Идея — это некое различение, «разница», в которой заключается все дело (Г. Бейтсон, 1979), некая корреляция, бит информации.
Наведение гипнотических состояний и феноменов представляет собой прежде всего передачу идей и вызывание у субъекта цепочек мыслей и ассоциаций, которые в конечном счете приводят к поведенческим реакциям. Даже когда гипнотизер что-то делает с субъектом или говорит ему, что и как делать, возникающий транс по-прежнему остается результатом идей, ассоциаций, психических процессов и представлений, которые уже существуют в психике человека и вследствие этого всего лишь пробуждаются в нем.
Слишком многие гипнотерапевты принимают за действующие факторы собственные действия, намерения и желания и некритически верят, что это их обращение к субъекту вызывает или инициирует конкретные реакции. Они не осознают, что их слова и действия служат всего лишь средствами стимулирования или пробуждения у их клиентов прежних знаний или представлений, приобретенных отчасти сознательным, а отчасти бессознательным путем. Следует всемерно направлять внимание субъекта на процессы, идущие внутри него самого, на его собственные телесные ощущения, воспоминания, эмоции, мысли, чувства, идеи, знания и прежний опыт. Хорошая гипнотическая техника, выстроенная таким образом, может дать поразительный эффект даже при неблагоприятных, казалось бы, обстоятельствах.
Чтобы должным образом оценить эту точку зрения, важно понять, что идеи могут быть облечены в разнообразные формы или модальности. Они могут быть вы-
Основы клинической гипнотерапии
ражены в виде ощущения, образа, понятия, убеждения, двигательного акта или знания. Личность постоянно сосредоточена на разнообразных идеях. Задача эриксоновского гипнотерапевта состоит в том, чтобы выявить и использовать эти идеи как основу для достижения гипнотического эффекта.
7.3. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК РАСПОЛАГАЕТ ПРОДУКТИВНЫМИ РЕСУРСАМИ
Эриксоновский гипнотерапевт исходит из того, что каждый человек наделен значительно большими способностями и ресурсами, чтобы испытывать счастье и удовлетворенность жизнью. К сожалению, многие из этих ресурсов разобщены с текущими переживаниями человека. Например, каждый способен проявлять доброту к другим, однако многие не позволяют себе этого. И даже когда подобные ресурсы доступны, на них часто накладываются ненужные ограничения.
Основываясь на этом положении, эриксоновский гипнотерапевт обычно не пытается дать клиенту что-то новое. Вместо того он помогает клиенту научиться использовать те навыки и ресурсы, которыми тот уже обладает. Предполагается, что эти ресурсы будут реализованы через самоисследование клиента на уровне ощущений, а не через осознанное понимание со стороны гипнотерапевта или клиента. Это относится также (см. главу «Методы наведения трансовых состояний») и к гипнотическому наведению, когда транс достигается на основе естественного опыта клиента, и к гипнотерапии вообще, когда стратегия трансформации направлена на выявление и (или) реорганизацию соответствующих ресурсов клиента.
Глава 7. Базовые положения эриксоновской гипнотерапии
7.3.1. Транс активизирует эти ресурсы
Главная терапевтическая ценность транса состоит в том, что он может избавить человека от жестких ограничений «super ego» и сознания и, тем самым, сделать возможным переструктурирование и реорганизацию системы самоощущения. Сознательная, целенаправленная деятельность, как правило, связана с установлением тех или иных психических конфигураций, или структур, что сужает поле внимания или сосредотачивает его лишь на связанных с этими ограничениями сигналах.
ТРАНС ЕСТЕСТВЕН
Ощущения транса не представляют собой чего-то чуждого нормальному способу реагирования человека. Они напоминают переживания, знакомые каждому из нас, такие как: чтение увлекательного романа, длительная езда в автомобиле, грузы наяву и т.п. Единственное отличие транса нередко состоит в том, что чувственное участие здесь нередко более интенсивно и продолжительно, поскольку имеет своей целью достижение определенных терапевтических целей.
То что состояние транса согласуется с нормальными процессами, происходящими в человеке, означает, что его лучше всего достигать путем естественного взаимодействия. Например, вместо того, чтобы пытаться вызвать возрастную регрессию с помощью каких-либо стандартизированных, искусственно звучащих воздействий (как это происходит в классическом гипнозе), эриксоновский гипнотерапевт может попросить субъекта воссоздать в памяти и описать воображаемого товарища детских игр, или домашнее животное, которое
Основы клинической гипнотерапии
ему наиболее нравилось в детстве, местность, где он жил в требуемом (для регрессии) возрасте.
7.4.1. Самосознание субъекта в трансе
Самосознание субъекта в трансе характеризуется определенной двойственностью: это означает, что человек идентифицируется с обеими сторонами взаимодополняющего деления на «это» и «то», «внутри» и «вне». В трансе человек ощущает себя и «здесь» и «там», чувствует себя объединенным с терапевтом и одновременно разъединенным с ним, «частью» происходящего и «отдельно» от ситуации, при возрастной регрессии — «ребенком» и «взрослым».
7.4.2. Транс возникает во многих контекстах
Транс возникает во многих культурных и религиозных ритуалах, очень часто он наглядно возникает у спортсменов и артистов (которые рассказывают, что «отдаются течению» и испытывают раскованность). Это же могут чувствовать люди, глубоко поглощенные звуками музыки или ритмом танца; это же можно наблюдать у человека, углубившегося в книгу, или у ребенка, увлекшегося телешоу, когда он «не слышит», как к нему обращаются.
7.4.3. Транс можно вызвать различными способами
В числе средств наведения транса — ритмичные и повторяющиеся движения (танец, бег, укачивание; можно напомнить, когда младенец плачет, то мать его укачивает на руках и он засыпает); монотонное пение (медитация, молитва, групповые ритуалы, скандирование лозунгов на митингах); сосредоточение внимания (на
Глава 7. Базовые положения эриксоновской гипнотерапии
мантрах, на голосе гипнотизера, на звуке метронома). Все эти взаимосвязанные способы имеют тенденцию снижать роль дискретных, аритмичных движений рассудочной, сознательной природы, создавая тем самым более целостный тип переживания. В результате изменения мышечного тонуса ослабевает пролегающее по поверхности тела различение собственного «Я» и внешнего мира и человек получает возможность синхронизоваться со взаимодополняющими биологическими ритмами и подстраиваться к целостным психологическим процессам.
7.4.4. Транс — как биологическая необходимость
Антропологи отмечают, что ритуалы транса обнаруживаются буквально в каждой культуре. Историки свидетельствуют, что подобные ритуалы существуют на протяжении столетий. Такое широкое распространение «трансовой культуры» говорит о том, что это биологически важное для человека явление.
Одно из следствий этой точки зрения состоит в том, что транс все равно возникает, нравится это вам или нет. Это значит, что мы нуждаемся в такой возможности дать себе волю, погрузиться в более глубокий коллективный контекст («коллективное бессознательное», в терминологии К.Г. Юнга), «отдаться» своему глубинному «Я». Мы нуждаемся в том, чтобы периодически отключать регуляцию, направленную на сознательное достижение цели и исправление ошибок и вновь испытать неискаженное чувство целостности.
С биологической точки зрения транс играет важную роль в уравновешении биологических и психологических систем. Он способствует удовлетворению нескольких, присущих человеку взаимодополняющих мо-