Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классы и нации как субъекты социального развития




В зависимости от конкретно-исторических обстоятельств материально-производственной сферы общественной жизнедеятельности людей складываются и их социальные отношения. Люди в зависимости от места, занимаемого ими, в системе общественного производства, приобретают соответственно разный статус и соц. положение (собственник, работник, управляющий, иждивенец и т.д.). В каждом обществе имеет место дифференциация социальных функций - разделение занятий, осуществляемых различными индивидами, группами людей. Люди с однотипным общественным положением (одинаковым общественным статусом) образуют определенную социальную группу. Существует много самых разных социальных групп: классы, страты, половозрастные, профессиональные, квалификационные, отраслевые, территориальные (региональные) и прочие. Социальная сфера общества это как раз и есть характеристика форм взаимоотношений этих групп (общностей) людей друг с другом на том или ином этапе общественного развития. Так, общество, например, может делиться на различные классы, между которыми возникают самые разные формы отношений и взаимодействия (борьбы, сотрудничества и др.). Классы - это «большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда.Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства (классовая принадлежность определяется на основе социально-экономических характеристик и зависит от места, которое занимает человек в системе общественного производства и которое, в свою очередь, обусловливается: 1) отношением к собственности (является ли он владельцем средств производства или нет); 2) ролью в общественной организации труда (является ли он организатором производства или нет); 3) способом и размером распределения произведенного продукта (как и какую долю общественного богатства он получает).Концепция теории соц стратификации и социальной мобильности, разработанные П.А.Сорокиным. Согласно этой теории все общество делится на страты (от лат. слой, пласт) в зависимости от получаемых доходов или уровня жизни и т.д. Получается «многомерная стратификация» и человек может принадлежать одновременно к нескольким стратам, или классам. Но в любом обществе существует та или иная возможность для социальной мобильности: горизонтальной (перемещение людей внутри одного и того же слоя) и вертикальной (перехода индивида из одной страты в другую: бедный человек может, к примеру, разбогатеть, а богатый - разориться и тем самым также поменять свою страту). Существует еще и этническая дифференциация людей. Этнос (от греч. племя, народ) - стабильная группа людей, характеризуемая устойчивыми, присущими им особенностями социо-культурного развития их жизнедеятельности (язык, общность психического склада, сознание своего единства, которое фиксируется, в том числе в самоназвании - этнониме и т.п.). Этнос- это особый исторически возникший в определенных природно-территориальных условиях тип объединения людей, особая форма их совместного существования и развития; складывается и развивается естественноисторическим путем, он не зависит от воли входящих в него отдельных людей, ибо существует за счет самовоспроизводства. С возникновением классов и государства на смену кровнородственным связям объединения людей приходят территориальные (полисы, княжества, графства, государство). Территориальный признак становится определяющим. Переход от феодализма к капитализму обусловил образование новой этносоциальной формы - нации. В этой связи обычно подчеркивается, что нация - это продукт буржуазной эпохи, это такая форма общности людей, которая складывается и развивается на основе: 1) общности экономической жизни (связей) людей; 2) единой территории (зачастую совпадающей с границами централизованного государства); 3) литературного языка; 4) общности психического склада, проявляющегося в общности культуры.Нация - это, прежде всего, политическая форма единения людей, сформировавшаяся на основе общности их языка и культуры. Нация рассматривается в таком случае как определенный исторический тип завершения этносоциального развития общества, после которого возможны лишь слияния наций и их отмирание.О нации следует говорить лишь тогда, когда этнос или этносы политически консолидированы в рамках единого государства или определенного политического движения и практически полностью идентифицируют себя с ним.

Роль личности в истории.

Личность- в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Роль личности. 3 концепции: 1). Личность – ничто (анархия, власть не дается никому) 2). «золотая середина» 3). Личность – все (диктатура, Ницше.) Рассуждения о «золотой середине.»: каждый человек выступает субъектом своей жизнедеятельности, нередко он играет и решающую роль в деятельности своего ближайшего окружения. Но чем шире масштаб деятельности, тем уже круг людей, которые могут стать субъектами исторических изменений. Такие в философии истории называются историческими (выдающимися) личностями. Античные философы положили начало традиции, в которой личность и общество рассматриваются в тесной взаимосвязи. По Гегелю, важнейший отличительный признак выдающегося деятеля, залог эффективности его действий – цель, цель, которая содержит такое всеобщее, которая составляет основу в существовании народа или государства. Дело выдающейся личности – знать всеобщее, необходимую ближайшую ступень в развитии мира, сделать ее своей целью и вложить в ее осуществление свою энергию. Марксисты исходят из положения о решающей роли народных (трудящихся) масс в истории, подчеркивая при этом возможность личности влиять на ход исторического процесса. Роли народа и личности анализируются в неразрывной связи. По Плеханову, личность тесно связана с классом, народными массами и, только выражая их подлинные интересы, она может занять соотв. место в истории, оказывая влияние на исторический процесс. «Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам. Он является начинателем потому, что видит дальше других и хочет сильнее других».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1061 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2358 - | 2116 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.