месте у Диогена Лаэрция сказано: «не имеют раздельности частей». Точно так же надо толковать это выражение и у Плутарха, «О мнениях философов», I, стр. 236, и у Симплиция, стр. 405.
2) И этот вывод тоже неверен. То, что не может быть разделено в пространстве, вовсе не существует поэтому вне пространства и безотносительно к пространству.
31 Шаубах, указ. соч., стр. [549] — 550.
*' Диоген Лаэрций, X, 44.
61 Диоген Лаэрций, X, 67: «Ничто нельзя мыслить само но себе бестелесным, за исключением пустоты».
в) Диоген Лаэрций, X, 39, 40 и 41.
71 Диоген Лаэрций, VII, [гл ] I, [§ 134]: «Они» (т. е. стоики) «утверждают, что существует разница между первоначалами и элементами: первые извечны и нетленны, а элементы уничгожимы действием огня».
81 Аристотель, «Метафизика», IV, 1 и 3.
в) Ср. указ. место.
101 Аристотель, «Метафизика», указ. место, 3: «На таком же основании говорят и об элементах тел, называя так те предельные составные части, на которые разлагаются тела, в то время как сами эти предельные части уже не разделяются на другие, отличающиеся друг от друга по виду... Оттого-то все малое, простое и неразложимое называется элементом».
111 Аристотель, «Метафизика», I, 4.
121 Диоген Лаэрций, X, 54.
(Плутарх), «Колот», стр. 1110: «Приведенные [положения Демокрита] в такой же степени неотделимы от положений Эпикура, как по их [эпикурейцев] собственному высказыванию, форма и вес от атома».
13) Секст Эмпирик, «Против математиков», стр. 420.
141 Евсевий, «Евангельское подготовление», XIV, стр. 773: «Эпикур... признает атомы недоступными ощущению...». Стр. 749: «Имеют они» (т. е. атомы) «свои особые формы, созерцаемые умом».
161 (Плутарх), «О мнениях философов», I, стр. 246: «Сам он» (т. е. Эпикур) «признал неуничтожимыми еще следующие четыре различного рода субстанции: атомы, пустоту, беспредельность и однородные частицы; последние и суть гомеомерии и элементы». Стр. 249: «Эпикур же учит, что тела не ограничены; первичные, в качестве простых, и прочие, как результат их сцепления, все имеют тяжесть».
Стобей, «Эклоги физические», I, стр. 52: «Метродор, наставник Эпикура, утверждает: первопричины — это атомы и элементы». Стр. 5: «Эпикур... считает неразрушимыми следующие четыре субстанции:
ПРИМЕЧАНИЯ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ
атомы, пустоту, беспредельность и однородные частицы,которые называются также гомеомериями и элементами».
16) Ср. там же.
171 Цицерон, «О высшем добре и зле», I, 6: «Затем следуют... атомы, пустота,., сама бесконечность, которую они [Демокрит и Эпикур] называют беспредельностью».
Диоген Лаэрций, X, 41: «Да и на самом деле вселенная бесконечна... И действительно, вселенная бесконечна как в силу множества тел в ней, так и в силу величины ее пустого пространства».
181 Плутарх, «Колот», стр. 1114: «Так вот что мы должны принять за начала для возникновения сущего — бесконечность и пустоту; но последняя бездейственна сама и недоступна воздействию, она бестелесна, а первая — хаотична, бессмысленна, неограниченна, сама себя разлагает и приводит в расстройство, в силу того что из-за ее бесчисленности ею нельзя овладеть и ее нельзя ограничить».
181 Симплиций, указ. соч., стр. 488.
201 (Плутарх), «О мнениях философов», стр. 230: «Метродор же говорит: «...что число миров беспредельно по своему множеству, это явствует из того, что беспредельно число первопричин.., а первопричинами являются атомы или элементы»».
Стобей, «Эклоги физические», I, стр. 52: «Метродор, наставник Эпикура, утверждает: первопричины — это атомы и элементы».
211 Лукреций, «О природе вещей», I, 820 и ел.:
«Те же начала собой образуют ведь небо и землю, Солнце, потоки, моря, деревья, плоды и животных». Диоген Лаэрций, X, 39: «И действительно, вселенная всегда была такой, какова она теперь, и вечно останется такой же. Ибо нет ничего, во что она могла бы превратиться. Ведь кроме вселенной нет ничего, перейдя во что, она могла бы совершить свое превращение... Вселенная есть тело...». 41: «Эти [образующие мир тела] неделимы и неизменны, если только все не должно распасться в небытие. Они имеют силу устоять при распадах сцеплений, оставаясь незатронутыми по своей природе, и исключают всякую возможность как-либо или во что-либо распасться».
* 221 Диоген Лаэрций, X, 73: «...и все они [миры] в свою очередь распадаются, одни быстрее, другие медленнее; одни претерпевают эту гибель от одних причин, другие — от других». 74: «Итак, понятно также и утверждение его [Эпикура] о разрушимости миров в результате изменений в их частях».
Лукреций, V, 108 и ел.:
«И не на деле уж лучше уверимся мы, а рассудком, Что уничтожиться все с ужасающим грохотом может...» Лукреций, V, 373: «Смерти не замкнута дверь ни для свода небес, ни для
солнца, Ни для земли, ни для вод на равнинах глубокого моря, — Настежь отверста она и зияет огромною пастью».
28> Симплиций, указ. соч., стр. 425.
241 Лукреций, И, 796:
«... и что начала вещей никогда освещаться не могут...»