Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И культурного пространства и конец однополярного мира




 

В начале XXI в. человечество окончательно вступило на путь формирования информационной цивилизации. Это имело колоссальные по важности последствия, как положительные, так и отрицательные. Новейшие компьютерные технологии позволили сформироваться мощному рынку знаний, потеснившему рынки товаров и услуг. Одновременно они подняли значение интеллектуального творческого труда, потеснившего значение традиционного предпринимательства. Увеличивается число новых предпринимателей (венчурные компании) и акционерных обществ, получающих прибыль за счёт интеллектуальной собственности. Важнейшим ресурсом информационного общества становится интеллект. В новых условиях в конкурентной борьбе побеждают те корпорации, которые в наибольшей степени могли заинтересовать работников в результатах нового интеллектуально-творческого труда. В связи с этим особое внимание развитых государств постиндустриального Севера уделяется образованию, здравоохранению, социальной защите и соблюдению прав человека. Поэтому социальные конфликты, характерные для XX столетия, постепенно отходят в прошлое. Вместе с тем, серьёзную опасность представляют новые маргинальные слои, которые появись в результате реструктуризации экономики. Особенно это касается молодёжи, среди которой растёт безработица, социальная и политическая апатия в сочетании с настроениями своей невостребованности информационным обществом. Акции насильственного протеста молодёжи в странах Севера опасны, поскольку агрессивны и не сопровождаются выдвижением определённых социальных и политических требований. Другая группа социальных противоречий вызвана появлением так называемых «зон упадка». Это бывшие районы традиционной индустриальной экономики, население которых страдает от безработицы и низкого уровня жизни. Наконец, крайне актуальными в XXI в. являются межэтнические проблемы в многонациональных государствах Севера. Недовольство этнических меньшинств сопровождается активными акциями протеста вплоть до террористических актов (Квебек в Канаде; Корсика во Франции; Северная Шотландия, Ирландия, Уэльс в Великобритании и т.д.). Однако эти «внутренние» проблемы Севера сравнительно успешно решаются (система пособий и гарантии трудоустройства для молодёжи, программы помощи экономически отсталым регионам, предоставление культурной и политической национальной автономии и т.д.), чего нельзя сказать о проблемах, порождённых глобализацией мирового экономического, политического и культурного пространства.

Глобализация была вызвана не только продолжавшим углубляться структурным разделением труда в мировом масштабе и усилением влияния ТНК и ТНБ на мировые экономические процессы, но и появлением интерактивности. Она позволяла в режиме реального времени согласовывать ценовую и инвестиционную политику, проводить любые коммерческие операции. Окончательно формируется практически автономная от государств и корпораций мировая экономика кредита и капиталов. Кроме того, в этот период складываются союзы государств, экономика которых в силу углубившегося разделения труда представляла собой единый хозяйственный комплекс. Возникли единые экономические пространства. Постепенно эти пространства становятся едиными и в правовом, и в политическом смыслах. Формирование таких наднациональных структур становится необходимым, чтобы обеспечить проведение единой экономической, социальной, правовой политики в регионе (в том числе и в целях ограничения влияния ТНК и ТНБ). С одной стороны, глобализация ускоряет развитие мировой экономики. Свидетельство тому – рост высоких технологий на Севере и их постепенное появление на мировом Юге, не вступившем пока на стадию информационной цивилизации. Однако она порождает и совокупность проблем между Севером и Югом, причина которых – в неравномерности развития. Проблемы заключаются в следующем:

1) Тенденция обеспечить высокий уровень прибыли ТНК за счёт снижения расходов на оплату труда и социальные выплаты.

2) Проведение под давлением ТНК и ТНБ странами Юга либеральной экономической, налоговой, таможенной политики, которая зачастую носит антинациональный характер.

3) Тенденция глобализации финансового рынка, которая позволяет корпорациям и банкам получать доходы за счёт игры на курсах национальных валют в ущерб государственным интересам стран Юга.

4) Экологическая экспансия Севера на Юг. Угроза экологической катастрофы связанной с загрязнением окружающей среды в третьем тысячелетии приобрела поистине глобальный характер.

5) Различие в уровне жизни между Севером и Югом (от 14 до 66 раз).

6. Порождённая этим трудовая и нелегальная миграция с Севера на Юг. В свою очередь, она создаёт колоссальные проблемы для Севера.

Компактное проживание, стремление к единству, нежелание ассимилироваться, возросший уровень квалификации и образования в сочетании с косвенной и бытовой дискриминацией, конкуренция с маргиналами Севера – всё это порождает серьезные конфликты на Западе, носящие ярко выраженный этнический и расовый характер. Попыткой разрешить эти конфликты является политика этнического плюрализма и мультикультурализма. Она означает содействие культурному развитию и признание права на культурную автономию всех народов. Принцип политкорректности, провозглашённый для содействия проведению этой политики, подразумевает недопустимость использования в СМИ и нормативных актах терминов, оскорбляющих национальное достоинство. Принимаются меры, запрещающие все виды дискриминации и содействующие социальной адаптации этнических и расовых меньшинств. Однако сохранение и постоянное нарастание этнического противостояния порождают сомнение в их адекватности современным реалиям. Путь решения экологической проблемы и проблемы неравномерности развития различных регионов мира – в обеспечении доступа стран Юга к передовым информационным технологиям, переходе на новые энергетические технологии в мировом масштабе и обращении мирового сообщества к постматериальным ценностям. Они означают стремление к организации безопасной жизни человека в экологически благоприятных условиях, предполагающее разумное самоограничение потребления, охрану природы и решение разнообразных проблем отсталых стран. Однако далеко не все государства готовы на решительные действия по реализации этих настоятельных требований современности.

В силу глобализации экономики постепенно складывается так называемая модель конкурентного сотрудничества между различными государствами и регионами. С одной стороны, экономическая глобализация заставляет сотрудничать. Международное разделение труда предполагает всеобщую заинтересованность в постоянном росте экономической открытости. Масштабность некоторых научно-технических проектов делает невозможным их осуществление силами отдельных политических или экономических субъектов. Решение глобальных проблем современности немыслимо без взаимодействия корпораций, государств и наднациональных структур. Однако конкурентная борьба за доступ к природным ресурсам и лучшим рынкам сбыта продолжается. Она усугубляется возросшей конкуренцией в области производства информации (запатентованных технологий ноу-хау), что тесно связано с характером современной цивилизации.

Глобализация политического пространства также носит весьма неоднозначный характер. Тесное информационное и экономическое взаимодействие влечёт за собой распространение социально ориентированной рыночной экономики, а вместе с тем и демократии в тех или иных её формах. Права человека, народовластие, плюрализм – все эти начала успешно утверждаются во всё большем числе стран. Кроме того, развитие неконтролируемого Интернета обеспечило интерактивность общения. Это позволило расширить пространство свободы человека. Он может становиться источником оценок и информации для неограниченного круга лиц. Интерактивность усилила потенциал гражданского общества и способствовала укреплению демократии. Вместе с тем, проблемы, порождаемые глобализацией, и возможности появления благодаря Интернету сетевых структур глобального гражданского общества вызвали к жизни движение антиглобалистов, значение которого весьма неоднозначно. Создавая НПО (неправительственные организации), антиглобалисты организуют массовые акции протеста против традиционных демократических институтов, якобы защищающих интересы ТНК и ТНБ; среднего класса и предпринимателей, по их мнению стремящихся к увеличению прибылей за счёт экологического благополучия и населения Юга.

Вместе с тем, неравномерность развития, отставание стран Юга по уровню жизни и степени овладения высокими технологиями, попытки стран Севера установить своё безусловное политическое, экономическое, культурное доминирование (иногда и военными методами) приводят к консервации недемократических режимов (Иран, Афганистан, Северная Корея, Куба). Они способствовали и появлению в политической системе многих стран такого явления, как исламский фундаментализм – идеологии, враждебной демократии, плюрализму, правам человека. Это (и подобные) движение не только представляет реальную угрозу демократическим ценностям внутри «своих» стран, но и является силой, провоцирующей локальные конфликты и международный терроризм.

XXI в. породил и проблемы, связанные с глобализацией мирового культурного пространства. Интернационализация духовной жизни человечества содействовала складыванию единого мирового рынка идей и культурных ценностей. Интернационализированная массовая культура привела к тому, что экономические и политические субъекты, доминирующие на этом рынке, обеспечивают себе колоссальную коммерческую выгоду и политическую рекламу. Это, с одной стороны, порождает опасность формирования массового конформного сознания, не способного творчески и кри тически относиться к реальности, а с другой – может привести к унификации культуры и ликвидации культурного многообразия. Не случайно в октябре 2005 г. по решению ЮНЕСКО была принята конвенция, закрепляющая за странами право на различные формы культурного самовыражения и обязывающая государства оказывать поддержку национальным культурным проектам.

XXI в. ознаменовался и постепенным кризисом так называемого однополярного мира. Попытки сформировать его после окончания холодной войны предприняли США. В 1990-е гг. американские правящие круги сформулировали идею американского мирового лидерства – исключительной ответственности США за сохранение мировой стабильности. Опираясь на военно-экономическую мощь союзников и распад СССР и Варшавского договора, который ошибочно трактовался как поражение, США надеялись играть роль единственного «полюса силы» – роль глобальной сверхдержавы. Однако США и их союзники предпринимали постоянные попытки навязать всему миру ценности западного либерализма, не учитывающие национально-культурного своеобразия различных стран и регионов. Их политика была направлена на защиту принципов экономической глобализации, не всегда учитывающих интересы развивающихся стран. Кроме того, для поддержания стабильности в мировом масштабе у США недостаточно военных и экономических возможностей. Наконец, США и их союзники для защиты своих национальных интересов и борьбы с международным терроризмом зачастую предпочитали применять агрессивные методы. Так, без санкции международного сообщества и вопреки международному праву они организовали агрессию против Югославии (1999 г.) и Ирака (2003 г.). Мало того, США открыто провозгласили доктрину о возможности превентивного удара против так называемых «стран-изгоев». Всё это привело к прямо противоположным ожидаемым результатам. Проблема военной и террористической угрозы человечеству лишь обострилась. Страны, которым угрожало военное вмешательство США, подталкивались к приобретению оружия массового поражения. Расползание ядерного, химического, бактериологического оружия повышало риск его использования в локальных конфликтах и попадания в руки международных террористов. Количество внутригосударственных, межэтнических, межрелигиозных конфликтов резко увеличилось. Сила и сплочённость международного террористического движения возросли. Это продемонстрировало то, что решение этих проблем возможно только коллективными усилиями международного сообщества. Кроме того, в XXI в. в мире объективно начали образовываться новые центры экономического, военного, научно-технического развития. На эту роль претендуют Евросоюз, Китай (который при сохранении нынешних темпов роста к середине XXI в. начнёт опережать США по многим параметрам), в перспективе − Индия, Бразилия, Исламский мир, Россия. Поэтому становится очевидной необходимость строить отношения между этими новыми «полюсами» мира на основе равенства, уважения свободы выбора пути развития и строгого соблюдения международно-правовых норм. Кроме того, это сделало очевидным то, что решение глобальных проблем человечества возможно только коллективными усилиями международного сообщества при условии тесного и плодотворного сотрудничества всех государств мира. Это сотрудничество осуществляется в рамках международных организаций, роль которых в XXI в. объективно возросла. В новых условиях многополярного мира это не только ООН и её подразделения (Совет Безопасности, Международный суд ООН, ЭКОСОС, ПРООН, ЮНКТАД, ЮНИДО, ЮНЕСКО, МОТ, ВТО, МВФ), но и ряд других: 1) Движение неприсоединения (119 государств Азии, Африки и Латинской Америки). Движение выступает за преодоление отсталости и нищеты развивающихся стран, против расизма и дискриминации, за расширение помощи беднейшим государствам и мирное разрешение конфликтов. 2) Региональные организации, провозглашающие своей целью поддержание мира и стабильности в своих регионах (АС, ОАГ, ОИК, ЕС, АСЕАН, АТЭС). 3) Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Её членами являются 56 государств Европы, Азии, Северной Америки. ОБСЕ активно участвует в мирном урегулировании конфликтов. 4) «Большая восьмёрка». Это регулярные встречи глав наиболее развитых стран мира – США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Канады, России. 5) Глобальная антитеррористическая коалиция, созданная после трагедии 11 сентября 2001 г.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 386 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.