Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие личности, ее социальные роли. Свобода и ответственность личности. Смысл жизни




Антропологическая проблема существует со времен античности. Именно тогда человек был провозглашен мерой всех вещей. Но понятий «личность» у древних греков не было, тк сложилась сильная зависимость граждан. Родоначальником философии человека Сократ в проблеме антропологии интересовал не сам человек, а его мышление и рефлексы. Идея Аристотеля об общественной сущности человека была мыслью о человеке вообще, о его родовой природе, но не о понятии «личность»Лишь в 16в. Ренессансное мышление осознало понятие человеческой личности. Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Индивид это всегда один из многих, он безличен. Понятия «индивид» и «личность» противоположны по объему и по содержанию. Понятие индивид не фиксирует отдельных св-в чел., его биологич и соц кач-ва, это говорит о бедности его содержания. Но по объему оно богато, тк каждый человек – индивид. Говоря «человеческий индивид», имеют в виду лишь родовую общность людей и единичного представителя чел рода. Когда происходит конкретизация этого понятия – указание на другие кач-ва, ограничивается объем понятия, выделяются особенности соц группы. Чем выше степень конкретизации, тем богаче объем понятия по содержанию и меньше по объему. Здесь применяется понятие – личность. Оно включает в себя общие и особенные признаки, единичные и уникальные св-ва чел.

Личность – это человек с ярко выраженными соц признаками и соц индивидуальностью, это активный, целенаправленный субъект отношений и созидательной деятельностьи.

Личность – это всегда конкретный чел, носитель сознания. Л. Ориентируется в общ-ве на его ценнсоит и выполняет общ-но-полезную деят-ть и несет ответ. перед общ-ом за свои поступки. Л. присущи самоуважение и достоинство. Способами выражения достоинства явл. совесть, долго и честь. Индивидуальность л. выражает совокупность признаков, определяющие неповторимость и своеобразие в процессе ее жизнидеятельности, развития, поведения, мышления, в стиле и образе жизни и проч. Чел-к формируется в конкретном историческом времени и соц пространстве. Поэтому л. выступает носителем и выразителем всего общественно-социального. П своей структуре л. представляет собой устойчивую сис-му элементов содержания, включающих в себя: духовный мир, соц-ролевой комплекс, природные кач-ва. Типологическое определение л. основано на идее,что ее формирование - закономерныйокр природы и соц среды. Основные соц типы л.: соц-классовые, соц-профессионал, нац-этнические.

Свобода считается высшей ценностью чел во всех духовных сис-мах и общест движениях. Суть: она есть нечто большее, чем учет объективной необходимости устранение внешних ограничений. Более ценной явл внутренняя свобода, свобода в выборе истины, добра и красоты. Характеристикой свободы явл ее внутренняя определенность. Свобода – это специфический способ бытия чел, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на основании им объективных св-в и отношение вещей, закономерностей окружающего мира.

Стержень свободы – выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым выражение. Только свобода выбора порождает ответственность л. за принятие решений и поступков, явл его следствием.

Ответственность – это соц отношение к общ ценностям. Осознание ответственности – это отражение субъекта бытия соц необходимости и понимание смысла совершаемых действ, оно необходимое средство управления поведением л. со стороны общ-ва через ее сознание. Свобода и ответственность это две стороны одного целого, сознательное деят чел. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу. Свобода связана с необходимостью, которая обусловлена в конечном счете объективными законами бытия.

Ситуация рубежа 20-21 вв. резко увеличивает меру ответственности л. за свои деяния. Нарастания неустойчивости мира, нестабильность его соц-политического сис-мы, углубление кризиса, связанного с нерешаемостью глобальных проблем современности заставляет по-новому взглянуть на эти вечные проблемы.

Проблема смыла жизни – это вечная проблема человека, ответ о цели и смысле чел бытия зависит от мировоззренческой и просто бытовой позиции чел. Смысл жизни определяют сугубо индивидульно, в основе его лежат главные жизненные цели индивида, определяемые его хар-ром деят.Каждый может сам определить для себя целевую ориентацию жизни. Цели жизни связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей. Каждый выбирает те потребности, которые соответствуют его индивидуальности и наклонности, свою деят чел направляет на решение выбранных задач. Цель жизни отдельного чел должна быть согласована с общечеловеческой целью – развитием богатства чел природы, универсальным всесторонним развитием чел.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 800 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2555 - | 2197 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.