Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


П.Я Чаадаев об исторической судьбе России. Россия и Европа




" Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо еще доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определенных словами – Запад и Восток, обладает еще третьей стороной ".

П. Я. Чаадаев

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – русский философ и публицист, объявленный правительством сумасшедшим за свои сочинения, в которых резко критиковал действительность русской жизни. Его труды были запрещены к публикации в императорской России. Испытал сильнейшее влияние немецкой классической философии.

В размышлениях о судьбах России начале ХХI века редко ставится вопрос о том, что представляет собой мировоззрение подавляющего большинства населения России – русских и, стало быть, русское мировоззрение.

Между тем это важно как для понимания многих событий и проблем, относящихся к истории и современности, так и для понимания русских другими народами и русскими самих себя.

То, что русское мировоззрение существует и отличается от американского или японского, – очевидный факт, признаваемый на экспертном уровне и на уровне простого здравого смысла. Отличительное, индивидуальное является тем, что позволяет народам лучше понимать самих себя, точнее выстраивать траектории собственного развития, улучшать отношения с соседями и народами других стран.

Именно с Петра Яковлевича Чаадаева в русской философии начинается отсчет систематической разработки темы русского мировоззрения, в том числе – с особым вниманием к вопросу о месте и роли России в мировой истории и соотношения путей развития России и Запада.

Публикация в 1836 году первого " Философического письма " потрясло всю мыслящую Россию», вызвало и высочайшую реакцию – царь объявил Чаадаева умалишенным.

Центральное место первого письма – беспрецедентный по смелости тезис о положении русских вне истории, что предопределяет, в частности, их неспособность, как выражается Чаадаев, " благоразумно устраиваться " в действительности. По его мнению, " одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более нас отсталых. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. Дивная связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его теперешнему состоянию, на нас не оказали никакого действия. То, что у других составляет издавна самую суть общества и жизни, для нас еще только теория и умозрение ".

К сожалению, данное положение в определенном смысле характеризует русских и сегодня, что говорит не только о фундаментальной природе данных наблюдений, но и об их актуальности.

В то время как в европейских странах институт рабства изжил себя и остался в далекой истории, в России, спустя семьсот лет после принятия христианства, в ХVII веке он вошел в силу в форме прикрепления крестьян к земле, а вместе с землей – к господам, слугам царя. При этом, в отличие от европейского рабства, распространявшегося в основном на пленных, то есть иноплеменников, в России невольником был свой же народ.

В русском обществе, в отличие от Европы, полагает Чаадаев, не было общей основы, последовательно развивавшегося ряда идей. Европейские идеи если и усваивались, то посредством поверхностного подражания.

Что же является причиной столь неутешительной оценки состояния русского человека и общества? Прежде всего, по мнению Чаадаева, все народы проходят период юношеского становления, когда их захлестывает волна " великих побуждений, обширных предприятий, сильных страстей ". В эти периоды народы " наживают свои самые яркие воспоминания, свое чудесное, свою поэзию, свои самые сильные и плодотворные идеи ". Это как бы фундамент дальнейшего бытия народов. Россия же, напротив, не имела ничего подобного. "Сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее – иноземное владычество, жестокое, унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, – вот печальная история нашей юности".

В духовной истории России, кроме того, было еще одно принципиальное отличие от Европы, о чем Чаадаев не говорит. Это многообразие народов, населяющих огромное пространство российского мира. Очевидно, что представленные в разных религиях и верованиях системы описания мира, бога, природы, человека с его возможностями, надеждами, целями и ценностями различны, порой не совместимы, а часто даже не сопоставимы.

Российская власть во все времена была озабочена не качеством жизни народа, а собственным благополучием и количеством удерживаемых под собой территорий и потому почти не заботилась о правовом обуздании стихии русского мира.

Нужно признать, что народу, столетиями жившему в условиях рабства, и у составных частей которого, к тому же, за каждым из понятий долга, справедливости, порядка и права стоят разные религиозно-культурные основания, сделать эти понятия жизненными правилами для всех подданных единого государства, то есть превратить всех в граждан, крайне трудно.

Говоря о преобразовании нравственной природы народа, Чаадаев отмечает, что делать это русским довольно сложно, так как в отличие от цивилизованных стран, где давно сложились порядок и образцы размеренной и неспешной жизни, в России все приходится делать как бы в противоположность, наперекор заведенным правилам.

Слишком откровенно и честно Чаадаев говорил о реальном положении вещей, в том числе – о русском народе и его мировоззрении. В заключении приведём известную фразу Чаадаева: " Горе народу, если рабство не смогло его унизить, такой народ создан, чтобы быть рабом ".





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4113 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2281 - | 2210 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.