«В своей борьбе против объединенной власти имущих классов рабочий класс может действовать как класс, только организовавшись в особую политическую партию, противостоящую всем старым партиям, созданным имущими классами.
Эта организация рабочего класса в политическую партию необходима для того, чтобы обеспечить победу социальной революции и достижение ее конечной цели — уничтожение классов.
Объединение сил рабочего класса, уже достигнутое им благодаря экономической борьбе, должно также служить рычагом в его борьбе против политической власти его эксплуататоров.
Так как магнаты земли и капитала всегда пользуются своими политическими привилегиями для защиты и увековечения своих экономических монополий и для порабощения труда, завоевание политической власти стало великой обязанностью пролетариата».
Данное решение было принято 28 голосами против 13 (включая и воздержавшихся). Но, кроме того, 4 француза и 6 немцев, которым пришлось уехать раньше, отдали свои голоса за новую статью Устава в письменной форме, так что фактическое большинство было в 38 голосов.
Благодаря данному решению абстенционисты впредь не смогут распространять заблуждение, будто воздержание от каких-либо выборов и от всякой политической деятельности является принципом Интернационала. Если эта секта, которая с самого
* В газете; «английский», Ред.
Ф. ЭНГЕЛЬС
начала вызвала все раздоры в Интернационале, еще и теперь сочтет пребывание в Интернационале совместимым со своими принципами, то это ее дело; удерживать ее там наверняка никто не станет.
Следующим вопросом были выборы нового Генерального Совета Большинство прежнего Генерального Совета — Маркс, Энгельс, Серрайе, Дюпон, Врублевский, Мак-Доннел и другие — предложили перенести Генеральный Совет в Нью-Йорк и избрать в него восемь членов Американского федерального совета, к которым Американская федерация должна добавить еще семь человек. В основе этого предложения лежал тот факт, что наиболее активные члены прежнего Генерального Совета, вынужденные в последнее время посвящать все свое время Интернационалу, больше не могли этого делать Маркс и Энгельс уже много месяцев тому назад сообщили своим друзьям, что продолжение их научных работ возможно для них только при условии выхода из Генерального Совета.
Подобные мотивы были и у других. Генеральный Совет, если бы он оставался в Лондоне, лишился бы как раз тех членов, которые до сих пор вели всю фактическую работу, занимаясь как корреспонденцией, так и публицистической деятельностью Между тем в Лондоне имеются два элемента, стремящиеся взять верх в Генеральном Совете, а при таких обстоятельствах это им, вероятно, удалось бы.
Одним из этих двух элементов являются французские бланкисты (которых, правда, никогда не признавал сам Бланки), немногочисленная группа, у которой вместо осознания подлинного хода движения господствует революционная фраза, а вместо пропагандистской деятельности — мелкая возня с мнимыми заговорами, ведущая только к бесполезным арестам. Отдать этим людям руководство Интернационалом во Франции означало бы бессмысленно бросить наших людей там в тюрьмы и снова внести дезорганизацию в те 30 департаментов, где процветает Интернационал. На самом конгрессе представилось достаточно случаев убедиться, что члены Интернационала во Франции согласились бы на что угодно, только не на верховенство этих господ.
Вторым опасным элементом в Лондоне являются те английские рабочие лидеры, которым Маркс на конгрессе бросил в лицо слова: позорно принадлежать к числу английских рабочих лидеров, так как они почти все продались сэру Чарлзу Дилку, Самюэлю Морли или самому Гладстону *. Эти люди,
• К, Маркс, Запись выступления К. Маркса о мандате Барри. Ред,