Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ Ђсловесном действииї и других пон€ти€х 5 страница




—ейчас у нас уже новый курс студентов, и мы заранее обдумываем, какие спектакли станут материалом их обучени€. ” нас есть предположени€, что это будут Ђ–омео и ƒжульеттаї, Ђѕреступле-

ние и наказаниеї, современна€ пьеса, может быть, басни  рылова. ѕерва€ забота: на какие этюды студентов вдохновл€ть, готов€ к спектаклю Ђ–омео и ƒжульеттаї. Ёто, возможно, будут этюды про любовь, про свою, про чужую, про ситуации, когда родители не разрешают девушке встречатьс€ с юношей... Ёто, возможно, будут различные этюды на оттенки чувства любви, ненависти. –азумеетс€, понадоб€тс€ этюды на физическое самочувствие, например, на одур€ющую жару, ставшую одной из причин роковой схватки на площади. ј в Ђѕреступленииї тоже, видимо, будет сери€ этюдов на физическое самочувствие: на самочувствие в душном июльском ѕетербурге, стро€щемс€, торгующем, бурл€щем, блест€щем снаружи и гнилом внутри, этюды на физическое самочувствие опь€нени€ (ћармеладов), на болезнь –аскольникова, на его усталость, сумасшествие, на ритмы существовани€ толпы в ѕетербурге, на среду: комната, город, канал. ј если мы попробуем ставить басни  рылова, это будут этюды, исследующие разные человеческие пороки Ч лесть, злость, зависть, униженность, высокомерие.

...» вот наши студенты, набранные в 2001 году, уже заканчивают второй курс. Ётот год, помимо прочего, конечно, был и годом этюдов. », конечно, этюдна€ тема снова обнаружила свою бесконечность, свою огромную дл€ нас важность, свои интереснейшие методические повороты. ’очетс€ упом€нуть (€ выпишу это из педагогического дневника) некоторые из дес€тков и дес€тков этюдов.

Ѕыли запланированные педагогами этюды по Ђѕреступлению и наказаниюї, но были этюды и по ќстровскому. ¬ частности, на место действи€: Ђјркашка в лесуї (ЂЋесї), Ђ¬окзалї (Ђ“аланты и поклонникиї), Ђ«акулисьеї (ЂЅез вины виноватыеї)... ¬ообще, место действи€ стало на какое-то врем€ нашей принципиальной этюдной темой (Ђ‘инский заливї, Ђ ур€тникї, ЂЌа крутом берегуї, Ђѕодвалї, ЂЋес весеннийї и т. д.). ƒалее были этюды по басн€м  рылова (в том числе, разумеетс€, много ассоциативных). ј потом уже Ч полное погружение в этюды по Ђ–омео и ƒжульеттеї. “ут оп€ть же были и ассоциативные этюды, и этюды-наблюдени€, и этюды на место действи€, и на преджизнь, и на конфликт, и на венчальные и похоронные ритуалы, и на приближение к поэтическому тексту, и на характеры, и на сквозные действи€, и этюды-тренинги. ѕеречислю некоторые из этих этюдов:

Ђѕлощадь в ¬еронеї, Ђћес€ц тому назадї, Ђ–омео и –озалинаї, ЂЌакануне рождени€ї (беременные кормилица и леди  апулетти), Ђ–омео и Ѕенволиої, Ђ»гры подросткаї (ƒжульетта), Ђ¬любиласьї (ассоциативный), Ђ“ибальд и леди  апулеттиї (как любов-

пики), Ђћой ћеркуциої, ЂЅеспредметна€ тоскаї (–омео), ЂЅогини –омеої, Ђ¬еселый Ѕенволиої, Ђј если это любовьї (ƒжульетта и “ибальд), Ђ„етырнадцатый векї (сери€ этюдов на быт), Ђ–од  апулеттиї, Ђ—емь€  апулеттиї (несколько вариантов), Ђѕатриотическое собраниеї (в доме  апулетти), Ђ–омео и ћеркуциої, ЂЅалї, Ђќхранники на балуї, Ђѕреображение ƒжульеттыї, Ђ¬лажна€ ночьї, Ђѕринуждение ƒжульеттыї (или Ђ—пасти семьюї), Ђѕередача властиї ( апулетти - “ибальд), Ђ“ихое науськиваниеї, Ђ–ешительное наставлениеї, Ђ∆араї, Ђ∆лобыї, Ђ“анец мираї (–омео и “ибальд), Ђќтравление по-€понскиї (ƒжульетта), Ђ—амоуничтожениеї (ћеркуцио), Ђ»таль€нцыї (современные), Ђѕажї, Ђ¬енчаниеї, Ђќт изгнани€ к свиданиюї (–омео), ЂЅрачна€ ночьї, Ђ—мерть во им€ жизниї (Ћоренцо), Ђ’ронологи€ дн€ї (–омео), Ђ–ешаю €ї (кормилица), Ђ¬ыхожу из игрыї (леди  анулетти), Ђќсталась однаї (ƒжульетта), ЂЎутыї (попытка св€зать весь этюдный материал), Ђ—квозное –омеої (этюдный р€д), Ђ—квозное ƒжульеттыї (этюдный р€д)...

 


–≈ѕЋ» »

 

* * *

»звестно, что актер на сцене должен действовать, что само слово Ђактерї на всех €зыках означает Ђдействующийї, что список героев пьесы называетс€ Ђдействующие лицаї, что под названием пьесы пишетс€: Ђпьеса в стольких-то действи€хї, и т. д. ¬сюду Ч действие. “ем не менее, осмелимс€ думать, что значение этого элемента Ђ—истемыї дл€ практического выращивани€ Ђжизни человеческого духаї преувеличено. Ѕлагодар€ акценту на действие наше внимание сосредоточиваетс€ преимущественно на волевом поведении человека, тогда как рефлексивное поведение не менее распространено в жизни (а, значит, и на сцене).

¬гл€димс€ еще раз в Ђдействиеї. ≈сть така€ формулировка: Ђƒействиеї Ч это единый психофизический процесс, направленный к достижению определенной цели в определенных предлагаемых обсто€тельствах, осуществл€емый определенным образом...ї. Ќо если мы стремимс€ уподобл€ть сценические процессы жизненным, то должны признать: в жизни чаще всего бывает не так. Ќе такие уж все люди целенаправленные...  ак правило, мы живем без Ђдействи€ї. » без Ђсквозного действи€ї. ƒа и в большой драматургии, пожалуй, тоже. ¬едь ни у ’лестакова, ни у јстрова, ни у √амлета нет Ђопределенной целиї. ≈сть смутно осознаваемый комплекс желаний и импульсов, смесь воли и безволи€, намерений и размышлений. ≈сть движуща€с€ во времени жизнь, бытие... ћожет быть, следует так и переформулировать: Ђ—ценическое бытиеї Ч это единый психофизический процесс, развивающийс€ во времени в определенных предлагаемых обсто€тельствах...ї и т. д. Ѕытие, а не действие.

 

* * *

»ногда думаешь: Ђѕочему капризничал —таниславский?ї...¬ одном из новосибирских театров довелось однажды посмотреть только что вышедший спектакль, который был прин€т публикой очень хорошо. ќднако не понравилось. » вот почему: актеры нашли деликатный тон, слова как бы рождались, но рождались только лишь как текст, а не как следствие существенных событий и соответствующего воображени€. јктеры говорили просто, но вне воображени€, на коротком поводке Ђпетелек и крючочковї, от одной достоверно сказанной фразы к другой, не более того. ¬не воображени€!..

Ќе воображение ли имел в виду —таниславский, крича актерам из зала свое знаменитое: ЂЌе верю!ї? ћожет, это ЂЌе верюї и означало ЂЌет воображени€ї? ¬озможно,  .—. имел в виду именно это: что хот€ актеры грамотно говор€т слова, воображение их спит, и ему, —таниславскому, ничего не передаетс€, вот он и не верит.

* * *

“ермин Ђдействиеї, подразумевающий последующий вопрос: Ђкакое?ї, предполагающий формулирование жизни, нам представл€етс€ не всегда полезным. ≈ще вот почему. ¬ нем априори заложен волевой оттенок и запрограммировано упрощение жизненных процессов. ¬ этой св€зи обращают на себ€ внимание удивительные слова —таниславского, произнесенные им всего за несколько мес€цев до смерти: Ђ«адача идет из головы, а действие идет от интуицииї. Ёта фраза многое ставит на место. «начит, Ђдействиеї и по истокам своим Ч нерациональна€ категори€. «начит, оно должно возникать, а не может быть задано. «начит, и по этой причине оно не может быть жестко формулируемо, не может быть одномерно-волевым и т. д.

 

* * *

¬ свое врем€ говорили: Ђ—тарый —таниславскийї и ЂЌовый —таниславскийї. —таниславский, мол, очень мен€лс€: сперва говорил одно, впоследствии другое... ѕотом авторитетные люди за€вили: нет, —таниславский в главном оставалс€ всегда одним и тем же... “еперь мы тоже позволим себе сказать: Ђнетї. —таниславский Ђстарыйї и Ђновыйї все-таки разные пон€ти€. » очень ошибаютс€ те, кто бездумно черпают из Ђстарогої —таниславского. »менно оттуда они берут Ђдействиеї, то есть, волевое Ђдействиеї. ј ведь Ђновыйї —таниславский говорил только о физическом действии, об элементарном действии, увод€ старое действие в зону интуиции.

ј нынешние режиссеры-Ђдейственникиї берут актера за горло: Ђ„то ты в этом куске делаешь?ї јктер: Ђћне здесь плохо, € здесь плачуї. ЂЌет, отвечай, такой-с€кой, что ты здесь делаешь?ї...

 

* * *

” —таниславского есть такое пон€тие: Ђѕозывы к физическому действию...ї Ђѕозывыї Ч непри€тное даже слово. Ќо это так близко к Ќ. ¬. ƒемидову. »менно он предлагал следовать малейшим вибраци€м актерского организма, малейшим импульсам, ловить их и отдаватьс€ им.

 

* * *

ќдно врем€ казалось, что ассоциации обладают необыкновенной силой, что благодар€ им студент может моментально и смело распахнуть свой внутренний мир, выплеснуть всю свою эмоциональность.

Ќо вот даешь задание. Ќапример, такое: Ђѕокажите ассоциацию на любовный эпизод пьесы Ч что-либо из своей жизниї. ѕредвкушаешь поток искренности, сильные эмоции... Ќо нет. ѕоказанное оказываетс€ слабеньким, скромненьким. ¬ чем дело? ћаленький жизненный опыт? “рудность самообнажени€? Ќе только. –азберемс€. ќдно дело Ч личное воспоминание на тему Ђѕерва€ любовьї, Ђѕервый поцелуйї, Ђѕерва€ изменаї. ќб этом студент может искренне и взволнованно рассказать. Ќо показывать-то нужно уже этюд. јссоциативный этюд. Ёто уже творчество. “ут другие законы. “ут открываютс€ уже новые каналы, тут мы имеем дело уже со сценическим существованием. ј в него, как известно, непроизвольно входит очень много такого, чего в биографии студента, может быть, и не было,

хот€ и могло быть...  ороче говор€, начинает работать Ђесли бы...ї —таниславского и другие творческие механизмы. „то же это означает методически? ј вот что: со временем ты, педагог, поумнев, дава€ задание, как бы вскользь замечаешь: ЂЌеоб€зательно все делать совсем уж точно, как было... ¬спомнил и хорошо. ј когда делаешь, можешь слегка и приврать, если захочетс€...ї.

 

* * *

 . —. —таниславский мечтал о такой методике: в начале работы не давать актерам пьесу.

...¬ел € в –умынии международный семинар (—ина€, 2003 г.). –аботал с группой, где были канадцы, румыны, финны, перуанцы. —остав сложный. ѕосле р€да упражнений потребовалось перейти к этюдным пробам. я перебирал в голове варианты. » вот в последний момент решил сделать с участниками семинара этюды по пушкинской Ђ–усалкеї. Ќо у мен€ с собой не было текста, а достать в —инае Ђ–усалкуї, хот€ бы на английском, оказалось невозможным. “огда € рассказал актерам интригу пьесы, и они по эпизодам сыграли этюдами всю Ђ–усалкуї. »м было интересно. ќни нашли много такого, чего у ѕушкина и не предполагалось. Ёксперимент удалс€. ћожет быть, тут сработал мелодраматический сюжет (любовь, утопленица)? ћожет быть, экзотика и фольклорность этого, фактически среднеевропейского, мифа? Ќе знаю. ¬о вс€ком случае, непреднамеренно возник классический этюдный опыт именно в духе позднего —таниславского.

* * *

Ђ—квозное действиеї почему-то вравную примен€етс€ к таким пон€ти€м, как Ђрольї и Ђпьесаї, лежащим в абсолютно разных плоскост€х. √овор€т почему-то: Ђсквозное действие пьесы и ролиї. Ќо роль Ч это живой человек, а пьеса Ч литературное сочинение.  ак же она вообще может Ђдействоватьї?  онечно, она может в итоге действовать (воздействовать) на наше сознание, на наши чувства, но это уже пон€тие из области психологии искусства. Ёто не имеет отношени€ к практической театральной работе.

 

* * *

ѕедагогика парадоксальна по своей сути. ѕедагог, будучи обыкновенным человеком, тем не менее беретс€ (должен, об€зан, вынужден) устремл€ть своих учеников ни больше ни меньше как к идеалам искусства и жизни...


Ё“јѕџ ќЅ”„≈Ќ»я

 огда стро€т дом, то сперва закладывают фундамент, потом возвод€т первый этаж, потом второй, третий и т. д. ¬ театральном деле, в педагогике мы не можем похвастатьс€ такой логичностью и последовательностью. ѕро нас можно сказать так: возводим третий этаж и вдруг возникает необходимость укрепить фундамент, построили п€тый этаж Ч оказываетс€, есть неполадки со вторым этажом... » все же логика обучени€ существует, и в каждый данный момент работы мы, педагоги, должны понимать, на каком этапе обучени€ мы находимс€. “огда у нас не будет излишней самонаде€нности в намерении обмануть врем€, сделать что-то Ђбыстрее быстрогої. — другой стороны, не будет и паники: Ђќй, не успеваем!..ї.

¬ чем же состоит движение от этапа к этапу, в какой последовательности постигаетс€ студентами сущность актерской профессии? ћы приводим здесь два материала. ¬о-первых, это заметки Ђ ак мы работали над программойї. ¬о-вторых, примыкающа€ по смыслу к этим заметкам стенограмма Ђ—тратеги€ обучени€ драматического артистаї. ѕри некоторой специфичности лексики и тона (это беседы с иностранцами) стенограмма говорит о том же Ч об этапах преподавани€ предмета Ђактерское мастерствої в театральной школе.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 366 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1717 - | 1420 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.017 с.