Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Теория постиндустриального развития Д.Бэлла




Даниел Белл (1919-2011) – американский философ, социолог и политолог, профессор Гарвардского университета, член Американской академии искусств и наук.

В 1960 Белл выступил одним из основных авторов концепции деидеологизации, согласно которой идеология постепенно теряет свое значение в общественной жизни, в то время как влияние науки в качестве объективного знания об обществе растет.

В 1965 выдвинул понятие постиндустриального общества, ставшее популярным после выхода в 1973 в Нью-Йорке его книги " Грядущее постиндустриальное общество ".

В своей социально-филососфской концепции Белл фактически с позиций технологического детерминизма подходит к объяснению общественно-исторического процесса и различает три стадии развития общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

Некоторые сторонники этой теории полагают, что в наиболее развитых странах постиндустриальное общество начало складываться уже в последние десятилетия XX века.

Важнейшим признаком постиндустриального общества, согласно Беллу, является преобладание сфер услуг, информационных технологий и духовного производства[4], где будут заняты около 90% трудоспособного населения; при этом промышленности и селькому хозяйству остаются около 10% и 1% соответственно.

Постиндустриальная стадия также характеризуется сокращением рабочего дня, уменьшением рождаемости и прекращением роста населения, повышением качества жизни, интенсивным развитием индустрии знания и широким внедрением наукоёмких производств.

Политическими особенностями стадии являются отделение управления от собственности, плюралистическая демократия и меритократия.

Стоящий на позиции деидеологизации, Белл полагал, что меритократия как важнейший компонент постиндустриального развития представляет собой принципиально новый способ управления обществом, поскольку меритократы, будучи свободными от идеологий и политики, действуют в интересах не определённого узкого класса, а всего общества.

Следует добавить, что в более поздних работах Белл несколько отходит от теории деидеологизации - он уже допускает возможность рассмотрения идеологии (в частности, религии) в качестве консолидирующего общество начала. Он формулирует концепцию многоаспектности социального организма, где каждая из сфер – экономика, социальная жизнь, культура, политика развивается по особым, только ей присущим законам.


43 Концепция «Третья волна» А.Тоффлера

" Человечество может погибнуть не от того, что окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или погибнет истерзанная природа. Люди вымрут из-за того, что не выдержат психологических нагрузок ".

А. Тоффлер

Американский социолог и футуролог Алвин Тоффлер полагает, что постиндустриальное общество представляет собой некую " Третью волну ", которую человечество проходит в своем историческом развитии. Научная концепция Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн – типов общества.

Всего проходит три «волны»: аграрная – продолжалась почти 10 тысяч лет, вторая волна – это индустриально-заводская форма организации общества, которая на завершающем этапе своего существования и развития дает потребительское общество и массовый тип культуры и, третья волна, которая берет свое начало в середине пятидесятых годов XX столетия в США. Она характеризуется нарастающим и повсеместным распространением компьютеров, информатики, электроники, космической техники, лазерной техники, генной инженерии, видеокоммуникаций и других составляющих постиндустриального производства.

Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам.

В социальном плане третья волна характеризуется подавляющим преобладанием так называемых белых воротничков (научно-технических работников) над синими воротничками (рабочими), прекращением классового противостояния и устранением социальных антагонизмов, а в политическом – установлением подлинной демократии.

Экономика Третьей волны – это, скорее, экономика потребления, а не обмена. Формируется новый тип труда и появляется новый тип рабочего. Так, если труд во Второй волне носил грубый и монотонный характер, поскольку был более выгодным компаниям именно в такой форме, то в Третьей волне он перестает быть таковым.

Компании Третьей волны достигают своей цели не тем, что делают труд более тяжелым, а тем, что работают более умело. Трудв Третьей волне становится желаемым и творческим актом и в целом формируется новый набор ценностей. Рабочий Третьей волны участвует в принятии решения и становится независимым субъектом творческого процесса, и не является более придатком машины.

Спустя полвека после объявленного А.Тоффлером наступления эры, так называемой, Третьей волны, исходя из реалий сегодняшнего дня, мы не можем не высказать ряд замечаний:

· капитализм не изменил свою природу. Компании не перестали преследовать и ревностно охранять свои классовые интересы.

· нет принципиального изменения характера труда и его действительного превращения из принудительного в творческий.

· за пределами трудовой производственной деятельности современный капитал вынуждает рабочего заниматься локальной профессиональной подготовкой и узкопрофильным образованием.

· не оправдывается прогноз А.Тоффлера о деколлективизации сознания рабочего Третьей волны

Итак, в футурологической концепции А.Тоффлера, в его учении о Третьей волне есть, как видим, много такого, что плохо согласуется с сегодняшней реальностью или прямо противоречит ей.

 

44 Холотехнодемократическая концепция Марко Бунге. Глобальная «информационная» цивилизация

Марио Бунге, отвергая капитализм и социализм, предлагает в качестве третьей альтернативы то, что он называет холотехнодемократией или иначе – интегральной технодемократией.

Для построения справедливого общества политическая и экономическая демократии, как он отмечает, являются недостаточными, хотя они, конечно, и необходимы.

Дело в том, что первая из них касается лишь политики, а вторая – лишь экономики, между тем как " общество состоит из трех соединяющихся искусственных систем, встроенных в природу – именно экономики, культуры и политики …".

Холотехнодемократия предстает перед нами как " общественный строй, который позволяет, более того, поощряет равный доступ к богатству, культуре и политической власти ". Она " есть равенство посредством кооперативной собственности, самоуправления, политической демократии и технической экспертизы ".

Однако это не значит, что она утверждает некую уравниловку, т.е. равенство в буквальном смысле слова. Как раз наоборот, холотехнодемократия устанавливает так называемое квалифицированное равенство. Подобное равенство есть результат соединения трех принципов: от каждого – по способностям, каждому – по потребностям; принципа законного владения плодами своего труда; принципа Роулса, согласно которому единственно справедливо то неравенство в распределении товаров и услуг, которое скорее всего удовлетворяет каждого.

Интегральная технодемократия характеризуется потребностью в как можно более малом и слабом государстве, так как " хорошо устроенное общество не нуждается в большом правительстве ".

Вместе с тем холотехнодемократия предполагает создания федераций и государств вплоть до мирового правительства.

Свобода и контракт при холотехнодемократии, которые были весьма ограничены в классовом обществе, должны получить полное развитие. Так, М.Бунге обозначает главные моменты своей футурологической концепции, возможную утопичность которой он признает, а не отрицает.


[1] феномен регуляции субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающий формирование целей и концентрацию внутренних усилий на их достижение

[2] подражание; у Тойнби подражание нетворческого большинства творческому меньшинству.

[3] Меритократия – принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка

[4] Деятельности общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1132 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.