Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Закон перехода количественных изменений в качественные 9 страница




Типологизируя личностные характеристики насильственных преступников, Ю.М. Антонян приходит к выводу, что на верхней ступени шкалы общественной опасности находятся так называемые «некрофильские» убийцы, коих он причисляет к категории «абсолютно опасных». В силу глубинных субъективных психических процессов и их особого взаимодействия с объективной социальной действительностью у этих людей происходит формирование «супер-тревожного» личностного модуса. Содержанием их существования становится бытийный страх. «Изначальные контуры такого психического и психологического явления нуждаются и в философской интерпретации», – замечает ученый. База для такой интерпретации есть – это философия экзистенциализма.

Именно экзистенциалисты в первую очередь разрабатывали тезис о «сокрытости истинного человеческого бытия» от объективированного социального мира и особенном значении экзистенциалов, в том числе и страха, в эмоционально-волевом компоненте человеческого мировоззрения. По мысли Мартина Хайдеггера, «бытие – это есть нечто иное, то, что сокрыто от нас» и «увидеть» его можно только через особый «просвет». «Стояние в просвете Бытия я называю экзистенцией человека. Только человеку свойственен такой способ быть»[104]. На наш взгляд, это высказывание вполне можно интерпретировать как констатацию определенной самонаправленности, относительной автономии человеческого бытия. «Человек не только есть, но он развивает отношение-связь с самим собой, а также отношение-связь с себе подобными. Это имеет важные последствия. Человек не есть лишь, но он имеет быть, его бытие за-дано ему»[105]. Примером такой самонаправленности человеческого бытия (т.е. его неполной мотивированности внешней социальностью) является как раз внутриличностная разрушительная работа бытийного страха. «…Страх лишает личное бытие возможности, отдаваясь, понимать себя исходя из мира и расхожих толкований. Он отбрасывает личное бытие к тому, чего оно страшится…», – утверждал Хайдеггер[106]. Согласно результатам исследований Ю.М. Антоняна, объектом бытийного страха некрофильских убийц становится смерть. Возникает двойственное отношение к смерти: некрофильские личности стремятся увидеть ее вновь и вновь, дабы снять напряжение страха. Но смерть в принципе непознаваема, поэтому они будут вновь и вновь посылать к ней своих жертв. Психологический портрет одного из таких убийц исследователь заканчивает словами: «Ему непонятен наш язык и наши требования, и он никогда не будет каяться. Он существует скорее в смерти, чем в жизни, и поэтому его властно тянет в смерть»[107].

Однако смерть не единственный объект бытийного страха, а некрофильские убийцы – лишь один из личностных типов преступности. К тому же экзистенциалисты исследовали и другие экзистенциалы, поэтому потенциал для дальнейших исследований велик. К сожалению, попытки интерпретации феномена преступления с использованием философского потенциала не столь часто наблюдаются даже в трудах философов, и уж совсем редкостно это явление в работах юристов-криминологов. «Сфера познания и некоторые биографические реалии бессознательного – вот собственно и все психическое пространство, в котором отечественные криминологи за небольшим исключением выстраивают «механизмы» преступного поведения, не допуская (в условиях методологической цензуры) наделения их рангом причин», – констатирует криминолог Л.В. Кондратюк[108].

Прямой призыв к рефилософизации и демонстрацию таковой мы видим в работах криминолога Л.В. Кондратюка, который заявляет: «…Именно преступление, а не преступность как множественная форма преступления является начальным объектом изучения и “тайной” криминологии»[109]. Проблема не в подмене тезисов об объекте и предмете, ведь криминология изучает и преступление и преступность. Проблема в возникшем, по мнению Л.В. Кондратюка, «перекосе», связанном с тем, что «в соответствии с духом времени (а это был конец XIX в.) молодая криминология хотела заявить о себе как о «позитивной науке», что очень скоро привело ее «в русло социологических исследований»[110]. В итоге причины, определяющие преступное поведение, были перемещены с «личности» на «внешнюю среду», а личность человека превратилась для большинства криминологов из субъекта в специфический объект: сведена до такого состояния бездуховности, когда в качестве формулы, объясняющей преступление, применимо выражение: «Не я делаю, а со мной делается». Следуя традиционной социологической парадигме, криминологи, изучающие личность правонарушителя, практически не касаются полноты ее духовности, ограничиваясь ее социальным опытом и детерминацией[111]. В согласии с подобной точкой зрения, создав благоприятные социальные условия, можно полностью искоренить преступление как явление. Однако действительность опровергает эти предположения вследствие того, что преступность всего лишь «множественная форма преступления», а преступление – это феномен сугубо человеческий именно в «сократическом» смысле этого слова. Это означает, что движущие источники преступного поведения следует искать не только в социальной среде, но и в человеческой экзистенции. Философским обоснованием выступает здесь тезис об онтическом равенстве человека и общества: «Онтическое равенство человека и общества или человечества в целом означает, что человек в силу его духовности представляет собой не только существо единичное, но является индивидуальным воплощением всеобщего; отсюда – все человечество остается преступным даже тогда, когда преступление совершил лишь один его представитель (например, Адам или Каин)»[112]. Более того, вероятно, этот тезис можно «антропоцентрировать» в еще большей степени: человек не просто онтически равен обществу, он вообще является его естественным онтологическим центром. Поэтому надперсональное – это не только социальное, которое по сути есть всего лишь коммуникационное, «тиражирующее» бытие. Существует в духовном мире человека и «метакоммуникационное» начало, именуемое некоторыми философами «экзистенцией», и преступление (как, впрочем, и любое другое деяние) является его производной. Поскольку ни социология преступности, ни уголовное право вторгаться в экзистенцию никогда не будут, да и не должны; так рождается идея антропологии преступления.

С позиции уголовного права любая попытка включить в официальное позитивное определение преступления какие-либо характеристики экзистенциалов человека будет не просто избыточной, но и противоречащей юридической логике деяния. Как писал российский классик теории уголовного права Н.С. Таганцев, «право прежде всего имеет в виду объективные свойства и значение совершенного, определенные внешние проявления содеяния или бездействия и только от них восходит к внутренней стороне поступка»[113]. Поэтому при рассмотрении уголовного дела «в первую очередь устанавливается объективная сторона преступления и только на ее основе – субъективная сторона… Без признаков объективной стороны вопрос о субъективной стороне не возникает…»[114]. И хотя предписания современного позитивного права основываются на признании сознания и воли, они «регулируют не сами эти психические процессы, а их результаты – объективно совершенные поступки»[115]. Отсюда чисто инструментальный, служащий лишь для подведения деяний под рубрику закона подход к определению преступления. С позиции философской методологии это и есть ситуация нерефлексирующего, рассудочно-понятийного мышления, когда некий объект оказывается «внеположенным субъекту» и описывается только как совокупность свойств. Поэтому философ вполне может утверждать, что уголовное право фактически предлагает не определение преступления, а лишь описание его объективаций – «состава преступления».

С позиций криминологии как «социологии преступности» явственно просматривается постоянное стремление к гиперсоциологическому детерменизму, «вследствие которого в преступлении проявляется прежде всего не криминальная сущность поведения субъекта, автора этого самого поведения, а криминальная сущность общества»[116]. Конечной точкой вектора такой смысловой направленности становится вывод, гласящий: «Преступность не состоит из преступлений и преступников, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых находятся между собой эти преступления и преступники... Поэтому преступность безлична и, как любое общесоциальное явление, подчиняется исключительно социологическим закономерностям»[117]. Заметим, что в философии такого рода отношение к социальному бытию уже давно стало хрестоматийным примером крайнего проявления «социально-философского реализма» или «социально-философского номинализма», а описание таких примеров – содержанием пропедевтических учебных пособий[118].

Ни в коей мере не отрицая значение позитивно-правового и социологического подходов, антропология преступления (микрокриминология) настаивает на том, что в понимании преступления как самостоятельного феномена следует опираться на философско-антропологический тезис, согласно которому «основания преступления укоренены в несовершенстве духовной природы человека и несводимы к природе биологической, психической и социальной»[119]. Суть данного несовершенства усматривается в обязательном наличии компонента деструктивности в человеческой духовности, имеющего транссоциальную природу происхождения и лишь катализируемого социальными факторами. В связи с таким положением неслучайным является достаточно частое обращение современных отечественных криминологов, работающих в указанном направлении, к творчеству признанного авторитета в области философской антропологии и социальной философии Эриха Фромма, посвятившего анализу феномена человеческой деструктивности отдельную работу – «Анатомия человеческой деструктивности»[120]. «Мой тезис, – писал Э. Фромм, – звучит так: деструктивность и жестокость – это не инстинктивное влечение, а страсти, которые корнями уходят в целостную структуру человеческого бытия. Они относятся к разряду тех возможностей, которые придают жизни смысл; их нет и не может быть у животного, ибо они по природе своей коренятся в «человеческой сущности»[121].

С точки зрения Л.В. Кондратюка, феноменологическим ядром преступления «было и остается виновное и опасное проявление насилия, экспансии и обмана»[122]. Это три духовно, социально и генетически обусловленные «страсти», к которым можно свести любое криминальное поведение, в том числе и преступную неосторожность и безответственность (с точки зрения Л.В. Кондратюка, это проявление самообмана). Причем отмечается, что названные основания деструктивного поведения a priori присущи каждому человеку, «потенциально способному, при определенных обстоятельствах, на их применение или, напротив, к их подавлению – качеству, приобретенному в ходе социодуховного созревания»[123].

В итоге предлагается следующее определение: «Преступление есть виновное деяние, посягающее на интересы личности, общества или государства, выражающееся в общественно опасном, т.е. превышающим определенный пороговый уровень, проявлении виновным агрессии, экспансии и обмана (раздельно или в их сочетании), запрещенном законом под страхом наказания»[124].

Для нас сейчас важно отметить то, что в данном определении преступление характеризуется не только как социально-правовое явление, но и как порождение человеческого духа. Позволим себе утверждать, что такое изменение отношения к проблеме в значительной мере есть результат ее рефилософизации.


ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Раздел: История философии

Подраздел: Философия Древнего мира

 

1. На санскрите «веда» означает …

2. Первоначальная реальность, зародыш всего сущего в индийской предфилософии – …

- дхарма;

- Брахман;

- карма;

- сансара;

- мокша.

3. Всеобщий универсальный моральный закон в индийской предфилософии – …

- дхарма;

- Брахман;

- карма;

- сансара;

- мокша.

4. Понятие, означающее цепь перевоплощений душ в индийской предфилософии – …

- дхарма;

- Брахман;

- карма;

- сансара;

- мокша.

5. Субъективное, индивидуальное начало, «психическое» содержание космоса в индийской предфилософии – …

- дхарма;

- Атман;

- карма;

- сансара;

- мокша.

 

6. Закон воздаяния за деяния в настоящей жизни при новом рождении – …

- дхарма;

- Брахман;

- карма;

- сансара;

- мокша.

7. Освобождение от круговорота перевоплощений, высшая моральная цель в религиозно-философских учениях Индии – …

- дхарма;

- Брахман;

- карма;

- сансара;

- мокша.

8. Системные мировоззренческие учения Древней Индии называются …

9. Ортодоксальные даршаны – …

- санкхья;

- чарвака-локоята;

- адвайта-веданта;

- джайнизм;

- буддизм.

 

10. Синонимом слова «человек» в древнеиндийских текстах выступает существительное «манушья», произведенное от глагола …

- делать;

- думать;

- говорить;

- уметь;

- любить.

 

11. Основатель буддизма – …

- Рабиндранат Тагор;

- Махатма Ганди;

- Сидхарха Гаутама;

- Джина Махавира;

- Джавахарлал Неру.

 

12. В мировоззрении Древнего Китая хаос упорядочен двумя силами: ян и …

13. Энергия, организующая мироздание в китайской предфилософии, – …

- ян;

- инь;

- ци;

- жень;

- шу.

 

14. Китайские философские школы – …

- моизм;

- чарвака-локоята;

- легизм;

- вайшешика;

- даосизм.

 

15. Почитание предков – основа нравственности общества, считали…

- легисты;

- моисты;

- конфуцианцы;

- даосы;

- номиналисты.

16. Понятия, отражающие моральные заповеди конфуцианства, – …

- шу (взаимность);

- у-вэй (недеяние);

- жень (человеколюбие);

- дао (путь);

- чжун юн (золотая середина).

 

17. Учение, противопоставившее нравственному убеждению правовое принуждение и наказание, – …

- моизм;

- конфуцианство;

- легизм;

- школа «инь-ян»;

- даосизм.

 

18. Главный закон мироздания, обозначающийся в китайской предфилософии словом «путь», – …

- дао;

- ци;

- инь;

- ян;

- у-вэй.

 

19. Переходная форма мировоззрения от мифа и религии к философии, включающая мировоззренческий и рефлексивный элементы мышления, – …

 

20. Совокупность проявлений греческо-римской древности 8 в. до н.э. – 6 в. н. э. – …

21. Особенности античного мышления по А. Ф. Лосеву – …

- чувственная постигаемость понятий;

- «рабовладельческий» характер мышления;

- рационализм;

- эмпиризм;

- мистицизм.

 

22. Древнегреческий мыслитель, путешествовавший в Египет за знаниями, – …

- Аристотель;

- Протагор;

- Демокрит;

- Анаксимандр;

- Анаксимен.

 

23. Автор поэмы «Теогония» – …

- Демокрит;

- Парменид;

- Протагор;

- Гомер;

- Гесиод.

 

24. Первым четко сформулировал вопрос о первоначале …

- Фалес;

- Анаксимен;

- Анаксимандр;

- Пифагор;

- Гераклит.

 

25. Гераклит считал, что первоначалом является …

26. Анаксимандр считал, что первоначалом является …

27. Анаксимен считал, что первоначалом является…

28. Впервые идею как особое явление выделил …

- Платон;

- Аристотель;

- Парменид;

- Протагор;

- Демокрит.

 

29. «В одном и том же заложено живое и мертвое, молодое и старое», – утверждал…

- Платон;

- Аристотель;

- Парменид;

- Гераклит;

- Демокрит.

 

30. Всеобщий принцип существования космоса в философии Гераклита – …

- эйдос;

- энтелехия;

- логос;

- архэ;

- апейрон.

 

31. Искусство диалектики – в умении распределять идеи по родам и видам, полагал …

- Платон;

- Аристотель;

- Парменид;

- Протагор;

- Демокрит.

32. Идею (форму) нельзя отделять от вещи (материи), как статую от бронзы, – полагал…

- Платон;

- Аристотель;

- Парменид;

- Протагор;

- Демокрит.

33. «Познай самого себя!» – призывал…

- Сократ;

- Аристотель;

- Парменид;

- Протагор;

- Демокрит.

34. «Человек есть мера всех вещей», – утверждал …

- Платон;

- Аристотель;

- Парменид;

- Протагор;

- Демокрит.

35. Сословия в «идеальном государстве Платона» – …

- правители-философы;

- войны-стражи;

- земледельцы, ремесленники, торговцы;

- чиновники;

- интеллигенция.

 

36. «Государство есть форма общежития граждан, которые пользуются каким-либо политическим устройством,» – утверждал …

- Платон;

- Аристотель;

- Парменид;

- Протагор;

- Демокрит.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 894 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2312 - | 2037 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.