16-17 вв в Миров истории – эпоха Возрождения и эпоха Нового времени. Новая эпоха связана с возрождением основ античной культуры Др Гр и Др Рима. Европейское сознание в это время освобождается от диктато-религиозности, и главной ценностью объявляется человек, во всём богатстве его духовных и физич проявлений. Человек становится гл ценностью. Гуманистический хар-р эпохи проявился прежде всего в области ис-ва.
В 16 в появл новое направление в религ жизни. В нач 16 в начинается эпоха Реформации. Появл идеологи, священники(один из них Мартин Лютер), к-рые заявляют, что богатая церковь не нужна, что продажа индульгенций – лицемерие, способ обогащения. Что человек сам несёт свою ответственность перед богом: за свои успехи, за своё материальное состояние и др. Есл человек преуспевает и образ жизни его порядочен – это показатель расположени к нему бога.
В 16 в протестантское дв-ие привело к войне м/д католич церковью и протестантами, начинаются их гонения.
С конца 16 в протестанты стали опокидать Евр и отправлятся в Новый Свет – Америку. Начинается освоение Сев Америки.
В конце 15 века была открыта Америка. Великие географич открытия в к 15 в дали возможность Европе развиваться интенсивно и экономически.
17 в вошел в историю Евр как начало Нов времени – буржуазная эпоха(17-19в).
В 17 в на арену общественной жизни выходит 3ье сословье(крестьяне, торговцы, купцы). А до этого и земля, и власть принадлежали аристократии и духовенству.
В 16-17 вв сознание европейца формируется в понимании равенства всех людей от природы. Такое сознание формирутеся под влиянием протестантизма, культуры Возрождения и философии Нов времени.
В к16-17 вв происходят 1ые буржуазные революции. 1ая прошла в 16 веке в Голландии против Испании. Но гл буржуазная революции прошла в Англии в 1648-1680. Она закончилась созданием в Англ парламентской монархии, т.е.все сословия получили право выбирать в парламент своих представителей. Появляется частная собственность для всех 31х сословий.
Крепостное право к началу 17 века сошло на нет. И крестьяне становились земледельцами.
Россия с 60ых годов 16 века в лице Ивана 4 и его окружения берёт курс на укрепление абсолютной власти царя, самодержавия. Политика опричнины прервала процесс централизации гос-ва. Хотя она была направлнеа на усиление власти царя, но итоге закончилась ослаблением этой власти. Царская власть Ивана 4 провалила Лив войну; Россию в к 16 в поразил эконмич кризис; центр страны и С-З были опустошены опричниками; были ликвидированы вотчины, они были разделены м/д служилыми людьми, к-рые обирали крестьян, чтобы служить царю. Эти районы обезлюдели, т.к.крестьяне уходили отсюда на юг и становились казаками, бежеали на восток, в Приуралье, в Зап Сибирь, а замли превращались в пустошь.
В 80-90ые годы 16 века несколько лет в России свирепствовала чума, поэтому последние года 16 в называют порухой или разрухой.
Причины кризиса в опричнине, Лив войне
Власть получила много врагов из-за опричнины. Знатные рода к к 16 в были уничтожены, а те, кто оставались соперничали м/д собой за власть.
Смута(13билет)
Политика Михаила Фёдоровича (16-13-1645). Внутренняя. Главной внутреполитической проблемой Михаила Федоровича были ни как не успокоившиеся после «смуты» самозванцы. В 1619 г., из польского плена возвращается отец Михаила Федоровича митрополит Филарет. Филарет посчитал, что приоритет во внутренней политики государства надо поставить в сторону укрепления принципов самодержавия. После поражения русских войск под Смоленском в 1634 г., Михаил Федорович проводит военную реформу. Начинается формирование кавалерийских пехотных соединений по западному образцу. Части вооружались новым, современным оружием, и действовали по новым тактическим схемам.
Внешняя. Был подписан со шведами вечный мир в Столбове(1617). Шведы уступали русским Новгород, Порхов, Старую Руссу, Ладогу и Гдов, а русские шведам – приморский край (побережье Финского залива): Ивангород, Ямь, Копорье, Орешек и Корелу. Летом 1617 г. польский королевич Владислав двинулся к Москве и в 1618 г. вошел в Московскую область. После неудачного приступа к Москве, Владислав отступили к Троице, туда же двинулось и русское войско. Но битвы не было, так как обе стороны чувствовали себя обессиленными; 1 декабря 1618 г. заключено было Деулинское перемирие на 14 лет и 6 месяцев, в результате чего в Россию вернулся из плена отец Михаила, патриарх Филарет, имеющий на сына огромное влияние.
Истекал срок перемирия с Польшей. перемирие было прервано, и с осени 1632 г. началась война. 4 июня 1634 г. на речке Поляновке заключен был вечный мир. С этих пор начинается большее сближение московских людей с иностранцами
Политика Алексея Михайловича(1645-1676) Внутренняя. При нем было составлено Соборное Уложение 1649 года. была пересмотрена система управления государством. Был создан приказ тайных дел, который подчинялся царю. В 17 веке, благодаря внутриполитическим реформам Алексея Михайловича, увеличилась власть приказов – учреждений занимавшихся как внутренней политикой, так и внешней. Начали формироваться полки по западноевропейскому образцу.
Внешняя. была направлена на увеличение авторитета России в Европе, и присоединение новых земель к территории страны. В 1654 году, началась война с Польшей и Литвой.
После нескольких лет войны в 1658 году подписалось трехлетнее перемирие с сохранением завоеванных земель.
Однако вскоре война с Речью Посполитой началась снова и завершилась только в 1667 году Андрусовским перемирием, по которому России отходили Смоленские и Черниговские земли.
В связи с польскими войнами находились и другие войны того времени. Царю Алексею пришлось воевать со шведами, которые вмешались в польские дела. Шведская война (1656–1659 ) окончилась ничем: воевавшие стороны остались при прежних владениях.
Главным вопросом внешней политики времени царствования Алексея Михайловича было присоединение Украины.
Церковный раскол. Одним из наиболее значимых событий 17 в. стал церковный раскол. Никон, подружившись с царем Алексеем Михайловичем, вскоре становится московским патриархом. Реформы патриарха Никона в первую очередь коснулись унификации обрядов и установления одинаковой церковной службы во всех храмах. За образец Никон взял обряды и правила греческой церкви. Нововведения сопровождались массовым недовольством народа. В результате произошел церковный раскол 17 века. Противники Никона – старообрядцы – не желали принимать новые правила. Главным оппонентом Никона был протопоп Аввакум.
Разногласия заключались в споре о том, по греческому или по русскому образцу унифицировать служебные церковные книги. Также не могли прийти к единому мнению о том, тремя или двумя перстами креститься, по солнечному ходу или же против него совершать крестный ход. Но это только внешние причины церковного раскола. Основным препятствием для Никона стали козни православных иерархов и бояр, которые беспокоились, что перемены повлекут за собой упадок среди населения авторитета церкви, а значит, и их авторитета и власти.
Самая мощная волна раскола прокатилась в 1668-1676 годах, когда произошло Соловецкое восстание.
Религиозный кризис в стране, а также недовольство народа по другим вопросам требовали немедленных перемен, соответствующих вызову времени. И ответом на эти требования стали преобразования Петра I в начале 18 века.