Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


К счастью, я далеко не всегда помню, что говорил раньше, поэтому для меня мои объяснения каждый раз будто впервые




Ученик: Лично я часто испытывал эти затруднения с удержанием веса внизу. Но сейчас я хотел бы уточнить вот что: когда вы говорили, что горе не нужно прилагать никаких усилий, я всегда думал, что при этом надо что-то делать. Так что когда вы говорили, что «удерживать» вес внизу, это такое выражение, точно при этом не надо выполнять никаких действий?

Да, в этом действительно есть определенная сложность, я бы даже сказал, большая. Как вам известно, по-японски принято говорить «Seika no i ten», что в переводе означает не «удерживайте вес внизу», а «единая точка внизу живота». В японской фразе нет глагола «удерживать». Если вы предложите более удачную формулировку, я готов заплатить вам двадцать пять долларов. Конечно, если эта формулировка меня устроит.

Нужно подобрать слово на замену глаголу «удерживать». В смысле, мы можем сказать, «ощутите» вес внизу. Но эта фраза может показаться странной. Я хочу сказать, что, когда Тохей-сэнсей начинал преподавать, этот принцип воспринимался по-другому. Я и раньше с этим сталкивался. В каком-то смысле, формулировка похожа на приказ. «Удерживайте внимание в единой точке!». «Удерживайте вес внизу!». «Делайте так, и станете счастливыми!». Напоминает наставления школьного учителя, который рассказывает детям о том, что надо делать, чтобы преуспеть в жизни, поэтому у нас возникает впечатление, будто надо непременно выполнить какое-нибудь действие, чтобы удерживать внимание в единой точке, а иначе она куда-то упорхнет. В какой-то мере, действительно надо выполнить определенное действие. Необходимо направить внимание. Но это не значит, что нужно прилагать усилия. Хотя, конечно, в определенном смысле, нужно. В самом начале необходимо приложить некое подобие усилия – если его не приложить, вам никогда не удастся отказаться от усилий. Но если вы в самом начале не приложите некоторое усилие, вы не сможете добиться нужного качества внимания, чтобы ощутить, что вес удерживается внизу, тогда вы можете попросту этого не заметить.

Поэтому в каком-то смысле приходится прилагать огромные усилия, чтобы увидеть, что, на самом деле, никаких усилий не требуется. Лично мне стало намного легче, когда я представил себе гору. Я могу ощутить себя горой, ощущая при этом, что весь мой вес устремляется вниз. Безусловно, когда вес удерживается внизу, как говорит Тохей-сэнсей в шокушу, тогда гора покоится, она спокойна и крайне не подвижна. В этом состоянии разум обретает особую ясность. То есть, когда вы соблюдаете принцип удержания веса внизу, вы обретаете высокую ясность. Вы ясно видите, что происходит вокруг в данный момент. Ваше сознание напоминает гладь воды, на которой нет ряби. Когда появляется рябь, вы снова начинаете планировать будущее. Вы начинаете разгадывать какие-то загадки. Вы пытаетесь сделать какие-то выводы или пытаетесь тем или иным образом усилить ощущения. Вы изо всех сил «удерживаете» внимание в единой точке.

В этом смысле мои слова звучат неким парадоксом. В дзен-буддизме есть такое понятие как «тщательная небрежность». Чтобы добиться отсутствия усилий, нам придется как следует потрудиться.

Ученик: Я буду продолжать заниматься, сэнсей.

Ученик: У меня скорее комментарий, чем вопрос. Мои сложности связаны не столько со словом «удерживать», сколько со словом «вес». Если мы говорим об удержании веса внизу, то тут не идет речи о весе. Возможно, не только меня это слово вводит в заблуждение. Ведь если вы существуете в покое, то вы не знаете о весе. Со мной, по крайней мере, так и происходит. Вот я и не знаю, как тут задать вопрос.

Может, в конце концов, мы откажемся от всех четырех основных принципов и полностью их перепишем?

Парадоксально, но факт: стоит начать удерживать вес внизу, как он исчезает — я уже говорил об этом. Так? И Тохей-сэнсей часто употребляет эту формулировку, противопоставляя ее состоянию, когда «вес остается наверху». Это взаимосвязано с принципом удерживания внимания в единой точке, а когда мы чем-то обеспокоены (неважно, на уровне ли чувств, мыслей или даже на физическом уровне) — даже когда мы выходим из равновесия — вот тут и проявляется единая точка. Вместе с этим начинает проявляться дыхание. Если раньше дыхание было глубоким и спокойным, то потом оно становится очень поверхностным и мы дышим только верхней частью груди. Поэтому, как мне кажется, Тохей-сэнсей представлял себе эти состояния сходным образом: когда мы испытываем глубокое успокоение или удерживаем вес внизу, то делаем глубокие вдохи животом, вес при этом совершенно четко перераспределяется вниз, и мы перестаем его воспринимать как вес. Такова естественная стабильность. Но стоит нам поддаться беспокойству, как мы тут же теряем всякое равновесие. Если вы потеряли равновесие, то вес у вас остается наверху. Как только вы поддаетесь беспокойству, вы теряете равновесие, вас целиком захватывают события и все вокруг точно также становится с ног на голову. Сейчас я немного утрирую, чтобы вам легче было увидеть.

Ученик: Ага, я понял, вы говорите о противоположностях. Так действительно намного понятнее.

Да. И большинство людей на физическом уровне попросту не замечают, что вы утратили равновесие или что у вас вес остается вверху. Так что чем больше мы сидим в медитации и удерживаем вес внизу, ощущаем эту невесомость, тем более тонкую чувствительность мы нарабатываем в этом отношении. Для нас уже малейшее нарушение равновесия, малейшее колебание становится весьма ощутимым, так ведь?

Ученик: Да, спасибо.

Ученик: Сэнсей, для меня удержание веса внизу напрямую связано с расслаблением мышц, именно так я понимаю принцип, гласящий, что вес надо удерживать внизу. А еще соблюдение этого принципа связано с дыханием. Вот мы дышим, расслабляемся, вес перемещается вниз без участия сознания.

И в чем твой вопрос?

Ученик: Вы ведь говорите, что мы не должны совершать никаких действий, чтобы удерживать вес внизу. То есть, если я что-то при этом предпринимаю, это неправильно?

Что ты предпринимаешь?

Ученик: Понимаете, я контролирую дыхание, расслабляю мышцы, стараюсь…

Так, кажется, я понял твой вопрос. Если я сейчас попрошу тебя расслабиться, что ты сделаешь?

Ученик: Ну, просто так и сделаю.

Что ты сделаешь?

Ученик: Надо следить за дыханием и расслаблять мышцы.

Следить за дыханием?

Ученик: Да, я выравниваю дыхание и расслабляю те мышцы, в которых чувствую напряжение.

Ты и вправду можешь это проделать?

Ученик: Да.

Хм-м-м. Как ты думаешь, что ты расслабляешь: ум или тело?

Ученик: М-м, я и сам не знаю.

Как правило, если человек напряжен, а мы ему говорим: «Расслабься, ну расслабься же!», — он впадает в глубокое недоумение. Но если мы скажем: «Ладно, сделай вместе со мной три глубоких вдоха», — то к третьему вдоху человек расслабляется. Ты упомянул дыхание. Дыхание, безусловно, является ключом к соблюдению четырех основных принципов ки-айкидо. Мы дышим естественно, и если это естественное дыхание немного акцентировать, то нам удается больше расслабиться, лучше удерживать вес внизу, нам проще удерживать внимание в единой точке и мы ощущаем, что ки расширяется. Мы достигаем большей ясности, большего спокойствия и большей умиротворенности по мере того, как наше дыхание становится расслабленным, спокойным и умиротворенным.

Не уверен, что у тебя именно этот вопрос, но, по-моему, это вполне сообразуется с твоими словами. Я просто слегка их перефразировал, чтобы пояснить, как работает этот механизм. Стоит нам поддаться беспокойству, как наше дыхание становится беспокойным. Совершенно очевидно, что мы можем научиться дышать расслабленно и естественно.

Когда мы делаем глубокий вдох и, возможно, когда мы шумно выдыхаем со звуком «ахххх», мы автоматически расслабляемся еще больше. Затем, когда мы, наконец, освоим глубокую дыхательную медитацию, мы научимся и полностью расслабляться. Расслабляться не чуть-чуть, не просто избавляться от поверхностных напряжений в теле, которые порождаются поверхностными напряжениями ума, но глубоко погружаться в состояние существования в покое или в расслаблении, при котором наш ум также очень-очень спокоен, и едва проявляет активность… Конечно же речь не идет о том, чтобы мозговая деятельность совсем остановилась — тогда человек умирает. Но нам следует стремиться к глубочайшей степени расслабления, которая возможна для живого человека. И каждый, я подчеркиваю, абсолютно каждый человек может достичь этого состояния через дыхание. Дыхание — это ключ. Именно поэтому мы делаем так много дыхательных упражнений. И именно поэтому я обучаю вас медитации всем телом, которая основана на дыхании. Как мне кажется, все почувствовали, что эта техника способствует глубокому расслаблению.

Ученик: Вы ответили вопросом на вопрос.

В смысле?

Ученик: Это очень близко к ответу на предыдущий вопрос. А я обратил внимание на то, что когда мой вес устремляется наверх, то происходит это, похоже, непреднамеренно. И я хотел спросить, как это преодолеть на практике.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 421 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2525 - | 2334 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.