Духовная. До христианства и другими монотеистических религий все народы были язычниками. одним была присуща уверенность в одушевленности всего окружающего мира - Вселенной, природы, земли, животных. Другие поклонялись рекам, озерам, колодцам, рощам, отдельным деревьям, камням необычной формы, которые наделялись сверхъестественными свойствами. Поклонение силам природы запечатлено в многочисленных фантастических существах - леших, водяных, русалках. Все славянские боги символизировали главные природные стихии: Перун - бог грозы и молнии (впоследствии бог войны и оружия), Даждьбог и Хоре - солнечные божества, Стрибог - бог ветров, Мокошь - божество женского начала природы и женских работ и др.
Но культ природы не освобождал древних славян от страха перед ней, перед ее таинственными силами. И потому быт и духовно-нравственные начала наших далеких предков отражают одновременно любовь к природе, ощущение красоты окружающего мира и страх перед природой, силам которой они противопоставляли не раскрепощенную человеческую личность, а заговоры, заклинания, сугубо мистическую обрядность, веру в различных божеств и духов.
Особым почитанием пользовалась земля, которая олицетворялась в образе женского божества плодородия. Ее называли "кормилицей", "матерью".
Восточные славяне делили умерших на две категории: "чистых" покойников, умерших естественной смертью, которые получили название "родителей", и "нечистых", погибших неестественной смертью. К последней категории относились самоубийцы, опойцы, колдуны.
Обычай приносить в жертву скот и птицу долго держался в разных местах Руси даже после принятия христианства.
С принятием христианства началось строительство церквей. Причем зачастую они строились на месте языческих святилищ,
С принятием христианства культура Древнерусского государства поднялась на более высокую ступень своего развития. Началось распространение грамотности, книжности, зародилась философия как мировоззренческая система. Много нового было внесено и в художественную практику. Однако сам факт трансформации языческой культуры восточных славян и живучесть языческих элементов в культуре Киевской Руси свидетельствуют о том, что, во-первых, христианство и язычество имели много общего, а во-вторых, качественный скачок в развитии культуры Древнерусского государства явился закономерным итогом длительного развития в дохристианский период.
Материальная. Высокого уровня в развитии достигла архитектура. Сохранилось около 60 архитектурных памятников домонгольского периода. До середины X в. постройки были исключительно деревянными. Именно дерево было главным строительным материалом. Оно использовалось для возведения жилых домов, дворцовых зданий, городских укреплений, церквей. В этих деревянных постройках планировочно-объемная структура определялась крепкой бревенчатой конструкцией и ее естественными параметрами. Но даже при "жесткости" строительной деревянной системы мастера умудрялись пластически ее оживить и композиционно разнообразить. Одним из самых первых каменных зданий была Десятинная церковь. Позже из камня были сооружены Золотые ворота и Софийский собор, другие храмы. Стены внутри храмов богато украшали фресками, мозаиками, иконами. Во многих землях основным стройматериалом выступал белый камень. Характерными его чертами являются изысканность, богатая декоративность, стройность зданий, устремленность ввысь. Из него строили и жилые дома. С 14 века начали возводить и оборонительные стены в городах. В каменном культовом строительстве навеки утвердился тип ровного кубического храма с параллельными четырьмя нефами во внутреннем пространстве, шестью крещатыми опорными столбами, что поддерживают купола и своды. При наличии конструктивной и сходной объемной структуры, культовые русские сооружения представляют картину разнообразных объемных форм и размеров, средств обработки декора сооружений. Большинство зданий отличались единством конструктивного решения и органичностью, внутренняя их структура последовательно и четко выражалась во внешних формах.