Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Формирование нового общественно-политического идеала в эпоху Просвещения. Становление социальных и гуманитарных наук в 18-19 вв. (философский аспект)




Формирование соц-гум н. Их целью провозглашается не только познание общества, но и участие в его регуляции и преобразовании. Исследуются как общество в целом, так и отдельные его сферы с целью найти определенные технологии управления социальными процессами. Методологические проблемы соц познания стали активно разрабатываться в рамках самой системы «наук о культуре» с опорой на те или иные философско-методологические представления.

Однако давление на гум н давало сильно о себе знать — прежде всего со стороны мат естествознания, особенно механики. Зарождение и формирование гум н показывает следующие особенности этого процесса. В XVI—начале XVII в. для данных н познавательный идеал научности выступал как дедуктивно построенная мат система, а реальным эталоном, образцом теории являлась геометрия Евклида. Этому образцу пытались подчинить и гум познание. Позднее, вплоть до конца 19 в., эталоном научности стала классическая механика с присущим ей четким разделением всех знаний на два уровня: теор и эмп. Система объектов н выступает как механическая модель определенным образом взаимодействующих частиц. Этот познавательный идеал и «метод принципов» Ньютона нередко распространялись и на общественные дисциплины.

Поскольку механика и тесно связанная с ней мат были в 16-17 в. наиболее зрелыми и успешно развивающимися отраслями знания, то возникло стремление на основе законов механики познать все явления и процессы действительности, в том числе социальные, и даже построить фил (этика Спинозы, «доказанная в геометрическом порядке»). Выйдя за пределы естествознания, мат и механико-атомистические идеалы и методы познания постепенно проникали в соц-гум н. Функционирование механической картины мира в качестве обще­научной исследовательской программы проявилось не только при изучении различных процессов природы, но и по отношению к знаниям о человеке и обществе, которые пыталась сформировать наука XVII— XVIII вв. Конечно, рассмотрение соц объектов в качестве простых мех систем — это сильное упрощение. Эти объекты — сложные развивающиеся системы (с включением в них человека и его сознания), кот требуют особых методов исследования.

Однако чтобы выработать такие методы, н должна была пройти длительный путь развития. В XVIII в. для этого не было необходимых предпосылок. Н подход в эту эпоху отождествлялся с теми его образцами, кот реализовались в механике, а потому естественным казалось построение н о чел и обществе в качестве своего рода соц механики на основе применения принципов механической картины мира.

Вплоть до конца XIX в. господствующей тенденцией в методологии гум н был натурализм — универсализация принципов и методов естественных н при решении проблем соц познания. К концу XIX—началу XX в. стало уже очевидным, что н о культуре должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания. Этот тезис особенно активно отстаивали два фил направления — баденская школа неокантианства и философия жизни. «Философия жизни» — направление, сложившееся в последней трети XIX в., ее представителями были— Дильтей, Ницше, Зиммель, Бергсон, Шпенглер и др. Возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Обратилась к жизни, как первичной реальности, целостному органическому процессу. Само понятие жизни многозначно и неопределенно, дает простор для различных трактовок. Однако во всех трактовках жизнь представляет собой целостный процесс непрерывного творческого становления, развития, противостоящий механическим неорганическим образованиям, всему определенному, застывшему и «ставшему». Н познанию и его приемам противопоставляются внеин-теллектуальные, интуитивные, образно-символические способы постижения (иррациональные в своей основе) жизненной реальности — интуиция, понимание и др. Наиболее адекватным способом выражения жизни считаются произведения иск, поэзия, музыка, вчувствование, вживание и др внерациональные способы освоения мира.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 604 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.