Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


–азговор с ¬. Ќ. √алендеевым




¬.‘. ¬алерий Ќиколаевич, много лет мы с вами с удовольствием работали бок о бок, а сейчас Ч увы! Ч не работаем вместе. ѕравда, € продолжаю привлекать вас иногда к работе нашей мастерской: прошу посмотреть вместе что-то или кого-то, обсуждаю с вами некоторые процессы, то есть провоцирую вас хоть на какую-то совместность. Ќо Ч увы! Ч мы все-таки нынче находимс€ на рассто€нии и общаемс€ преимущественно по поводу косвенных объектов Ч общих учеников у нас нет.

 азалось бы, мы могли наговоритьс€ за многие годы, но € все же к сегодн€шнему разговору перед диктофоном приступаю с жадностью и интересом.

–азумеетс€, мы можем, как, впрочем, и всегда, говорить не только о сценической речи, а о чем захочетс€.

 огда-то вы сказали, что не считаете себ€ педагогом по сценической речи, а внутренне считаете, что занимаетесь актерским мастерством Ч сценической речью. —ейчас ваши представлени€ о своей профессии и миссии изменились? —ейчас вы о себе как о специалисте говорили бы еще более расширительно или наоборот? ¬.√. “ут, наверное, какое-то недоразумение. ћне казалось, € всегда говорил наоборот: что € пи в коей мере не считаю себ€ педагогом по актерскому мастерству, € всю жизнь себ€ считал и продолжаю считать педагогом по сценической речи преимущественно. ƒругое дело, что дл€ мен€ это включает в себ€ как нечто само собой разумеющеес€ минимум знаний, умений и талантов, который нужен преподавателю сценического мастерства. я себ€ считаю исключительно педагогом но сценической речи. Ќо мне нужно разбиратьс€ а актерском мастерстве, в режиссуре, в вокале, в движении, в музыкальной грамоте Ч до известной степени. я бы этого пожелал каждому, кто работает в театральной школе и преподает любой предмет. ≈сть нечто по преимуществу, но необходимо разбиратьс€

и во всем остальном.

¬.‘. ј помните, когда мы работали под руководством Ћьва јбрамовича ƒодина над программой обучени€, мы хотели предметы

268 ¬ениамин ‘ильштинский. ќткрыта€ педагогика ■;

именовать не Ђсценическа€ речьї, а Ђактерское мастерство (сценическа€ речь)ї, не Ђтанецї, а Ђактерское мастерство (танец)ї.

¬.√. ¬ этом смысле Ч да, конечно, € считаю себ€ педагогом по актерскому мастерству в аспекте сценической речи, но не в целом, не в совокупности всей проблематики. “уда € не суюсь, не сунусь и не хотел бы соватьс€ никогда в жизни.

¬.‘.  аково состо€ние речи в театре? » почему Ч если вы, конечно, согласны со мной Ч плохо слышно в театре? ѕотому что бездыханно, неартикул€циошю, неинтонациошю или потому что без смысла, без видений? »ли и то, и другое?

¬.√. ¬опрос имеет несколько уровней сложности, € даже думаю, что это бесконечна€ лестница, уход€ща€ в небо. ћы никогда не доберемс€ до той ступени, на которой можно сказать Ђвсе в пор€дкеї, так же, как мы никогда не скажем Ђвсе в пор€дке с актерским мастерством, все в пор€дке с режиссурой, все в пор€дке с драматургиейї. “ак не может быть.

¬.‘. «начит, состо€ние речи нормальное? ¬.√. ≈сть отдельные примеры, образцы, где дело обстоит лучше, но все равно удовлетворительно оно обсто€ть не может в силу того, о чем € только что сказал Ч бесконечности и неисчерпаемости требований. ƒа, не слышно Ч это очень конкретна€ проблема. ћне кажетс€, не потому, что бездыханно, и не потому, что бездейственно, Ч потому что бескультурно. ѕредмет, называемый иногда культурой сценической речи, не имеет культуры методических усилий, культуры организации урока, недели, семестра, года и всего периода обучени€. ћожно сослатьс€ на культуру режиссера в театре. Ќо начинаетс€ не с культуры режиссера, а с того, как учат актеров в театральных школах. ј культуре не учат никак. ќна не прививаетс€. ¬ы же это знаете.  ультура любви к слову у некоторых прорезаетс€ Ч у крупных, у больших, в предельной зрелости. я не знаю ни одного большого режиссера, который в итоге не пришел бы к тоске по слову. ƒодин, ¬асильев, Ѕрук, конечно же, Ч —таниславский и Ќемирович-ƒанченко. » все начинали с отрицани€ слова, но отрицали не слово, а традицию обращени€ со словом в театре, который был им современен.

¬.‘.  огда мы учились в 1960-е в институте, мы щегол€ли небрежением к слову, придумывали даже упражнени€ на небрежность к словам.

¬.√. я знаю это. “огда в театре было слышно, правда? √оворить громко было об€занностью артиста сталинской эпохи Ч в противном случае, на него воздействовали бы местком и партком. «наете,

ƒиалоги с коллегами 269

когда во ћ’ј“е начали кричать? ¬ 1934 году Ќемирович-ƒанченко, когда репетировал Ђјнну  аренинуї, сказал ѕрудкину: Ђћарк »саакович, замечательно вы провели сцену у постели больной јнны, но € почти не разобрал слов. ј вот товарищ —талин сказал: Ђ’ороший театр ћ’ј“, но часто не слышно, что говор€тї, ѕосле этого во ћ’ј“ стало слышно навсегда, до последних спектаклей Ѕориса Ќиколаевича Ћиванова, который ревел испуганным зубром, Ч € его видел в 1964-м году.

¬.‘. “о есть —талин вмешалс€ в методику и был отцом еще и речевой педагогики?

¬.√. »ли Ќемирович-ƒанченко придумал, что сказать ѕрудки-иу. ¬се-таки 34-й год не 28-й, уже все всЄ понимали. ј за ћ’ј“ом все остальные театры закричали. » в результате в шестидес€тые годы вы еще слышали сталинскую выучку. ќна была с технологической точки зрени€ очень хорошей, но не обеспечивала смысловых, внутренних эстетических требований того театра, который пришел на смену сталинскому. ѕоэтому так же, как когда-то у —таниславского, у Ќемировича-ƒанченко, у некоторых режиссеров 60-х было желание растоптать слово, уничтожить его.

¬.‘. ћожно сказать, что Ёфрос был одним из тех, кто повернул процесс.

¬.√. ƒа, конечно. ’от€ в последние годы он тоже по слову затосковал. ƒодин тоже прошел этот путь так же, как, видимо, и јнатолий ¬асильев, который полностью сосредоточилс€ на слове в последние годы, а когда начинал, ему было так же наплевать на слово, как и многим другим. ƒодип пошел дальше: вс€ система профессиональной учебы, система регул€рных зан€тий, лична€ режиссерска€ работа над словом Ч считаетс€, что все делает педагог √алендеев, Ч на самом деле в последние годы это работа ƒодина. ќн ищет не только нюансы наполненности слова, но акустические нюансы. ќн вышел из театрального института без этого. ¬ы вышли без этого. —ейчас режиссеры выход€т без этого. «а исключением тех, которые учились у мен€. ѕотому что мы с вами придумали учить их абсолютно но той же программе, что и актеров, плюс к этому € даю им теорию. ќни занимаютс€ речью больше, чем артисты. ќни что-то умеют сами и понимают, что можно требовать от артиста, чего не хватает, на что он способен. ¬едь, в общем, вс€ система обучени€ сценической речи направлена на то, чтобы в театре было не слышно. ≈сли сценическа€ речь занимаетс€ видени€ми Ч артист никогда не научитс€ быть слышным. ¬идени€ Ч это не прерогатива сценической речи, этим должно заниматьс€ актерское мастерство. —ценическа€ речь должна заниматьс€ артикул€цией, ды-

J

270 ¬ениамин ‘ильштинский. ќткрыта€ педагогика I

ханием, комплексным соединением этого и Ч как более высока€ ступень Ч органикой артикул€ции, дыхани€, атлетизмом дыхани€, сложностью фразового построени€, прохождением мысли сквозь фразовые пороги. ’от€ поначалу это может быть не совсем органично, но потом необходимо искать органику. ≈сли с самого начала поставить себе необходимое условие Ч органику каждого произнесенного слова, его естественность, его полное соответствие предлагаемым обсто€тельствам, акустике помещени€, стилистике этюда Ч мы далеко не уедем. я говорю о сценической речи, а не о зан€ти€х актерским мастерством Ч там все должно быть органично с первых шагов. ћне кажетс€ Ч и тут мы спорим немножко с ƒо-диным Ч сценическа€ речь в определенных услови€х может быть отчасти и неорганичной, непривычной с точки зрени€ требований соответствующего этапа актерского мастерства, но это органический этап сдвигани€ с мертвой точки. ћы с вами вместе работаем на приемных экзаменах, и вы знаете, что поступающие наход€тс€ на мертвой точке. ќни такими приход€т. ¬ чем-то мы умудр€емс€ их ухудшить, иногда сильно, и редко удаетс€ сдвинуть их с мертвой точки. Ёто сдвигание с мертвой точки необходимо. ¬.‘.  акое сдвигание Ч дыхательное, артикул€ционное? ¬.√. Ёнергетическое, следовательно, дыхательное, следовательно, артикул€ционное, но в первую очередь Ч усиление импульса, психического импульса к произнесению слова. ѕросто громче говорить и просто дышать никто не учит. ћы пытаемс€ усилить психический импульс к произнесению звука, звуковых комбинаций. я все больше и больше этим занимаюсь, все меньше в тренинге удел€ю внимани€ значимым словам €зыка, все больше перехожу к Ђтататировапиюї и специальной фонетической тарабарщине, в которой об€зательно должен вспыхнуть достаточно сильный волевой психический импульс к произнесению слова.

¬.‘. »мпульс не св€занный с событийностью, с разбором, с содержанием?

¬.√. Ќет. ј что мы можем разбирать, собира€сь в круге? Ђѕткупт, пткопт, пткаптї Ч что мы тут можем разобрать?

¬.‘. Ќу а в итоге?

¬.√. ¬ итоге Ч св€занный. Ќо до итога надо дожить. »тог есть сн€тие всего того, чему мы научились. ѕотому что когда € сейчас на приемных экзаменах с первого слова слышу, что человек уже обучалс€ сценической речи, и могу сказать почти с точностью, где он обучалс€, Ч это ужасно. ћы застр€ли на этапе технологической необходимости и не пришли к этапу свободной речи.

¬.‘. ј снимать должны режиссеры?

диалоги с коллегами 271

¬.√. Ќет, мы же должны и снимать. ћы должны помочь будущим артистам, режиссерам привести это к естественности, к органике волевой речи хот€ бы только в сценических услови€х. Ќекоторые мастера сценического слова в жизни тер€ют это мастерство.

¬.‘. ¬се, что вы мне говорите, мне кажетс€ очень интересным и очень новым и дл€ мен€, и, мне кажетс€, дл€ вас. я от вас еще года три-четыре назад слышал другое и видел другое. ћне кажетс€, что вы занимались именно видени€ми. я включаю в наш разговор впечатлени€ от экзамена на курсе √еннади€ “рост€нецкого, это все обдумываю, очень много нового. ј вот помните, когда-то мы давали такой наивный простенький совет: говорите в жизни громче, поднимите уровень говорени€ в жизни, тогда у вас не будет перепада в сценической речи. Ёто совет неправильный?

¬.√. я считаю, что это мало св€занные между собой вещи. ќдин из наиболее владеющих словом артистов ћалого драматического театра »горь „ерневич Ч в ћилане, когда во врем€ спектакл€ повредил ногу ќлег ƒмитриев, и его увезли в больницу, Ч произносил вместо него гигантские монологи, сорокинский текст адской сложности, по бумажке. ќн произносил его так, что никому в голову не могло прийти, что он держит в руках именно текст роли, который не знает. ќн не допустил пи одной ошибки, ни одного сбо€, пи одной неточности Ч а в жизни он заика. ¬.‘.  ак »лларион Ќиколаевич ѕевцов. ¬.√. ƒа. » очень трудно изъ€сн€ющийс€ заика. ¬олод€ —елезнев тоже прекрасен. “о, что он делает в Ђ»счезновенииї, великолепно, его речь и на русском, и на иврите, и на идиш, и на английском безукоризненна. Ќо он не заика. ќн выпускник спортивной школы-интерпата. „то, конечно, близко к заиканию. »горь продолжает в жизни оставатьс€ заикой, он разговаривает мучительно, но на сцене работают все же другие механизмы, и психологические, и пейромоторные Ч нервна€ система работает по какому-то другому принципу, чем в жизни. » очень часто прекрасно говор€щие в жизни люди на сцене не слышны, непон€тны, неинтересны, и даже когда они физически слышны, их речь в роли вызывает психическую глухоту. „еловек физически слышит, но не понимает, что ему говор€т. Ќет видений, внутренн€€ сторона не оправдана. Ёто пустые слова, пустой голос, пустой звук. Ёто следующий уровень проблемы. Ќа нервом уровне надо добитьс€ того, чтобы было чем дышать, чем звучать, чем говорить. ¬торой уровень Ч нельз€ оставл€ть это в виде технологической болванки, надо двигатьс€ дальше. ќдин педагог по речи здесь ничего не сделает, только совместно с недаго-





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 297 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

1390 - | 1367 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.