Для языков программирования характерны не только возможности работы с числовой информацией, но и со строковой. Напомним, что для работы с числами мы использовали два основных типа данных: Integer (целый) и Real (вещественный).
Например, var a: integer; b: real;
Для работы со строками необходимо использовать тип данных string (var s: string). Отличительной чертой этого типа данных является то, что мы можем обратиться как к строке целиком, так и посимвольно, то есть к каждой букве в отдельности. Для этого нам необходимо использовать оператор цикла.
Цикл - многократное повторение последовательности действий по некоторому условию. Известны три типа циклических алгоритмических структур, но при работе со строками будем использовать одну из них – цикл с параметром. Он имеет две формы записи:
For <параметр>:=<нач. значение> to <кон. значение> do <тело цикла>;
For <параметр>:=<кон. значение> downto <нач. значение> do <тело цикла>;
Цикл повторяется пока значение параметра лежит в интервале между начальным и конечным значениями параметра. Причем эти выражения (начального и конечного значение) вычисляются только один раз в начале выполнения цикла. Параметр обязательно должен быть целого типа.
В первом варианте при каждом повторении цикла значения параметра изменяется на следующее значение в данном типе (для целого типа - увеличивается на 1). Понятие шаг. Во втором варианте при каждом повторении цикла значение параметра изменяется на предыдущее значение параметра (для целого типа - уменьшается на единицу).
При работе со строкой запишем оператор цикла следующим образом: for i:=1 to length(s) do ( обращение к символам от первого до последнего в строке s). Кроме того, используются следующие процедуры и функции:
1. Функция length (s) определяет длину строки. Результат - целое число 0..255
Пример: дана строка, подсчитать количество цифр в строке.
var s: string; k: integer;
k:=length(s);
2. Процедура Delete (s,pos,n) - удаление части строки. Удаляет из строки s n-символов начиная с символа № pos.
Пример: s:='рогатка'; Delete(s,5,3) => рога
3. Процедура Insert (s1,s2,pos). Вставка части строки.
S1-что, S2-куда, Pos-с какой позиции
Пример: S1:='свет'; Insert(s1,'o',2) => 'совет'
4. Функция Copy (s,pos,n) - возвращает часть строки s длиной n, начиная с позиции pos.
Пример: S:='пароход'; t:=copy(s,1,3) => 'пар'
5. Сцепление строк - функция Concat (s1,s2,s3,…,sn)
Пример: Concat ('к','о','т') => 'кот'
6. Функция Pos (s1,s2) - поиск одной строки в другой. Возвращает номер символа, начиная с которого строка s1 является частью s2.
Пример: pos ('cd','abcdf') => 3
Лабораторная работа №9
Рассмотрим алгоритм решения задачи, в которой нужно подсчитать количество вхождений символа «а» в строку. Используем компоненты классов TEdit и TMemo для ввода строки и вывода результата.
Var s: string;
i, k: integer;
Procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
Begin
s:=edit1.text; //ввод строки
For i:=1 to length(s) do //идем по строке
If s[i]=’a’ then k:=k+1; {если i-ый символ а, тогда увеличивай счетчик k}
Memo1.text:=IntToStr(k) //вывод результата
End;
Пусть форма будет выглядеть следующим образом:
Задания для самостоятельной работы:
1. Дана строка s: Найти количество вхождений букв a,c,d в строку.
2. Найти количество цифр в строке.
3. Сцепить несколько строк в одну.
4. Из данной строки выбрать цифры и сформировать из них новую строку.
5. Найти количество слов, начинающихся на букву с.
6. Подсчитать количество слов в строке.
7. Определить начинается и заканчивается ли слово одной буквой.
8. Удалить каждую четную букву в строке.
9. Проверить одинаковое ли число открытых и закрытых скобок в строке.
10. По введенным: фамилии, имени, отчеству выводить информацию о том, является ли пользователь автором программы, его теской или являются ли теской отец автора и пользователя программы.
Программирование циклических алгоритмов. Циклы «до» и «пока»
Как уже говорилось, известны три типа циклических алгоритмических структур. Была рассмотрена только одна из них – цикл с параметром. Поговорим об остальных:
- цикл с предусловием
- цикл с постусловием
Существуют операторы для их реализации.
1. Цикл с предусловием (цикл-«пока») - наиболее универсальная циклическая структура. Реализуется оператором While. Формат оператора:
While <логическое выражение> do <тело цикла>
Пока значение логического выражения истинно (true), выполняется тело цикла, тело может быть простым или составным оператором.
2. Цикл с постусловием (цикл-«до») имеет формат
Repeat < тело цикла > until < логическое выражение >
Повторяется выполнение тело цикла. Цикл заканчивается, когда логическое выражение становится истинным. Тело цикла с постусловием выполняется хотя бы один раз. Использование операторных скобок для ограничения тела цикла не требуется.
Для гибкого управления циклическими операторами используют следующие процедуры:
Break – реализует немедленный выход из цикла
Continue – обеспечивает досрочное завершение очередного прохода цикла.
Лабораторная работа №10
Задача: Вывести 5 одинаковых надписей: «Программа цикла»
Для вывода повторяющегося действия нам понадобиться описать переменную i целого типа, обработать события OnClick для кнопки Button1. В теле процедуры необходимо описать нижеследующий метод:
procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
begin
for i:=1 to 5 do
Memo1.Lines.Add('Программа цикла')
end;
Рассмотрим пример решения задачи: найти сумму ряда s=1+1/2+1/3+…+1/k.
Для задачи наиболее оптимальным алгоритмом решения будет цикл. Для того чтобы выделить повторяющие части запишем ряд следующим образом: s=1/1+1/2+1/3+…+1/k.
Заметим, что числители постоянен и равен 1. Знаменатели постоянно увеличиваются на 1 в интервале от 1 до k. Таким образом, общий вид элемента ряда = 1/i, где i – изменяющийся знаменатель. Следовательно, запишем метод решения задачи:
Var k,i: integer; s: real;
Begin
k:=StrToInt(Edit1.Text); s:=0;
For i:=1 to k do s:=s+1/i; {i пробегает все значения знаменателя от 1 до k (1, 2, 3, …, k) изначально s=0, при k=1 s=0+1/1, s становится равным 1; при k=2 s=1+1/2, s становится равным 1,5 и т.д.}
Memo1.Text:=FloatToStr(s);
End;
Задания для самостоятельной работы:
1. Вывести таблицу умножения на любое число, введенное с клавиатуры.
2. Вывести таблицу значений функции y=sin(x) в интервале 0..1
3. Вывести 4 надписи: «На окне сидело n кошек», 1£n£4.
4. В интервале [0,20] подсчитать количество четных чисел и чисел, которые делятся на 3.
5. Вычислить сумму натурального ряда чисел от 1 до n.
6. Вычислить сумму чисел s=1/(p+2)+2(p+2)+3/(p+2)+…+p/(p+2).
7. Вычислить произведение чисел кратных 5 ряда от 1 до n.
8*. Вычислить сумму чисел s=(1+3+5+…+2*n-1)3-(2+4+6+…+2*n)2.
9*. Составить программу для проверки утверждения: «Результатами вычислений по формуле х2+х+17 при 0≤х≤15 являются простые числа». Все результаты вывести на экран (простое число – число которое делится только на себя и на единицу).
10*. Покупатель должен заплатить в кассу s рублей. У него имеются 1, 2, 5, 10, 50, 100, 500, 1000-рублевые купюры. Сколько купюр разного достоинства отдаст покупатель, если он начнет платить с самых крупных? (использовать процедуру Continue).
11*. Написать программу, которая запрашивает исходные данные и производит над ними выбранное пользователем действие. Выбор действий осуществляется с помощью меню. Исходные данные – числа a и b. Меню действий:
1. – сложить
2. – умножить
3. – вычесть
4. – разделить
5. – выход
Результат выводить после каждого действия