Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Критерии научного знания. Нормы и идеалы научности




Знание – результат познавательной деятельности и жизненного опыта человека, совокупность представлений, взглядов, концепций, теорий. Существуют обыденные, научные, религиозные, эстетические и другие виды знаний. Научные знания в свою очередь включают эмпирическое и теоретическое знание.

В общем виде идеал науки изображается ее определением. Идеал европейской науки — истинное знание сущности законов мира, выраженное связной, логической системой понятий и высказываний, подтверждаемое наблюдением и воплощаемое на практике. Такое знание способно объяснять и предсказывать. Оно иллюстрируется любой из завершенных естественных или общественных наук.

Конкретизация идеала разъяснением элементов общего оп­ределения ведет к сужению круга наук, представляющих идеал. Если в определение идеала науки внести предписание устанав­ливать количественные характеристики качественно определен­ных свойств, то иллюстрацией идеала окажутся физика и смеж­ные с нею науки. Другие науки получат статус качественно-опи­сательных, приближающихся к физике (география, геология, ге­ронтология, психология и т. п.) или уходящих в умозрение (выс­шая математика, теория доказательств в логике, теоретическая социология, космология и т.п.).

Разъяснение элементов определения идеала науки создает ви­димость деления наук на точные и неточные. Точность является внутренним свойством знания, выражающим степень устойчи­вости и определенности отношений между элементами объясне­ния и предсказания. Знание точно, если данные некоторой об­ласти действительности всякий раз получают исчерпывающие объяснения устойчивости составом его элементов. С другой сто­роны, знание точно, если устойчивы и определены отношения между его посылками к выводами в предсказаниях. Объем и со­держание знания связаны обратной пропорцией, из-за чего их характеристики находятся между двумя крайностями: все об од­ном (которое при отличии от всего другого тождественно ничто) либо ничего обо всем. Ни одна из крайностей знания не точнее другой. Отвлекаясь от одних подробностей предметов за други­ми, знание обретает все большую чистоту и строгость формы, но все меньше отражает свойства объективного мира (таково, на­пример, знание логики, высшей математики). Учитывая все но­вые подробности свойств предмета, знание обретает полноту и определенность содержания, оказывающиеся ненужными при малейшем изменении предмета. На фоне такого изменения со­держания и объема знаний следует признать правоту замечания П. Дюгема и А. Пуанкаре о том, что замена менее точного зна­ния более точным означает лишь замену одного знания другим, переопределяющим предмет. В свою очередь, конфуз перенесе­ния знания в несвойственную ему область давно подмечен фи­лософами: пусти философа в геометрию, он разведет там только болтовню; пусти геометра в философию, он будет строить там только карточные домики. Одним словом, каждая наука по-сво­ему точна. Заимствование особенностей смежных и даже отда­ленных наук не возбраняется, но это ведет к смещению предме­та и методов исследования. Скажем, введение в качественно-описательную науку измерения и счета требует ограничения ка­чественных характеристик явлений теми, которые связаны с эк­стенсивными величинами, и смещения интереса с изменчивых качественных особенностей явлений на отношения между ус­тойчивыми свойствами, качествами явлений, воплощаемыми в эталонах и объектах измерения. Например, география постули­ровала первичную целостность суши из факта видимого соот-етствия впадин и выпуклостей конфигураций материков. Тем самым отражено «что было и что стало». Заинтересовавшись от­ветом на вопрос: «Когда это было?», ввели скорость взаимоуда­ления материков. Интерес сместился от «что было» к «когда было». Разнородность предметов интереса исключает превосход­ство в точности одного из ответов. Само по себе введение ско­рости взаимоудаления материков не изменяет качественной ха­рактеристики, определенности события, выраженой словами «было» и «стало», раскрывает лишь его количественное пред­ставление по отношению к избранной единице измерения уда­ленности прошлого от настоящего.

Относительность точности научного знания роднит его с лю­быми вненаучными знаниями, если каждому знанию приписы­вать свою область отнесения, не соизмеримую с другими. Иное дело, когда соперничают различные знания по поводу одной и той же области их отнесения, одних и тех же событий, зафикси­рованных не средствами соперничающих знаний. Объяснения событий уводят в сферы соперничающих знаний, но предсказа­ния новых событий на основе свершившихся, которые фикси­руются не средствами предсказывающих знаний, выводят в ней­тральный общезначимый мир. И в нем научные знания опреде­леннее и в этом смысле точнее обыденного, оккультного и дру­гого вненаучного знания. Меньшая точность предсказаний обы­денного знания обусловлена узостью их предпосылок, меньшая точность предсказаний псевдознания обусловлена произвольно­стью их предпосылок.

Идеал научности предъявляется не только в целом системой научного знания, но и его частями, элементами, в особенности выраженными общепринятым, а не внутринаучным языком. Та­ковы рассмотренные объяснения, предсказания, а также доказа­тельство, факт, проблема, гипотеза, опыт и т.д. По каждому из названых элементов научное знание располагает определением, образцом, отличающим его от вненаучного знания. Например, факт определяется как событие, отраженное объективными сред­ствами, в принципе выделяемое из его истолкований и средств передачи. Помимо научного, только обыденное знание мирится с таким определением факта, псевдонаучное — считает фактом откровение, знамение, впечатление, свидетельство очевидца и т.д. Не исключено, что в такого рода явлениях присутствует нечто фактическое, но оно подлежит вскрытию, а не замещению доверием к самим явлениям.

Мерилом или критерием научности служат ее признаки, удо­стоверяемые определенными процедурами или средствами. При­знаки научности указаны в определении идеала научности и каж­дому из них сопутствует своя процедура удостоверения, идеаль­ная или материальная.

Первейшей идеальной процедурой удостоверения идеала на­учности служит восприятие представленного образца научного знания. Последующие идеальные удостоверения состоят в све­дении к образцу научного знания тех знаний, которые претенду­ют на научность либо эквивалентность научному знанию. Приб­лиженное или поверхностное сведение ограничивается сравне­нием характеристик претендента и образца, строгое сведение осу­ществляется комбинацией истолкований и логических выводов. Например, приняв за образец научного знания ту или иную завершенную теорию классической физики, приближенно мож­но удостовериться в научности органической химии или эволю­ционной биологии путем внешнего сопоставления смысловых структур. Сходство структур по выделяемое™ и субординации элементов (принципов, общих и частных законов или законоподобных отношений, а также выводных понятий, сопоставимых с опытом) свидетельствует о научности названых разделов химии и биологии. Строгое сведение в данном случае означает истол­кование принципов в такой форме, которая равноценна образ­цовой по определенности, позволяющей логически выводить измеримые величины, сопоставимые с опытом. Такое сведение пока лишь частично осуществимо и поэтому органическая хи­мия и эволюционная биология (эволюционная генетика) не от­вечают идеалу научности. Материатьная процедура удостовере­ния научности знания состоит в практической проверке его пре­образующих возможностей (на основе объяснения, выбора и предсказания) и выявлении их сопоставимости с возможностя­ми образцового знания. Если определенность, предсказуемость и масштабность преобразований сопоставимы, то претендент на научность отвечает критерию научности. Хотя, на первый взгляд, так сформированная материальная процедура удостоверения на­учности настолько неопределенна, что различия между научным и вненаучным знаниями должно выражаться в степени, а не по существу, на практике все же степенные ряды резко обрывають-ся и практический язык всегда фиксирует несопоставимость на­учного и вненаучного знаний. (из учебника - Будко)

Наука, выступая как целостная, развивающаяся система, имеет соб­ственные основания, обладает идеалами и нормами исследования. Эти характеристики пронизывают науку и как специфическую форму дея­тельности, и как совокупность дисциплинарных знаний, и как соци­альный институт.

К основаниям науки относят фундаментальные принципы, поня­тийный аппарат, идеалы, нормы и стандарты научного исследования. Принято считать, что зрелая состоявшаяся наука возможна лишь тог­да, когда можно установить лежащую в ее основаниях научную кар­тину мира, следовательно, научная картина мира является фундамен­тальным основанием науки. В настоящее время помимо естествен­ных, общественных и технических наук различают науку теоретичес­кую и экспериментальную, фундаментальную и прикладную. Говорят о большой науке, твердом ядре науки, о науке переднего края, подчер­кивая ее гипотетичность. Наука сегодня развивается с учетом глубо­кой специализации, а также на стыках междисциплинарных облас­тей, что свидетельствует о ее интеграции. Однако все научные знания, несмотря на их дисциплинарную дифференциацию, отвечают опреде­ленным стандартам и опираются на четко выверенные основания.

В качестве таковых принято выделять: характерные для данной эпохи и конкретизируемые применительно к специфике исследуемой области идеалы и нормы познания; научную картину мира; философ­ские основания. Многие ученые считают, что научный прогресс развивается на не­прерывном основании. Эта позиция отражена кумулятивной моделью развития науки. Кумулятивизм, возникший на основе обобщения прак­тики описательного естествознания, предполагал упрощенное пони­мание роста знания, когда к накопленной сумме истинных положе­ний постепенно присоединяются и добавляются новые утверждения. Эмпиристский кумулятивизм отождествляет рост знания с увеличе­нием его эмпирического содержания, рационалистский кумулятивизм предполагает такой способ развития знания, где каждый последую­щий элемент включается в систему наличествующих абстрактных прин­ципов и теоретических обобщений. Заблуждения истолковываются как субъективный процесс, произвольное отбрасывание старого и опро­вержение принятого.

Однако история науки свидетельствует, что научное развитие пред­полагает ломку и смену оснований науки, что отражено антикумуля­тивной моделью развития науки. Ее следствием является тезис о не­соизмеримости теорий, согласно которому сменяющие друг друга те­ории не связываются логически, а используют разнообразные прин­ципы и способы обоснований. Развитие науки истолковывается как дискретный процесс. История науки представляет собой не линейное развитие, а нагромождение «исторических прецедентов». Процедуры выбора тех или иных основоположений опираются на социальные и психологические предпочтения. Заявившая о себе в настоящий период позиция теоретического и методологического плюрализма провозгла­шает, что множество равноправных типов знания есть реальность, ко­торая свидетельствует о развитии как науки, так и личности. Периоды борьбы альтернативных теорий — самые плодотворные периоды. Ис­токи альтернативных концепций коренятся в различных мировоззрен­ческих и методологических позициях ученых.

Важно понимать, что перестройка самих оснований науки может происходить на «территории» внутридисциплинарного развития, т.е. затрагивая лишь принадлежащие к данной области дисциплины. Мо­жет происходить и за счет междисциплинарных связей, когда более прогрессивная дисциплина транслирует изменение своих оснований на другие смежные или даже весьма отдаленные дисциплинарные области. Основания науки напрямую связаны с порождением знания и выполняют генетическую функцию.

Система идеалов и норм распадается на: 1) идеалы и нормы объяс­нения и описания; 2) идеалы и нормы доказательности и обоснованно­сти знания; 3) идеалы и нормы построения и организации знания. Иде­алы и нормы имеют двоякую детерминацию: они зависят как от специ­фики изучаемых объектов, так и от конкретно-исторических условий той или иной эпохи. Несмотря на то, что идеалы и нормы тесно связа­ны и могут «перетекать» друг в друга, их не следует отождествлять.

Во-первых, норма указывает на типичное, усредненное правило, на должное и обязательное в науке. Идеал — на высшую эталонную форму развития объекта, которая выходит за рамки нормы.

Во-вторых, нормы претендуют на повсеместную реализацию. От идеалов требовать универсальной степени реализуемость вряд ли пра­вомерно, они в большей мере выступают как ориентир.

В-третьих, норма, выступая как ординарное средство познаватель­ного процесса, задает пределы пространства для реализации целей. Идеал есть экстремум, в котором совпали цели и ценности, цель реа­лизуется как предельно-совершенное состояние, как, например, иде­ал истины, либо идеал гуманитарно-ориентированного использова­ния науки.

В-четвертых, нормы подвержены изменениям и трансформаци­ям, идеалы же отличаются большей устойчивостью, система идеалов менее динамична, так как ориентирует на совершенный образец зна­ния. Когда норма достигает своего совершенного выражения, как на­пример, в геометрии Евклида, он может приобрести статус идеала, превратиться в идеал дедуктивного построения знания.

Идеалы и нормы исследования влияют на исследовательский про­цесс с самых ранних его стадий, они определяют постановку и форму­лировку проблемы как исходного пункта исследования. В проблеме должно содержаться противоречие, указывающее на существующий предел знания и те новые факты, для объяснения которых и необхо­димо научное исследование. В этом суть требования прогрессивного сдвига и решения проблемы. Основания, включающие в себя идеалы, нормы и научную картину мира, придают систематический характер совокупной системе знания, поэтому за ними закреплена функция си­стематизации и интеграции. Соотношение социокультурных ценнос­тей и когнитивных, собственно научных, идеалов и норм научно-тео­ретического исследования оказывает большое влияние на развитие научных направлений.

Современные ученые считают, что идеалы и нормы науки выпол­няют роль регулятивных принципов. Они задают цели, определяют процесс воспроизведения объекта, ход исследовательской деятельно­сти. Идеалы и нормы имеют конкретно-исторический характер и на­кладывают свой отпечаток и на процесс коммуникации ученых, они проявляются в оформлении научно-исследовательских работ и в са­мой тактике построения научного исследования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2157 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2551 - | 2214 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.