Учение о так называемом информационном обществе – учение, которое объявляет производство и использование информации основополагающим фактором социального прогресса, определяющим собой все параметры существования и характер развития общества.
Таким образом, технологический детерминизм получает свою конкретизацию и трансформируется в некий информационный детерминизм. Так, например, канадский философ и социолог Герберт Маршал МакЛюэн (1911-1980) выдвинул свое положение, согласно которому именно средства передачи информации, а, стало быть, средства общения и коммуникации вообще, являются основным, решающим фактором развития общества.
Естественно, что подобный подход в методологическом плане становится более правомерным и основательным именно в новом постиндустриальном обществе, где, по мнению некоторых исследователей, формируется целостная инфосфера, которая оказывается решающей и определяющей не только в структуре самой техносферы, но и в структуре общества в целом.
В связи с этим утверждается, что в информационном обществе появляется новый сектор экономики – информационный, который сразу же захватывает лидерство и начинает доминировать над остальными тремя: промышленностью, сельским хозяйством и сферой услуг.
Отсюда делается вывод о том, что в данном обществе происходит окончательное вытеснение таких традиционных факторов общественно-экономического развития, как труд и капитал и их замена информацией и знанием.
Все это, по мнению теоретиков информационного общества, приводит к существенному изменению социальной структуры. Так, согласно одному из
них – японскому социологу Е.Масуде, ведущее место в структуре информационного общества будет принадлежать недифферренцированным в классовом отношении так называемым информационным сообществам, в которых системообразующим элементом выступает новый тип человека, названный им homo intelligens.
С точки зрения сторонников теории информационного общества информационный подход становится решающим в плане понимания самого человека, который уже трактуется не иначе как субъект информационного процесса, как творец и носитель информации и знания.
Итак, в информационном обществе, согласно его теоретикам, происходят интеллектуализация и информатизация производства и всего общества в целом. Происходящие в этом обществе технические изменения и вызываемые ими
социально-экономические сдвиги непременно, по их мнению, приведут к повышению качества жизни настолько, что более уже не придётся говорить о существовании такого традиционного социального зла как бедность и нищета, а безработица трансформируется в обеспеченный досуг.
В результате этого социальная структура информационного общества становится недифференцированной в классовом отношении. Поэтому все классовые и социальные конфликты канут в вечность. Так, наконец, завершится, продолжавшийся тысячелетиями период классового противостояния и социальных потрясений в истории человечества.
Информационным обществом будет управлять, таким образом, некая пост-классовая научно-техническая элита – сообщество таких научно-технических работников, как, например, математики, программисты, экономисты и другие, которые лучше всех остальных знают, как найти и обеспечить наиболее оптимальные и эффективные решения проблем функционирования и развития общественного целого.
В таком обществе утвердится принципиально новый тип демократии – прямой. Образуется устойчивая и эффективная обратная связь населения с правительством и всей системой государственной власти, впервые открывающая перед отдельными гражданами реальную возможность участвовать в процессе принятия решений, активно влиять на деятельность правительства и других государственных структур и фактически взять эту деятельность под свой жесткий контроль.
Однако стоит отметить, что хотя информационное общество и глобальная цивилизация, в том виде в котором они описываются в этой концепции должны были по идее уже сложиться и существовать однако в реальности их не наблюдается. Более того, вместо сокращения безработицы в реальности в Европе, она растет.
Кроме того, исходя из того что западные державы уже вступили в информационную эпоху нигде не отмечено сдачи позиций капиталом и трудом в качестве решающих факторов общественно экономического развития.