Политика национально-государственного строительства (т.н. белорусизация) началась с момента восстановления Белорусской ССР в 1920 г. О ней можно говорить в двух аспектах: в широком смысле – как национальной политике в целом и в узком – как национально-культурном возрождении. Уже в Декларации о восстановлении БССР от 31 июля 1920 г. устанавливалось равноправие белорусского, русского, польского и еврейского языков. На II съезде Советов БССР была подчеркнута необходимость широкого распространения белорусского языка. В 1921 г. Наркомат земледелия БССР, а за тем и наркоматы просвещения и иностранных дел приступили к переводу делопроизводства на белорусский язык. Предполагалось провести белорусизацию в течение 3 - 5 лет. Существенный вклад в политику белорусизации внес открытый в 1921 г. Белорусский государственный университет, а также образованный в 1922 г. Институт белорусской культуры с десятью секциями и рядом постоянных комиссий и отделов, в том числе еврейским и польским отделами. 15 июля 1924 г. ЦИК Белорусской ССР принял постановление «О практических мероприятиях по проведению национальной политики», в котором говорилось о том, что каждому гражданину республики обеспечивается право пользования родным языком, подчеркивалось равноправие четырех языков, однако в связи с преобладанием белорусского населения белорусскому языку отдавалось предпочтение. ЦИК предложил всем наркоматам перевести делопроизводство на белорусский язык в течение 3 лет, в первую очередь тем, которые по роду своей деятельности были связаны с деревней. Законы БССР было решено публиковать на четырех языках. В учреждениях, организациях открывались курсы белорусского языка. Сотрудникам учреждений и организаций предписывалось обязательное знание белорусского и русского языков. Кроме того, в штате должно было быть определенное количество сотрудников, знающих еврейский и польский языки. Во всех высших учебных заведениях предполагалось создание кафедр по изучению истории и культуры Беларуси. Процессом белорусизации руководила специальная комиссия, созданная Президиумом ЦИК БССР.
Результат процесса белорусизации сказался уже в 1925 г. На белорусском языке работал весь аппарат ЦИК БССР. К 1928 г. 80% работников центральных государственных учреждений перешли на белорусский язык. В 1927 г. из 11 газет БССР 4 выходили на русском, 3 – на белорусском, по 2 – на польском и еврейском языках, а из 11 журналов: 4 – на белорусском, 3 – на русском, 2 – на белорусском и русском, 2 – на еврейском. В этот период в республике создаются национальные местные органы власти: 23 еврейских, 19 польских, 16 русских, 5 латышских, 2 украинских, 2 немецких сельских Советов. Одновременно проводится и т.н. политика коренизации, т.е. выдвижение, воспитание и привлечение на работу в различные органы представителелей коренного населения. В 1929 г. удельный вес белорусов в административных учреждениях республики составил 51,3 %, в хозяйственных – 30,8 %, в судебных – 26,3 % и в земельных – 59,5 %., что свидетельствовало о значительных успехах политики национально-государственного строительства, котораяполучила всемерную поддержку белорусского народа.
Однако расцвет белорусизации был недолгим. В конце 1920-х гг. установившаяся в стране административно-командная система ликвидировала те наработки, которые были достигнуты в ходе выполнения политики национально-государственного строительства. В БССР разворачивается широкая компания по разоблачению т.н. национал-демократизма (нацдемовщины). Создается миф о существовании широкой сети контрреволюционных националистических организаций, выступающих против советской власти. По данным ОГПУ, враждебные организации будто бы существовали во всех отраслях народного хозяйства, учреждениях науки, литературы, искусства, в том числе и в высших учебных заведениях. Только по делу о «Союзе освобождения Беларуси» было осуждено 86 человек, главным образом работников науки, культуры, искусства и ряда наркоматов республики. Вначале для большинства из них мерой наказания являлась только высылка за пределы Беларуси сроком до 5 лет. 10 человек из 86 были приговорены к 10 годам лишения свободы. Борьба с «белорусизацией» (запрещается даже этот термин) привела к тому, что в предвоенный период пришлось принимать обратные меры. Так, 6 сентября ЦК ВКП(б) принимает постановление «Об изучении партийными и советскими работниками, которые работают в союзных и автономных республиках, языка соответствующей союзной или автономной республики». Соответственно ЦК КПБ(б) в январе 1941 г. принимает постановление «Об изучении белорусского языка в ВУЗах, техникумах и школах». Однако особенных результатов это не принесло.