Центральная проблема философии – соотношение мышления и бытия. Предмет философии – бытие, познание, человек, общество. Он исторически изменялся в связи с материальным и духовным развитием общества и самой философии.
Зарождение философии исторически совпало с возникновением зачатков научного знания. Философия – исторически первая форма теоретического знания. Она отвечала на вопросы, уже поставленные мифологией и религией. Но способ решения этих вопросов у неё иной; она опирается на теоретический анализ и согласовывается с практикой. В античности философия охватывала всё знание. Философы стремились, главным образом, понять происхождение природных явлений, рассматривая мир как единое целое.
В эпоху Возрождения и особенно в XVII – XVIII вв. от философии начинают обособляться специальные науки, каждая из которых выделяет свою собственную предметную область. Механика, физика, позже химия, биология, юриспруденция, политическая экономия становятся самостоятельными отраслями научного познания. Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного познания качественно изменяет роль и место философии в системе знания, ее взаимоотношения с частными науками. Философия перестаёт заниматься решением специальных проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д. и формирует собственное проблемное поле. Теперь философия исследует предельно общие характеристики человека и мира. Философия отличается от частных наук ещё и тем, что она выражает ценностное отношение человека к миру. Философия – это знание не только о мире, но и об отношении человека к миру.
Философские проблемы, связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер. «Вечные» философские проблемы постоянно воспроизводятся на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека.
3. Специфика философского знания состоит в том, что оно:
1. имеет сложную структуру, включая онтологию, гносеологию, логику и т. д.;
2. носит предельно общий, теоретический характер;
3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе частных наук;
4. во многом субъективно, т.е. несет в себе отпечаток личности и мировоззрения конкретных философов;
5. является сочетанием объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
6. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
7. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
8. опирается на категории (предельно общие понятия);
9. Исследует принципиально неразрешимые, «вечные» проблемы: происхождение бытия, соотношение материи и сознания, происхождение жизни, бессмертие души, смысл жизни.
Методы философии
Метод – это способ осуществления исследования. Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.
Диалектика – метод философского исследования, при котором мир рассматривается с позиций системности, внутренней противоречивости, изменчивости, развития.
Метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, статично, однозначно.
Догматизм – исследование мира через призму раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.
Эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единой основы фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но кажущиеся достоверными выводы.
Софистика – метод, основанный на выведении нового суждения из ложных, но искусно поданных как истинные, суждений. Софистика имеет целью не получение истины, а победу в споре, и используется как приём ораторского искусства.
Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования текстов.
М атериализм – метод, при котором материя трактуется как первичная субстанция, а сознание – как функция материи.
Идеализм означает признание духовного первоначала мира, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
Эмпиризм – метод и направление в теории познания, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в результате чувственного восприятия мира.
Рационализм – метод и направление в гносеологии, согласно которому истина может быть достигнута только с помощью разума без влияния чувственного опыта.
Темы контрольных работ
1. Типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
2. Мифы в современной культуре.
3. Трансформация мифологического сознания и возникновение философского мышления.
4. Философия и идеология.
5. Философия и наука как способы познания: их сходство и различие.
6. Философская и научная картины мира.
7. Связь философии и искусства.
8. Трактовки предмета философии и ее назначения в античной философии.
9. Сократ, киники: философия как образ жизни.
10. Понимание предмета философии и ее назначения в средневековой философии.
11. Соотношение веры и разума как проблема средневековой философии.
12. Высокая миссия философии в понимании мыслителей эпохи Возрождения.
13. Новое время: сближение философии с наукой.
14. Значение философии в духовной культуре общества.
15. Роль философии в кризисные периоды развития общества.
16. Связь философии и экономики.
17. Влияние индивидуальности мыслителя на характер созданного им учения.
18. Философия и личность. Роль философии в духовной жизни человека.
19. Нужна ли философия современному специалисту?
20. Место философии в системе гуманитарного знания.
21. Восточная и западная традиции в философии.
22. Особенности религиозного мировоззрения.
23. Философия и обыденное сознание.
24. Предпосылки возникновения философии.
25. Мировоззрение и его структура.
Тесты
1. Философия представляет собой …
а) мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы
б) набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь людей
в) систему взглядов на мир в целом и положение человека в нем
г) сложившуюся картину мира, принятую специалистами в области частных наук
2. Вопрос о сущности сознания, его отношения к бытию традиционно именуют основным вопросом
а) мировоззрения
б) философии
в) этики
г) культуры
3. Какие из перечисленных отношений отражают связь философии и науки?
а) философия – это методология науки.
б) наука – источник нового знания для философии.
в) философия обобщает и интегрирует знания конкретных наук.
г) философия – это одна из наук.
4. Выделение и оценка себя как мыслящего, чувствующего и действующего существа есть
а) мироотношение
б) самосознание
в) миропонимание
г) суждение
5. Термин «философия» впервые ввёл в научный обиход античный философ…
а) Пифагор
б) Платон
в) Декарт
г) Демокрит
6. «Особая, профессионально организованная познавательная деятельность, направленная на получение нового знания и обладающая следующими характеристиками: объектная предметность, общезначимость, обоснованность, проверяемость, объективная истинность, полезность» - называется …
а) религией
б) философией
в) искусством
г) наукой
7. Готовые, неподвластные времени, ответы на мировоззренческие вопросы характерны для __________ картины мира.
а) научной
б) религиозной
в) обыденной
г) философской
8. Триада «Вера, Надежда, Любовь» впервые сформулирована в
а) светской культуре и философии
б) искусстве
в) христианской философии
г) науке
9. В каком мировоззрении естественное не отличается от сверхъестественного?
а) научном
б) мифологическом
в) философском
г) религиозном
10. Науку о сущем, причинах и началах называл первой философией крупнейший мыслитель античности, основатель перипатетической школы …
а) Сократ
б) Платон
в) Аристотель
г) Диоген
11. Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает?
а) стремление к красоте
б) любовь к мудрости
в) учение об обществе
г) стремление к счастью
12. Что означает философский термин «интерпретация»?
а) преобразование
б) истолкование
в) развитие
г) изображение
13. Какие из перечисленных вопросов являются философскими?
а) В чем смысл существования человека?
б) Возможно ли создание искусственного интеллекта?
в) Расширяется ли Вселенная?
г) Что такое истина?
14. Мифологией называется …
а) мировоззрение древнего общества
б) реалистическое восприятие действительности
в) религиозное сознание
г) систематизированное знание о мире
15. Для мифа характерны следующие черты:
а) логичность
б) очеловечивание природы
в) совмещение фантазии и реальности
г) наличие фантастических богов
16. Для искусства характерно:
а) символичность
б) отождествление фантазии с реальностью
в) объективность
г) рациональность
17. Какое из перечисленных понятий соответствует данному определению: «Сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая систематизация объективных данных о действительности»?
а) наука
б) религия
в) философия
г) искусство
18. Какое философское направление рассматривает волю в качестве высшего принципа бытия?
а) рационализм
б) материализм
в) волюнтаризм
г) дуализм
19. Философский принцип превращения человека в центр мироздания, космоса называется …
а) догматизмом
б) теоцентризмом
в) антропоцентризмом
г) плюрализмом
20. Отрицание существования бога и утверждение самоценности бытия мира и человека называется …
а) догматизмом
б) атеизмом
в) плюрализмом
г) антропоцентризмом
21. Правильная последовательность этапов формирования мировоззрения:
а) философия
б) наука
в) мифология
г) религия
22. К какому понятию относится определение: «Одна из форм общественного сознания и его реализация на практике, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей; опирается на общественное мнение и воздействие, на убеждения, традиции и привычки»?
а) религия
б) мораль
в) право
г) искусство
23. Для какого типа мировоззрения характерен синкретизм объективного и субъективного миров?
а) мифологического
б) религиозного
в) философского
г) научного
24. Принцип «Философия есть служанка теологии» был сформулирован в эпоху
а) античности
б) средневековья
в) Возрождения
г) Просвещения
25. Как называется философский принцип, утверждающий человека как высшую ценность?
а) гуманизм
б) интернационализм
в) релятивизм
г) субъективизм
26. Какому мировоззрению свойственна антропоморфизация окружающего мира?
а) мифологическому
б) религиозному
в) философскому
г) научному
27. В развитии философии нет
а) преемственности
б) научных достижений
в) ценностной составляющей
г) устаревших идей
28. Философские решения не могут быть
а) гипотетическими
б) окончательными
в) неоднозначными
г) сложными
29. Ответы на философские вопросы ищут в
а) религиозных верованиях
б) мифологических представлениях
в) научных исследованиях
г) доводах и заключениях разума
30. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются
а) природных явлений
б) объективного мира в целом
в) социальной жизни
г) судьбы, предназначения и высших идеалов человека