Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лупое желание - умное сознание - сильна€ вол€ - добрый поступок 8 страница




¬се, в чем нет пос€гательства на человека, - нравственно. я не сумел придумать цели, котора€ была бы безнравственна сама по себе. ’очешь стать владыкой мира? ѕожалуйста! я первый признаю такого владыку, если он добилс€ владычества, не пос€гнув ни на одного человека. —корее всего это будет человек из тех, кого называют "властител€ми умов" или "совестью мира". „то плохого?

 

Ќо самый корень нравственности, "самое-самое", как говор€т дети, "самое-самое-самое" заключаетс€ в следующем: когда человек видит, что он не в состо€нии добитьс€ своей цели без того, чтобы пос€гнуть или излишне затруднить кого-то, то что же он делает?

ќн отказываетс€ от своей цели. ÷ель, св€занна€ с пос€гательством на человека, дл€ нравственного существа недостижима. «акрыта. Ќет ее.

” –аскольникова была замечательна€ цель, он хотел доказать, что человек - это человек, а не тварь дрожаща€. Ќо средства, средства! —редства его погубили - он выбрал безнравственное средство, переступил порог нравственности; а так как он по сути своей был высоконравственный человек, оттого он и страдал, оттого и пришел к мысли о раска€нии, о необходимости искупить вину, пострадать; и когда он пострадал, то есть стал добиватьс€ новых своих целей (покой души) за свой счет, за счет своего страдани€, он, собственно, и доказал, что человек - это человек, а не тварь дрожаща€. ѕотому-то ƒостоевского так и чт€т во всем мире, что он поднимаетс€ до великих высот нравственности: его герой готов отдать мировую гармонию, то есть счастье миллионов людей, за единую слезу ребенка. ќн показывает, что нет мыслимой цели на земле, котора€ могла бы оправдать малейшее пос€гательство на малейшего из людей.

 

ƒавно известное этическое правило (его выдвинул  ант): человек всегда цель, человек не может быть средством. Ќе пос€гай на человека дл€ достижени€ своих целей, отказывайс€ от них, если они св€заны с пос€гательством.

 

” читател€, конечно, возникла уйма возражений. ј как же, спрос€т, на войне, где полководец посылает на смерть тыс€чи людей? Ќо ведь в справедливой войне у полководца и солдата одна цель: солдат стремитс€ к победе точно так же, как и полководец. ј в несправедливой войне солдаты - пушечное м€со, они воюют за чуждые им цели, их кто-то использует в своих цел€х. Ќесправедлива€, захватническа€ война безнравственна до последней степени.

Ќо что делать, спрос€т, если пос€гают на теб€, и притом со всех сторон?

 

 огда разнимаешь дерущихс€ мальчишек, то один из них бормочет:

- ј чего он? ќн первый!

- я первый? Ёто ты, ты первый полез! - возмущаетс€ другой.

—о словами "он первый" дерутс€ мальчишки, взрослые, народы и государства.

 

"„то делать, если на теб€ пос€гают?" - это неправильный вопрос, в общем виде ответа нет. Ѕесполезно даже и пытатьс€ вырабатывать правила, что же делать в каждом случае, и не потому, что этих случаев бесчисленное количество, а потому, что в правилах такого рода кроетс€ недоверие к человеку. Ќравственный человек, миролюбивый и совестливый, поступит так, как велит ему совесть и миролюбие. ћожет быть, он первый начнет драку.

 

¬ несовершенном мире никто не огражден от пос€гательств, но ведь живут же люди. ќдни из них добры и честны, никого не заденут, а другие по трупам пройдут, добива€сь своего. Ёти другие обычно и задают вопрос: "ј что же делать?"

 

"Ќе пос€гай на человека", - учим мы детей, и они вырастают чуткими, внимательными людьми. ¬ырастает девочка, котора€ за столом не скажет: "ѕапа, дай, пожалуйста, хлеба". Ќет, и это ей кажетс€ грубым! ќна дождетс€, пока отец посмотрит на нее, встретитс€ с ней взгл€дом, и лишь тогда скажет: "“ебе не трудно дать мне хлеба?" - с интонацией извинени€. » вовсе не потому она так просит, что боитс€ отца, нет, ей в самом деле неловко утруждать его. ќна никогда никого ни о чем не попросит, не встретившись взгл€дом, не установив контакт, не убедившись, что не помешает просьбой. ј может быть, человек за столом думает о чем-то своем - нельз€ его просить, надо подождать, пока он посмотрит на теб€. —ама€ проста€, сама€ легка€ из целей - кусок хлеба из хлебницы, но и ради нее нельз€ механически пос€гать на другого, ради нее тоже надо самому потрудитьс€ душой: подождать, установить контакт, улыбнутьс€, преодолеть что-то, выразить благодарность. ÷ель достигнута за свой счет.

 

я рассказываю о девочке, которой ни разу в жизни не сказали, что нельз€ вмешиватьс€ в разговоры взрослых. Ќо ее ни разу не осадили, ее ни разу ни о чем не попросили, не убедившись предварительно, что просьбы ей не в т€гость.

—кажут: что же это за воспитание? Ёто слишком деликатно, нечего так миндальничать с детьми.

 

Ќо ведь научились же мы все носить галстуки и прилично одеватьс€; пора научитьс€ и деликатности, научитьс€ миндальничать - от этого жизнь становитс€ жизнью.

"Ќе пос€гай!", "Ќе затрудн€й!" - и у детей по€вл€етс€ своего рода бдительность, по€вл€етс€ чувство человека: "я никому не помешаю?", "я никого не задену?", "я никому не в т€гость?", "я никого не обижу?", "я никого не расстрою?", "я никого не утруждаю?".

"Ќе пос€гай!" - учим мы, и дет€м будет известно чувство неловкости, когда неча€нно заденешь кого-нибудь неуместным словом.

≈сли горести чужой

¬ам ужасно быть виною...

- этого достаточно дл€ хорошо воспитанного человека. ’ожу и повтор€ю дивные пушкинские строки: "≈сли горести чужой вам ужасно быть виною..."

Ќе пос€гай не из трусости, не по слабости, а из глубокого уважени€ к человеку, из чувства правды.

"Ќе причин€й горести", "не пос€гай" - тогда дети будут и деликатны, и тверды. “верды в цел€х, деликатны в средствах.

 

Ќазовем все относ€щеес€ к цел€м человека его духовностью, а все относ€щеес€ к средствам - нравственностью. ÷ели человека могут быть духовные или бездуховные, средства - нравственные или безнравственные. ј мораль - это прин€тые в обществе правила нравственности, писаные (моральный кодекс) или неписаные (общественное мнение). ћожно сказать "читает мне мораль", а сказать "читает нравственность" нельз€.

 

„еловек, читающий мораль другим, моралист, морализатор, сам может быть безнравственным человеком, и, как правило, он таковым и €вл€етс€; он стоит над душой, вычитывает мораль ради каких-то своих целей. ¬ худшем случае он получает удовольствие от сознани€ своей моральности. ≈сть люди, которые в карман не залезут, на улице не ограб€т, но живут за чужой счет, за счет народа, живут, спекулиру€, вору€ или бездельнича€ на своем посту. ¬с€кий человек, получающий заработную плату не за дело, а за то, что занимает пост и пытаетс€ сохранить его, живет за чужой счет, безнравствен, и € не знаю ни одного случа€, чтобы это не сказалось на его дет€х.  огда человек честно работает, то дл€ воспитани€ этого недостаточно. Ќо когда человек ведет безнравственный образ жизни, то есть получает не заработанное (хот€ он, быть может, сутками сидит в своей конторе, в своем кабинете), то дети, если они воврем€ не уйдут от родителей, погибают душой. ќни задыхаютс€ без щелочки света.

 

„еловек спрашивает: "„то с моими детьми? ѕочему они такие бессовестные? я тружусь, € работаю, € стараюсь, € показываю пример..." - и, признатьс€, не всегда хватает мужества назвать в глаза истинную причину: она в том, что в работе такого отца нет правды. ќн бюрократ, если занимает должность, он бракодел, если работает у станка, он привирает в книгах, если писатель, он делает приписки, если шофер, он невнимателен к больным, если врач, - как же дет€м вырасти правдивыми в доме, где правда то и дело не ночует дома?

 

ƒети - т€желое брем€, и не потому, что они шум€т, требуют внимани€ и расходов, а потому, что приходитс€ жить по правде.

¬оспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. ¬оспитыва€ детей, мы учим их добиватьс€ своих целей за свой счет, пользу€сь лишь нравственными средствами. Ќравственность (определ€ема€ вопросом "за чей счет?") указывает нижнюю границу возможных дл€ человека действий и поступков; через требовани€ нравственности переступить невозможно. Ќравственность - граница дозвол€емого совестью. ј верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна. „еловек живет не в диапазоне между недозволенным и дозволенным, а бесконечно свободно, но с твердым основанием нравственности. ” него любые выборы, кроме тех, которые св€заны с затруднени€ми дл€ другого человека. ќт границы нравственности стрела возможного идет бесконечно высоко, но в одну сторону.

Ѕудет нравственность, почти наверн€ка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитани€.

 

ѕоставим мысленный эксперимент. ѕредположим, некий мальчик дурно вел себ€ во дворе: побил маленького соседского мальчишку. “от пожаловалс€ своему отцу, отец отправилс€ к соседу - "приструни, мол, своего", и наш отец беретс€ за ремень. ќн порет сына, приговарива€:

- Ќе бей маленьких! “ы у мен€ на всю жизнь запомнишь, как маленьких бить!

¬опрос: чему учит отец? Ѕить маленьких или не бить маленьких?

“еперь мы можем ответить: неизвестно, научит ли он тому, чему хочет научить, но бить другого - научит наверн€ка.

 

Ќравственной цели (не пос€гай) отец учит безнравственными средствами (пос€га€) - и мы должны признать, что он не воспитывает ребенка, как он думает, а развращает его душу, учит безнравственности, учит пос€гать на человека.

 

Ќаши цели ребенку, как правило, недоступны. ќн не может пон€ть, отчего нельз€ стукнуть пристававшего к нему соседского мальчишку, зачем надевать теплую куртку, когда еще тепло, зачем есть, когда не хочетс€, зачем спать, если не спитс€, зачем сидеть за уроками, если все равно ничего не пон€тно, - всех этих целей ребенок не понимает. Ќо средства, которыми мы своих целей пытаемс€ достичь, вполне ребенку доступны. «амечание, брань, крик, ремень - что тут непон€тного? Ўкола обучени€ средствам открываетс€ на первой минуте после рождени€.

 

¬оспитание, повторим, - это обучение средствам дл€ достижени€ своих и общих целей.

ћама говорит неудачному (на ее взгл€д) сыну:

- ѕожалей маму!

- я больше не могу с тобой!

- Ќу ради отца с матерью!

- Ќеужели тебе мать не жалко?

ћаме кажетс€, что она учит чуткости. Ќа самом деле работает школа эгоизма: мама учит жаловатьс€, учит думать о себе, учит добиватьс€ своего, вызыва€ жалость, учит беспомощности, унижению, нав€зчивости. » эти, а не другие уроки будут восприн€ты и обращены против матери же.

 

√рубовато обраща€сь с младенцем, € учу его грубости, и больше ничему.  ака€ бы у мен€ ни была важна€ цель: здоровье ребенка, его будущее, его жизнь, но учу € его одной лишь грубости. ≈е он воспринимает, а не мою цель.

 

“ребу€ от ребенка, € учу его требовать от родителей, от людей, от жизни. Ќе тому учу и не другому, а только требовать, наступать, из горла вырывать - дай! ƒелай, как € велю!

ƒобива€сь верха - учу добиватьс€ верха.

ѕрошу - учу просить.

”ступаю - учу уступать.

ƒобиваюсь своего увлека€, шут€, с выдумкой - учу тому же своего ребенка.

¬ глаголах "грубить", "просить", "требовать", "пос€гать", "уступать" выражены такие же действи€, как в глаголах "пилить", "читать", "стирать", "косить". ‘изическим действи€м мы учим нагл€дно, душевным - незаметно. Ќам кажетс€, что ничего значительного не происходит, но процесс обучени€ идет - мы учим добиватьс€ своих целей определенными душевными движени€ми, как учат строгать определенными физическими движени€ми.

 

¬оспитание принципиально двойственно, в нем два р€да. ќдин р€д - культурный, навыки культурного поведени€, умственное развитие, учение - все то, что в прежние времена в богатых семь€х давали гувернеры и домашние учител€.

ƒругой р€д - нравственный, навыки обращени€ с цел€ми, навыки выбора нравственных средств.

 

¬ сознании большинства родителей воспитывать - значит прививать культурные навыки: не шуми, не бегай, не прыгай, ешь, как люди ед€т, не пачкайс€, говори "здравствуйте", "спасибо" и "пожалуйста" ("„то надо сказать тете?"), не вмешивайс€ в разговор взрослых, не груби, не пререкайс€, уступай место старшим, мой руки перед едой, ложись воврем€ спать, не разбрасывай вещи, не пачкай пол.

 

Ќа самом деле воспитывать - значит учить человека относитьс€ к люд€м и к делу по-человечески, по правде.

ћы прививаем культурные навыки (надо же детей воспитывать!) и в то же самое врем€ прививаем им грубость, черствость, нечуткость, неуважение к люд€м - и первые же страдаем от такого псевдовоспитани€.

 

ѕравил культурного поведени€ относительно немного, и даютс€ они приучением, требуют посто€нного надзора за ребенком. Ќетрудно предсказать, что уже в начале будущего века будет изобретен электронный карманный гувернер. ѕомещенный в задний карман джинсов, он легким пощипыванием напомнит воспитаннику о правилах поведени€.

 

Ќо никогда не изобретут машину дл€ воспитани€ любви и совестливости, чести и пор€дочности, и человеку самому приходитс€ посто€нно умер€ть свои желани€, отказыватьс€ от целей, если их достижение задевает хоть одного человека.

¬от это второе, немашинное нравственное воспитание и €вл€етс€ главным. “олько оно и есть воспитание.

Ѕудет нравственное воспитание - ребенок воспримет правила культурного поведени€ из среды, его окружающей, возьмет пример с родителей. Ћитовский ученый –.“идикис в интереснейшей статье "ќб уровн€х воспитани€" пишет, что "на практике чаще всего не образование определ€ет нравственность, а, наоборот, нравственность определ€ет потребность человека в образовании". Ќравственный человек никогда не будет ниже своей среды по культурному уровню.

 

ƒело, таким образом, сводитс€ к следующему.

ћальчик по утрам долго одеваетс€, он копуха, а мы опаздываем в детский сад и на работу. ћожно было бы рассказать ему сказку про медлительную черепаху, устроить веселое соревнование, затормошить мальчика или без разговоров быстро одеть его, не бо€сь, что это непедагогично и что он не научитс€ одеватьс€ сам - научитс€!

 

Ќо все эти средства требуют времени, терпени€, сил, изобретательности, хорошего настроени€, жизнерадостности, а мы торопимс€, мы издерганы, мы боимс€ потакать мальчику, и мы кричим на него, шлепаем, обзываем - мы учим добиватьс€ своего небрежением и насилием.

 

ћальчик плохо учитс€. Ќадо пораньше приходить с работы, заниматьс€ с ним, развивать его, читать с ним и читать ему; надо подыскать ему кружок поинтереснее; надо хвалить его, когда хотелось бы отругать, терпеливо, изо дн€ в день сидеть с ним, когда он делает уроки. Ќо у нас нет желани€ возитьс€ с сыном, и нет терпени€ ждать результатов годами, и нет умени€ помочь. ћы умеем одно - накричать! Ќаорать! "¬ следующий раз выпорю!" - вот и все воспитание. Ќо воспитание - чего? ќбучение - чему?

ћатвей ложитс€ спать и самым аккуратным образом складывает на стул свои штанишки и рубашку. „то за чудеса?

Ётому его научили в детском саду. ¬ прошлые времена даже самые состо€тельные люди отдавали детей в закрытые воспитательные учреждени€, потому что там ребенка могли научить правилам поведени€, не вступа€ в отношени€ с ним. ¬ лицее, в пансионе, в детском саду к пор€дку приучает не воспитательница, а пор€док, установленный раз и навсегда. „еловек, побывавший в венгерской гимназии, рассказывал мне, как его поразило, что ученики на переменах чинно ход€т по двору в парах, по кругу. ќн спросил директора гимназии, какими методами добиваютс€ такого пор€дка. “от пожал плечами:

- Ќе знаю. ќни уже четыреста лет так ход€т.

 

√увернерское, пансионное, детсадовское воспитание почти не вли€ет на нравственность детей, потому что там очень слаб элемент отношени€. «ла€ воспитательница - это просто зла€ воспитательница, как бывают злые соседки. ј зла€ мама - значит, весь мир злой.

Ќе понима€ этой разницы, этих механизмов воспитани€, мы стараемс€ добитьс€ от детей того же, что легко получаетс€ в детском саду, и отношени€ с детьми порт€тс€, нравственность их страдает.

...» снова мы подходим к гор€чей точке педагогики, к чему-то, определ€ющему успех или неуспех воспитани€.

 

¬се наши представлени€ о любви и совести, все доброе и умное рушитс€ перед простым фактом: ребенок должен аккуратно складывать одежду перед сном, а утром быстро одеватьс€, прилично учитьс€, помогать по дому и вести себ€ так, чтобы за него не было стыдно и чтобы на него не жаловались. ƒолжен! — этим невозможно спорить. ≈сли он не учитс€, не помогает, не слушаетс€, если на него жалуютс€, то жизнь становитс€ невыносимой.

 

ѕедагоги говор€т родител€м: "¬аш ребенок должен делать все, что положено, вы должны научить его, и при этом, конечно, нельз€ унижать его достоинство, ругать его, кричать на него, бить".

”же знакомое нам "и"-чернильное, "и"-педагогическое. Ћегко сказать! Ќо нет в жизни "и", нет у родителей ни времени, ни сил, ни терпени€, ни умени€! ¬се это правильно дл€ совершенных родителей-отличников.

Ќо что же делать несовершенным?

—овершенные родители, да еще если они в педагогически выгодных услови€х, например, с помощниками, могут добиватьс€ своих целей нравственными способами. ќни дают дет€м навыки культурного поведени€, дети у них хорошо учатс€ без особых, казалось бы, усилий, и ни один их урок ¶ 1 не противоречит уроку ¶ 2.

Ќо что же - еще раз - делать нам, несовершенным? Ќеотличникам? «амотанным жизнью и работой? ¬стречающимс€ со своими детьми на полчаса в день? Ќе обладающим великой воспитательной силой? » взгл€д-то у нас вовсе не такой, что посмотришь на ребеночка - он и стихает. „то нам делать?!

 

¬ывод, мне кажетс€, может быть только один.

≈сли у нас не хватает способностей, не хватает сил, времени и дети не ангелы, если невозможно достичь и того и этого - и культурное поведение дать, и нравственную культуру, то надо каким-то из двух этих р€дов поступитьс€. —делать выбор. ќтказатьс€ от некоторых целей, поскольку мы в нынешних услови€х не можем достичь их нравственными средствами, не пос€га€ на ребенка.

 

“ут с двух сторон сходитс€:

только нравственное, духовное воспитание - подлинное воспитание, а не скрытое, разрушающее детей;

и только нравственное, духовное воспитание возможно в нынешних услови€х, без помощников, работающими родител€ми, в полчаса.

≈сли бы воспитание заключалось в одних лишь мерах пр€мого воздействи€, из одних "уроков ¶ 1", из того, что прин€то считать воспитанием, то дела наши были бы плохи.   счастью, это не так. ¬оспитание в полчаса возможно.

 

Ќо мы должны привести образ воспитани€ в соответствие с образом жизни. »ли мы добиваемс€ культурных целей за счет нравственности, или мы отдаем предпочтение нравственности - и тогда должны смиритьс€ с тем, что не все, и быть может, далеко не все культурные наши цели могут быть достигнуты. ћожно не соглашатьс€ с таким решением, с таким ответом, но не отбрасывайте вопроса! √лавное - не замазывать противоречи€, не говорить с серьезным видом, что и то важно, и это, не пр€тать истинную причину неудач в воспитании: мы добиваемс€ нравственных (культурных) целей безнравственными (бескультурными) средствами, а дл€ достижени€ двух целей - культура и нравственность - у многих из нас нет воспитательной силы.

 

“ут ничего нового нет, все родители делают и всегда делали этот выбор, но многие выбирали и выбирают культурный р€д за счет нравственного. ¬ результате вырастают дети и безнравственные, и бескультурные. ƒети вырастают бескультурными не потому, что им дают мало культуры, а потому, что им пытаютс€ привить одну лишь культуру, без нравственности.

 

¬ воспитании, как и всюду, действует жесткое правило: "ѕо одежке прот€гивай ножки". "ћы покупаем вещи по средствам, мы строим дом по средствам, мы все в жизни делаем по средствам. ѕочему же не хотим мы пон€ть, что и дл€ воспитани€ нужны средства, услови€, возможности, силы, способности, и коли их не хватает, то надо и подвинутьс€, попридержать свои амбиции. Ѕудем чемпионами, но, простите, в своем весе. „то ж загл€дыватьс€ на сверхт€желых атлетов?

 

¬ключил телевизор и поймал случайную фразу из спектакл€:

- ≈му не хватает воспитани€, но душа у него прекрасна€.

ѕозвольте, а что же прекрасна€ душа - сама по себе по€вилась? Ѕез воспитани€? ¬от это и есть воспитанный человек - с прекрасной душой.

¬оспитанный - значит с прекрасной душой, а не с одними лишь прекрасными манерами.

»з двух целей выберем важнейшую, сделаем крен на воспитание нравственности - это и значит перейти в новую педагогическую веру.

» сразу решаютс€ многие задачи и загадки!

 

 ультурно-гувернерское воспитание невозможно в полчаса, мы только зр€ тратим силы и нервы, зр€ ссоримс€ с детьми. Ќаш ребенок не виноват, что у него нет гувернера, а мама ведет себ€ так, словно она гувернер, но безответственный, исчезающий на весь день и пытающийс€ в полчаса замазать свои грехи и навести пор€док. Ќельз€ в полчаса добитьс€ того же, чего прежде профессионалы и за сутки добивались с трудом.

 

ј нравственное, духовное воспитание возможно, потому что оно идет не полчаса, а сутки напролет, все двадцать четыре часа, и не требует никаких специальных педагогических действий. Ќужна трата души, а не времени, души, а не одних только нервов. ѕедагогическа€ работа идет в душе отца, в душе матери, но дети от нее станов€тс€ лучше. –ебенок видит только щелочку света, но в ней больше педагогической силы, чем в тыс€че поощрений и в миллионе наказаний.

 

Ќравственное воспитание - это воспитание без воспитани€, то есть без особых педагогических меропри€тий и мер, которые сами по себе могут быть и полезными, и вредными. ≈сли мы выбираем первый, культурный р€д, но ничего не можем добитьс€ от ребенка, мы становимс€ все злее, все нетерпимее, мы все меньше любим разочаровавшего нас ребенка, и он становитс€ все хуже и хуже. ≈сли же мы делаем второй выбор, нравственный, мы постепенно научаемс€ находить выходы, у нас развиваетс€ изобретательность, нека€ педагогическа€ хитрость, мы становимс€ лучше, даже не занима€сь самосовершенствованием, не дума€ о нем, - и лучше станов€тс€ наши дети.

ƒети станов€тс€ лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. Ћучше становимс€ мы, лучше станов€тс€ и дети.

 

—лышу возмущенные голоса: "¬место того чтобы призывать к полноценному воспитанию - и культуры, и нравственности, - он призывает к чему? ¬ы подумайте, к чему он призывает!"

Ќо еще и еще раз: € не призываю. я ни в коем случае не против культуры поведени€, € очень не люблю невежливых людей, и в конечном счете не наученный культурному поведению человек посто€нно пос€гает на других и затрудн€ет их. я лишь утверждаю, что есть два пути к культуре поведени€: гувернерский и материнский, и что в наших услови€х надо, во-первых, сделать выбор, а во-вторых, отдать предпочтение второму пути.   культуре поведени€ - через нравственность.

ƒолжен повторить: несовершенные, мы хотим вырастить совершенных детей. ј это возможно лишь тогда, когда мы отдаем себе отчет в том, что с нами происходит.

 

–азберем такой парадокс.

ћы всегда с интересом слушаем рассказы о воспитании детей в других странах. ¬ —Ўј вышла книга профессора ё.Ѕронфенбреннера, который доказывает, что в ———– детей воспитывают лучше, чем в —Ўј, и призывает перен€ть советские методы воспитани€ (эта книжка пользовалась большим успехом и переведена на восемнадцать €зыков). ¬ нашей стране с особым интересом говор€т о воспитании детей в японии - считаетс€, что в японии прекрасное воспитание. ƒумаю, что в японии тоже кого-нибудь став€т в пример.

 

Ќо предположим, в японии детей воспитывают лучше, чем у нас. ќднако даже там не соглас€тс€ с утверждением, будто взрослые €понцы лучше (или хуже) взрослых русских или украинцев. Ќет таких методов воспитани€, к которым не прибегали бы хоть в какой-нибудь стране: там детей держат в ежовых рукавицах, здесь распускают; в этой стране особо уважают мальчиков, а, например, на  убе - все внимание и уважение девочкам; там детей секут, а здесь считаетс€ неприличным и пальцем тронуть ребенка; там дети чуть ли не в п€ть лет в работу впр€гаютс€, а здесь - до двадцати п€ти лет учатс€... Ћюбые краски найдешь на педагогической палитре мира, и можно сколько угодно спорить о преимуществе тех или других методов или подходов. ѕедагогика всюду разна€.

 

ј результаты ее нельз€ не признать одинаковыми, если не впадать в расизм. Ќормальный человек не станет утверждать, что один народ лучше другого.

¬оспитание разное - результаты одинаковые.

 ак это может быть?

я обращалс€ ко многим люд€м, спрашивал ученых - как так? ¬оспитание разное, а результаты одинаковые!

Ќикто не может ответить.

 

ј ответ, по-моему, в том, что и воспитание во всем мире одинаковое. ќно разнитс€ методами, и методы, конечно, накладывают отпечаток на характер - есть ведь и национальный характер у каждого народа, он зависит и от форм воспитани€. Ќо нравственное содержание у всех народов одно. ¬ разных формах живет общее содержание, которое делает людей прежде всего людьми, а потом уж кубинцами или €понцами.

—уть воспитани€ во всех странах и во всех семь€х одна: обучение миролюбию и совестливости, обучение средствам достигать цели, не пос€га€ на человека.

√овор€т: кака€ может быть семейна€ педагогика? ¬ каждой семье свое, все семьи разные, никакой науки и быть не может!

¬се семьи разные, все народы разные, все времена разные, все услови€ воспитани€ разные, но высша€ нравственность одна, но правда одна, но слово "любовь" на всех €зыках означает одно и то же. ¬от и будем учить детей жить нравственно - это возможно и в полчаса, и в дес€ть минут, и во всех услови€х.

 

¬оспитание воздействи€ми - это пассивна€ педагогика. ћы наметили в голове некий курс в виде образа –ебенка, и теперь все наши действи€ определ€ютс€ не нами, а ребенком. „уть он отклонитс€ - мы начинам реагировать. ≈сли бы он следовал по заданной траектории поведени€, мы бы спали. ћы не замечаем ребенка, мы замечаем одни лишь его недостатки.

Ќравственно-духовное воспитание - это активна€ педагогика. ћы зовем к самоосвобождению, вызываем чувство симпатии, пробуждаем добро. —ами не спим душой и не даем заснуть душе ребенка.

 

ќдна педагогика делает упор на то, что ребенок должен знать, должен уметь, должен понимать. ќна говорит нам: надо, чтобы... надо, чтобы...

ƒруга€ педагогика делает упор на то, каким путем добиватьс€ этих всем известных "должен, должен, должен". ќна говорит: чтобы... надо, чтобы... надо.

„тобы дети выросли нравственными людьми, надо добиватьс€ от ребенка лишь того, чего мы можем добитьс€, не пос€га€ на него. Ѕудет нравственность - будет все; не будет нравственности - ничего не будет.

“ак - получаетс€, а так - нет.

 

ћатвей наш - детсадовский, и притом из честных. Ќа вопрос о любимых кушань€х он отвечает: " отлеты, компот, картошка и еще макароны".

—егодн€ дома на завтрак макароны. ћы с ним вдвоем. ќн тычет вилкой лениво, он набросал вокруг тарелки. ¬ детском саду ему сделали бы сто замечаний, но € молчу. ќн показывает самому себе, что он свободный человек: как хочет, так и ест. ј € его сегодн€ не воспитываю, он у мен€ как гость, у нас выходной - и от воспитани€ выходной. ” мен€ нет страха за его будущее: а вдруг он вырастет и всю жизнь будет есть неаккуратно? Ќе будет! я знаю, € чувствую, € верю - все будет с ним хорошо. Ќекоторые педагоги советуют сажать детей до п€ти лет за отдельный столик, потому что не вс€кий выдержит, когда в тарелку лезут п€терней (и хорошо если в свою, а то ведь и в чужую!), - не вс€кий это выдержит, но ведь и нельз€, чтобы завтрак сопровождалс€ бесконечными: "≈шь аккуратнее! “ы почему все разбросал? Ќу что же это такое! ¬от, оп€ть пролил! ѕозавтракать спокойно нельз€! —ейчас ты у мен€ получишь! —ейчас кое-кто у мен€ схлопочет!" Ќе в таких ли завтраках, обедах и ужинах с острой приправой в виде понуканий и угроз закладываетс€ будуща€ €зва желудка? ¬оспитание должно быть, напомню, анти€звенным.

 

Ќо и отдельно мальчика не посадишь - он год будет возитьс€. » чтобы не портить воскресное утро замечани€ми и ссорами, € завожу речь о д€де —ереже, моем новом знакомом, - он и конструктор Ё¬ћ, и сочинитель сказок. ћы все давно ждали его в гости, и вот он сегодн€ впервые придет к нам.

Ќо мальчик настроен все делать наперекор.

„то-то, видимо, € не так сказал ему, какое-то раздражение он все-таки уловил в моем голосе, и вот следует мщение.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 317 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потер€ть берег из виду. © ’ристофор  олумб
==> читать все изречени€...

1415 - | 1340 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.094 с.