Великое Княжество Литовское с первых дней своего существования вынуждено было принять на себя удары немецко-католических захватчиков, стремившихся поработить все народы Восточной Европы. В качестве их союзников выступали феодалы католических государств Европы, в том числе феодалы Польши, а также верхушка католического духовенства. Постепенная колонизация немцами польских земель и онемечивание населения привели к тому, что к середине XIV в. западные и северные польские земли полностью перешли во владение немцев и на многие века были потеряны для Польши, а крупнейшие польские города - Краков, Гданьск, Вроцлав и другие были включены в состав немецкого ганзейского союза. Если при Казимире III и Людовике Венгерском немцы захватывали польские земли по частям, то с вступлением в 1384 г. на польский престол дочери польского короля Людовика вся Польша могла перейти в руки Габсбургов. В пронемецком духе была воспитана и сама Ядвига, которая с 7 лет воспитывалась при венском дворе Габсбургов. Опасность окончательного перехода Польши в руки немцев несколько отрезвила часть польских феодалов, которые под давлением широких слоев населения вынуждены были пойти на расторжение брачного договора Ядвиги с Вильгельмом Австрийским и начать переговоры с великим князем ВКЛ Ягайлом (Яковом) о его женитьбе на Ядвиге и союзе двух государств. Союз с Польшей был необходим и Великому Княжеству Литовскому, которое готовилось к решительной борьбе с немецкой агрессией. Правящие круги ВКЛ считали, что для успеха в борьбе с крестоносцами необходимо было в первую очередь оторвать Польшу от пагубного для нее союза с немцами и политически изолировать Орден, лишить его моральной и, что особенно важно, материальной и военной помощи со стороны европейских государств. В августе 1385 г. польские послы прибыли в Крево – родовой замок Ягайлы, где и состоялось соглашение о союзе двух государств. Условия Кревского соглашения точно неизвестны. Имеется только текст обещаний, якобы данных Ягайлом польским представителям, но этот текст, по-видимому, является подложным и по большинству пунктов не исполнялся. О подложности соглашения свидетельствуют многие факты. Так, в актах Островского соглашения 1392 г. и Виленского-Радомской унии 1401 г. нет ни слова об обещаниях Ягайлы. Сам Ягайло на протяжении почти 50-летнего правления в Польше стремился к укреплению целостности и государственной обособленности ВКЛ. Вступив на польский престол, Ягайло не сложил с себя полномочий главы ВКЛ, хотя и назначил великим князем брата Ивана (Скиргайло). Он стал одновременно главой двух государств, между которыми была установлена персональная уния.
После заключения Кревской унии принудительное насаждение католицизма, усиление феодальной эксплуатации, а также нарушение суверенности государства, вызванного введением польских войск, обострили резкое недовольство населения, которое с оружием в руках выступало против правительства. На протяжении нескольких лет правительственные силы вели борьбу против восставших. Широкая народная поддержка, оказанная князю Витовту, вынудила Ягайлу пойти на компромисс. В результате переговоров, происходивших в Острове (около г. Лиды), 5 августа 1392 г. было заключено соглашение, по которому великим князем ВКЛ стал Витовт и несколько ослаблено было принудительное насаждение католицизма.
Вступление на польский престол Ягайлы коренным образом изменило как внешнюю, так и внутреннюю политику Польши. Ягайло прибыл в Краков с огромной свитой своих придворных и личной охраной (коморным отрядом), набранной в основном из его владений в Беларуси. В связи с тем, что он, как и многие его придворные, не разговаривали на немецком языке, польские феодалы вынуждены были переходить на польский или белорусский язык.
С целью укрепления союза 18 января 1401 г. в Вильно были собраны наиболее влиятельные феодалы ВКЛ, принявшие католическую религию, которые подтвердили специальной грамотой союз с Польшей. В марте 1401 г. аналогичное обязательство подтвердили собравшиеся в г. Радоме польские феодалы. Таким образом, союз двух государств, основанный на персональной унии, в Виленско-Радомской унии получил юридическое закрепление. Уния подтвердила обособленность и самостоятельность ВКЛ, а также права великого князя Витовта как самостоятельного главы государства. Союз двух государств способствовал культурному сближению народов Беларуси, Литвы, Украины и Польши. Он был полезен для укрепления торговых и культурных связей. Особо важное значение союз имел в деле объединения военных и материальных сил обоих государств в борьбе с немецкой агрессией, результат чего сказался в Грюнвальской битве 1410 г. Победа в ней объединенных сил ВКЛ и Польши на многие века приостановила немецкое продвижение в Восточной Европе и подорвало могущество польского католического духовенства, которое стало искать новые способы усиления своего влияния.
В октябре 1413 г. по инициативе Ягайлы представители польской знати и 47 магнатов-католиков Великого Княжества Литовского подписали новую Городельскую унию, оформленную тремя привилеями. Согласно первому поляки наделяли 47 магнатов ВКЛ своими гербами. Второй привилей содержал согласие литвинов вступить в гербовое братство и принять гербы польских родов. Третий документ, изданный от имени Ягайлы и Витовта, содержал статьи, в которых говорилось, что земли ВКЛ инкорпорируются, присоединяются к Польше, хотя здесь же говорилось о сохранении власти великого князя и обособленности ВКЛ от Польши. Содержалось также положение о том, что все землевладельцы-некатолики не должны допускаться к государственным должностям и заседать в раде. Городельская уния практического значения не имела, носила скорее пропагандистский характер, поскольку большинство лиц в местных администрациях и значительная часть панов-рады принадлежало к православной вере. Однако она способствовала усилению польского и католического влияния в ВКЛ.