Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия французкого просвещения




Негативные стороны просвещения: Критическая, то есть против чего выступает просветить. (Свергают монархию, Резко выступает против церкви)

Положительные стороны просвещения: Конструктивная, что предлагает замену критикуемого. (Предлагают республику)

Французкое просвещение – делит понятие Церкви(называя ее социальным институтом) и Религии (говоря о ней, как о системе взглядов)

Вольтер что одинаково не хороши атеизм и религиозный фундаментализм. Выступал за свободу совести. Пытался доказать, что религиозные идеи не должны стать фанатичными.

Французкие просветители выступали против сословного строения общества пытаясь заменить его на принцип равенства, перед законом. В целом Французкие просветители выступают против иерархии пытаясь заменить его принципом равенства.

Большинство просветителей представляли метафизический материализм.

Материализм фтз согласно которой наиболее достоверная реальность материальна по своему характеру.

Мат бывает 2 видов

1) Деалектический – рассматривает материю как субстанцию (самопричинная реальность – Бога нет)

2) Метафизический – рассматривает материю как субстрацию. Бог есть!

 

В отличии от субстанции – субстрат наиболее пассивен. Источник движущей силы. Изменения происходят с субстратом и вне его.

Метафизический материализм – не последователен. В роли источника изменений может выступать общество людей, в другом случае Бог. Непоследовательность метафизического материализма в том, что он допускает существование бога и лишь пожалуй только Гедро отходит от понятий метофизики склоняясь к позиции гипозаизма(вся природа жива).

Философия Иммануила Канта

2 периода. Докритический и Критический

Критический – главный.

Докритический период – Кант интересуется прежде всего космологической проблематикой (учение о космосе и о его зарождении).

Была разработана гипотиза возникновения вселенной из аморфной газообразной туманности. В последствии концепция получила название «КАНТА-ЛАПЛАСА»

Откуда берется сама газообразная субстанция Кант не говорит.

Возникновение вселенной Кант рассматривает уже исторически, то есть как закономерный процесс протекающий во времени.

Критический период – назван так, потому что в это время Кант пытался критически переосмыслить возможности человеческого познания.

Главные работы: Критика чистого разума, Критика практического разума, Критика способности суждений.

Во времена Канта сущ 2 одновременно конкурирующие и дополняющие друг друга Эмпиризм и Рационализм. Кант пытался создать синтетическую гносеологическую теорию, которая сочетала в себе все самое лучшее Э и Р. В гносеологическом знании Кант выделял: Содержательное и Формальное

Содержательное – человек черпает знание из опыта. Приблежает к позиции эмпиризма. Опыт всегда не полон и не завершен, поэтому сугубо опытное знание не может быть знамением истины. Истинным Кант называет – необходимое и общезначимое. Подчеркивает, что истинным человечество обладает. Происходит это от того, что человеческое сознание обладает доопытными формами знания, одинаковыми для всех людей.

Тезис о наличии в человеческом сознании априорных форм приблежает Канта к позиции рационализма, однако априорные формы отличаются от идей Декарда:

1) Кант говорил, что форма знаний является доопытной, когда по Декрду знания имеют не просто форменную, но и содержательную сторону.

2) Врожденные идеи Декарда, остаются неизменны, тогда как априорные формы Канта, меняются по ходу развития человеческой культуры.

3) Кант полагает, что суждения состоят из 3х элементов: Логический субъект(подлежащее), Логический предикат (сказуемое), Логическая связка.

 

Суждение – это логический скелет грамматического предложения.

2 класса суждений:

1) аналитические – в которых смысл превозносим предикатом не превышает собой смысла изначально содержащегося в логическом субъекте. (Все тела протяженны) Аналитические суждения не дают качественно новых знаний, однако они позволяют с минимальными потерями осуществлять перевод выражений с одного на другой.

2) синтетические – смысл превозносимых предикатом превышает собой смысл изначально содержащийся в логическом субъекте. (Сегодня на улице солнечная погода = Сегодня солнечно) Синтетические суждения дают качественно новые знания. Все опытные суждения являются синтетическими. Однако Кант подчеркивает, что человеческий опыт не полон и ограничен и Кант формулирует главный для себя вопрос «А возможно ли, если возможно, то как возможно, существование априорных синтетических суждений, которые с одной стороны будучи синтетическими давали бы качественно новые знания, а с другой будучи априорными были бы необходимы и общезначимы.

Кант выделят 3 уровня чел сознания:

1) Разум – философия

2) Рассудок – теоретическое естествознание

3) Чувства – математ

Кант интересуется о существовании на каждом из этих уровней сознания априорной формы. Если они есть, то на их основе и с их помощью, можно выставить априорной силы суждение, если нет, то нет.

С каждым уровнем связанна научная дисциплина.

Согласно Канту в чувственном уровне имеются априорные формы – ими выступает пространство и время, т. О пространство и время являются хара-ными не для внешнего окружаюшего мира, а характерами познающего этот мир субъекта. То есть не мир существует в пространстве и времени, а мы видим его таким.

3 способа существования

1) Объективно (независимо от воли и сознания людей)

2) Субъективно (в зависимости от воли и сознания отдельного человека

3) Интерсубъективно (независимо от воли и сознания отдельного человека, но в зависимости от воли и сознания какой-то группы людей в пределах всего человечества.)

Априорные формы канта – пример интерсубъективной реальности. Наличие в сфере чувственных априорных форм позволяет нам построить математику как строгую науку, как науку в границах чистого разума. Такое возможно и в области теоретического естествознания, так как оно опирается на априорные формы рассудка на категории. Категории – это предельно общие понятия.

Канта волнует научность философии. То есть можно ли построить философию как науку в пределах чистого разума. Ответ – нельзя.

Кант пытался выйти на философию осмысления мира. Человеческий разум приходит а антиномии(противоречию)

 

4 Антиномии чистого разума.

1)Мир конечен, мир бесконечен.

2) Человек свободен, человек не свободен – Более интересна Канту,

Не одна из 4 не может быть разрешена, однако Кант полагает, что эти Антиномии должны разрешаться. Боле того Кант решает, что эти Антиномии решаются, но только в границах практического разума.

Практический разум – это тот же чистый разум, но еще дополненной волевой компонентной психикой. Попадая из чистого в практический Антиномия возвращается к проблемам, а то, что может быть проблемой, может быть разрешено. Кант задается вопросом: «А возможно ли, и если возможно, то как чтобы человек был одновременно существом и свободным и нравственным.»

Быть свободны – делать все что хочешь

Быть нравственным – делать чтт-то строго соблюдая законы и табу.

Кант признает, что абсолютного разрешения эта проблема не имеет. То есть человек не может быть абсолютно свободен и нравственен. Человек может быть нравственным, сохранив за собой максимум сободы. Более того, человек только тогда будет нравственен, только когда сохранит за собой свободу, а это станет возможным когда единственным мотивом его поведения станет стремление следовать КАТЕГОРИЧЕСКОМУ ИМПЕРАТИВУ.(БЕЗУСЛОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ) по своему содержанию он близок к т.н золотому правилу нравственности. Оно гласит: «Поступай с человеком так, как ты хотел, чтобы он поступал с тобой»

В области ОНТОЛОГИИ Кант дуалист.

Так как проводит жесткую границу между миром явлений и миром сущностей или между уровнем вещей для нас и уровнем вещей самих по себе.

Вещь для нас – это вещь включаюшаяся в человеческий опыт.

Вещь сама по себе – это вещь за пределами человеческого опыта или не совсем вмешающаяся в человеческий опыт.

Единственной надежной вещью самой по себе был БОГ.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 395 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2318 - | 2046 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.