В объектно-ориентированном программировании можно выполнять любые арифметические действия. Для этого необходимо использовать не числа, как в математике, а переменные – символы, которые будут обозначать цифры в общем виде. Существуют специальные знаки, позволяющие записывать арифметические действия:
1.:= - присваивание (А:=В).
2. операции языка: + - сложение (А:=В+С)
* - умножение
− - вычитание
/ - деление
3. знаки операций отношения: <, >, =, <=, >=, <>
4. {..} или // - комментарии, то есть необязательный текст в окне программного кода, который служит для пояснения и не влияет на выполнение задачи.
5.; - символ для разделения инструкций языка (операторов)
Для решения арифметических задач необходимо описывать все используемые переменные:
Var a, b, c, dude: integer; //целые числа
x, y, z, max: real; // вещественные числа
Т.е. пример a+b=c мы будем решать следующим образом:
1. Заведем 3 переменные a, b, c.
2. Запись c:=a+b будет означать, что результат суммы двух чисел, лежащих в ячейках a и b будет записан в переменную с. В языке программирования Delphi запись с=а+b будет означать, что сумма чисел а и b равна с.
Теперь, если нам необходимо решить пример 2+4=6, при запуске программы мы в переменную a положим 2, в b – 4 и программа выдаст
ответ 6.
Для решения примеров мы будем использовать функции IntToStr (<переменная>) (перевод числа из целого в строчный тип) и StrToInt (<переменная>) (перевод из строкового в целый тип). Это необходимо в связи с тем, что при вводе числа в строку Edit оно становится строкового типа, а со строками нельзя выполнить арифметических операций. Для вычисления необходимо преобразовывать тип из строкового в целый, а для вывода результата нужно обратно переводить из целого в строчный тип.
Однако если ответ задачи лежит в переменной вещественного типа, то для вывода его в строчном поле классов TEdit или TMemo необходимо использовать функцию FloatToStr(<переменная>).
Лабораторная работа № 4
Решим простейший пример: найти сумму трех чисел.
1. Описываем после служебного слова VAR несколько переменных целого типа для удобства решения: Var a, b, c, s: integer;
2. На форму заводим 3 метки: Label1, Label2, Label3. У каждой из них в свойстве Caption написать соответственно а=, в=, с=.
3. Наносим однострочные элементы управления Edit1, Edit2, Edit3. В них будем вводить числа. Для этого в свойстве Text нужно удалить надписи.
4. Заводим кнопку, которую называем Cумма
5. Наносим элемент управления Memo1 и удаляем все надписи в многострочном редакторе. Для этого в окне Свойства объекта выбираем свойство Lines и удаляем все надписи в нем.
Примерно ваша форма должна выглядеть так:
6. Активируем двойным щелчком мыши кнопку. Появляется процедура TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
7. В теле процедуры присваиваем заведенным переменным значения строк следующим образом a:=StrToInt(Edit1.text); (аналогично для b и c)
8. Вычисляем сумму s:=a+b+c;
9. Выводим результат в Memo1. Для этого записываем Memo1.Text:=IntToStr(s);
Продумать свое графическое оформление этой задачи.
Задания для самостоятельной работы:
1. Вычислить произведение четырех чисел. Графическое оформление задачи самостоятельное.
2. Решить пример a=b+c/m*k. Графическое оформление задачи самостоятельное.