Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Значение античной философии для возникновения и развития науки. Особенности античной науки




Многие ученые считают, что наука возникла в античности, в рамках античной натурфилософии зародилось естествознание и сформировалась дисциплинарность как особая форма организации знания. В натурфилософии возникли первые образцы теорети­ческой науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр. Первые натурфилософы были в большей степени учеными, чем философами, изу­чающими многообразные природные явления. Античный мир обеспечил применение метода в математике и вывел ее на тео­ретический уровень. Греческое слово «фюзис» латиняне переда­ли как natura, поэтому физика и натурфилософия были родствен­ными понятиями.

В античности большое внимание уделялось постижению ис­тины, т.е. логике и диалектике. Происходили всеобщая рацио­нализация мышления, освобождение от метафоричности, пере­ход от мышления, обремененного чувственными образами, к интеллекту, категориями. Постепенно натурфилософские системы приобре­тали вид все более рационально оформленного знания. Возник­шая в контексте античной культуры Евклидова геометрия в ка­честве необходимого условия получения истины выдвигала про­цедуру демонстрации доказательства. Античная наука столкнулась с феноменом несоизмеримости. Иррациональные числа указы­вали на наличие реальности, которая противоречила привычной логике упорядочивания. В истории античной науки известны многочисленные попытки, направленные на то, чтобы освоить несоизмеримость.

Античная наука доказала, что физический мир противоречив это подчеркивал тезис Гераклита «все течет, все изменяется». Трудности постижения про­цесса движения в логике посредством логического доказатель­ства привели античного философа и математика Зенона к фор­мулировке знаменитых апорий — трудно разрешимых проблем, связанных с противоречием между данными наблюдения и мыс­ленного анализа.

В целом в античности преобладала идея гармонии, симметрии и упорядоченного космоса. Платонистам (как логикам) противо­стояли атомисты (как физики). Атомистика, к которой относи­лись Левкипп (ок. 500—440 до н. э.), Демокрит (ок. 460—370 до н. э.), Эпикур (ок. 342—270 до н. э.) и Лукреций (ок. 99—55 до н. э.), утверждала, что все сущее предполагает наличие атомов и пус­тоты как условия всех процессов и движений. Пустота непод­вижна, беспредельна и лишена плотности. Каждый член бытия определен формой, плотен и не содержит в себе никакой пус­тоты: он есть неделимое. По-гречески «атомос» — предел дели­мости. Атомы могут иметь разную форму, различаться порядком, положением, весом; складываясь и сплетаясь, они рождают раз­личные вещи. Атомистическая картина мира признавала, что мир вещей текуч, мир элементов, из которых вещи состоят, неизме­нен. Поскольку число атомов бесконечно, признается вечность мира во времени и бесконечность в пространстве. Кроме установленных законов сохранения бытия, сохранения движения атомисты провозгласили закон причинно­сти: «Ни одна вещь не происходит попусту, но все в силу при­чинной связи и необходимости». Причина понимается как «ви­новница» того или иного события. Однако случайность понима­ется субъективно, как то, причину чего люди не знают. Движение атомов происходит, подчиняясь закону тяготения подобного к подобному.

Атомистическая гипотеза, т.е. обнаружение атомарного уровня, имела огромное значение для развития естественных наук, физи­ки и химии. Атомизм присутствовал также в индийской и арабо-язычной традиция;

Первую попытку систематизации того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель — воспитатель и совет­ник А. Македонского, который оказывал всяческое содействие развитию научного знания. Аристотель делил все науки на тео­ретические, имеющие целью само знание (философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведе­нием (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (этика, риторика, искусство). Противопоставляя природу ремеслу, Аристотель показал, что физика рассматривает сущность и природу вещей, свойства и движения, а механика — это искусство построения машин.

Таким образом, «греческое чудо», как называют античную ци­вилизацию, характеризовалось наличием античной логики и ма­тематики, астрономии и механики, физиологии и медицины, впитавших в себя исторический опыт познания мира Востока, древних азиатских культур. Античная наука, по мнению Дж. Бернала, носила математико-механический характер, первоначаль­ной программой провозглашалось целостное осмысление приро­ды, а также отделение науки от философии, вычленение особых предметных областей и методов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 772 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.