Первые коллективные хозяйства возникли в 1918 г. Основными формами кооперирования стали: ТОЗы (товарищества по обработке земли), артели (общие средства производства – земля, инвентарь, скот), коммуны (общие средства производства и быта). В первые годы преобладали артели и коммуны, но в период НЭПа количество колхозов сократилось до 1% крестьянских хозяйств, причем преимущественно бедняцких. Как один из возможных способов социалистического переустройства деревни, рассматривалось создание государственных хозяйств, напрямую субсидируемых из казны (совхозов).
Начавшаяся индустриализация требовала огромных средств на ее проведение, которые решено было черпать из деревни. Однако такое решение было принято не сразу. В партии произошли дискуссии о выборе политики преобразования сельского хозяйства. XV съезд ВКП(б) (декабрь 1927 г.) закрепил сталинскую линию на сплошную коллективизацию насильственными методами.
Коллективизация как добровольно-принудительное обобществление производительных сил деревни стала составной частью ускоренной модернизации. Она была обязательным условием проведения индустриализации, т.к. требовалось прокормить стремительно растущий рабочий класс и иметь средства для закупки станков за границей. Этого невозможно было добиться при наличии мелкого кустарного сельскохозяйственного производства. Режиму необходимо было наличие послушного и контролируемого крестьянства, которое приняло бы на себя тяготы продовольственного обеспечения процесса индустриализации в ущерб собственным интересам.
Первоначально тип кооперации не был определен, но уже в марте 1928 г. предпочтение отдавалось колхозам и совхозам. В 1928 г. был принят закон «Об общих началах землепользования и землеустройства», предоставивший колхозам льготы в получении и пользовании землей, кредитованию и налогообложению. В помощь колхозам с ноября 1928 г. создавались машинно-тракторные станции (МТС). Непосредственное руководство колхозным строительством осуществлял секретарь ЦК ВКП(б) по работе в деревне В.М. Молотов. Колхозцентр СССР возглавил Г.Н. Каминский.
В конце 1929 г. на ноябрьском Пленуме ЦК была выдвинута задача проведения в зерновых районах за 1 год сплошной коллективизации. С этой целью в деревню было направлено 25 тыс. рабочих. 7 ноября 1929 г. в газете «Правда» появилась статья И.В. Сталина «Год великого перелома», в которой говорилось о коренном переломе в развитии земледелия от мелкого и отсталого к крупному и передовому и выходе из хлебного кризиса благодаря росту колхозно-совхозного движения, о необходимости ликвидации кулачества как класса. При этом была отброшена идея коллективизации на основе добровольности и постепенности. Взятый курс на сплошную насильственную коллективизацию преследовал три главные цели: осуществление социалистических преобразований в деревне; обеспечение снабжения хлебом быстро растущих в ходе индустриализации городов; развитие системы принудительных работ из числа спецпереселенцев - высланных кулаков и членов их семей.
Составной частью процесса коллективизации стало раскулачивание. Мероприятия по ликвидации кулацких хозяйств включали в себя запрет на аренду земли и наем рабочей силы, меры по конфискации средств производства, хозяйственных построек, семенных запасов. Кулаками (3%) считались крестьяне, применявшие наемный труд и имевшие 2 коровы и 2 лошади. Репрессиям подверглись и так называемые подкулачники из середняков и бедняков, не одобрявшие коллективизацию. С конца 1929 г. до середины 1930 г. было раскулачено свыше 320 тыс. крестьянских хозяйств. За два года (1930 - 1931 гг.) в спецпоселки было выселено 381 тыс. семей. Бывшие кулаки высылались на Север, в Казахстан, в Сибирь, на Урал, Дальний Восток, Северный Кавказ.
5 января 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», в котором были установлены жесткие сроки ее проведения (осень 1930 г. – весна 1931 г. – Северный Кавказ, Нижнее и Среднее Поволжье; 1932 г. – все зерновые районы; 1933 г. – все оставшиеся регионы). Устанавливалось, что формой колхозного строительства должна стать сельскохозяйственная артель.
Первый этап коллективизации (осень 1929 г. – весна 1930 г.) сопровождался насильственным насаждением колхозов и уничтожением кулачества как класса. Последствия были ужасными: падение сельскохозяйственного производства, массовый забой скота, крестьянские выступления (2 тыс. выступлений в 1930 г. с 700 тыс. участников). Коллективизация ударила по кулакам и середнякам (7% в ряде районов). Сталин переложил всю вину за «перегибы» на местное руководство. 2 марта 1930 г. в газете «Правде» вышла его статья «Головокружение от успехов». 14 марта 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партийной линии в колхозном движении». Крестьяне стали выходить из колхозов, некоторые уезжали в города. Однако с осени 1930 г. нажим усилился.
На втором этапе в колхозы стали «затягивать» с помощью экономических уловок. В 1930 г. началось изъятие скота у колхозников, в ответ последовал его массовый забой. Крестьяне без тягловой силы попали в зависимость от МТС, принадлежавших государству.
1 марта 1930 г. был утвержден Примерный устав сельскохозяйственной артели: наряду с «обобществлением» основных средств производства, в единоличном пользовании колхозников сохранялись приусадебные земли, мелкий инвентарь, домашний скот, птица.
Для крестьян вводились многочисленные налоги и обязательные государственные поставки. Ужесточилось хозяйственное и уголовное законодательства. В 1932 г. принят закон «Об охране социалистической собственности» (закон о трех колосках), согласно которому за хищение колхозного и кооперативного имущества – расстрел с конфискацией, в лучшем случае – 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Политика сплошной коллективизации первоначально привела к тяжелым экономическим и социальным последствиям: за 1929 - 1932 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота и лошадей сократилось на одну треть. Разорение деревни привело к сильнейшему голоду в 1932 - 1933 гг., охватившему примерно 25-30 млн. чел., и приостановившему коллективизацию. Одновременно с этим за границу было вывезено 18 млн. центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации.
Резко ухудшилось положение крестьян. С введением паспортной системы в 1932 г. крестьянству паспорта не выдавались (до 1961 г.), в результате чего их свобода передвижения была существенно ограничена. С середины 1930-гг. положение в сельском хозяйстве стало улучшаться.
Итоги коллективизации: голод в зерновых районах (Украина, Ставрополье, Северный Кавказ), во время которого умерли 4-5 млн. чел., семьи раскулаченных попали в ГУЛАГ (с 1930 г.) – около 2,5 млн. чел. К 1937 г. коллективизация завершилась (93% крестьянских хозяйств были объединены в колхозы). Она создала механизм перераспределения ограниченных ресурсов страны из сельского хозяйства в промышленность, транспорт и строительство.