Обобщения и систематизации знаний.
Незадачливый математик
Цель. обобщение знаний учащихся о замене числа суммой его разрядных слагаемых.
Оснащение. Кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них числами и знаками, фигура Медвежонка.
Содержание игры: на доске записаны примеры с пропущенными числами и знаками.
43 = ÿ + 3 | ÿ = 20 + 9 | 57 = 50 + ÿ |
35 = 30 ÿ 5 | 1ÿ = 10 + 5 | ÿ4 = 40 + ÿ |
Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.
Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер - и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему”. Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски. Данные игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.
Вырастим сад.
Цель. Обобщение любых вычислительных навыков.
Оснащение. Изображения деревьев, ягодных кустарников, цветов. на обратной стороне картинок записаны примеры.
Содержание игры. Ученик берёт понравившуюся картинку, выполняет задание и сажает растение в «школьном саду». Если играющий ошибся, картинка остаётся лежать на столе. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся саженцы.
Учитель приглашает ребят полюбоваться выращенным садом, делается вывод о роли математических знаний в успешном выполнении задания.
По такому же принципу можно запускать рыбок в аквариум, и расселять животных по местам их обитания и т. д.
Магазин игрушек.
Цель. Формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10.
Оснащение. На магнитной доске – изображения ёлочных игрушек, под ними записаны примеры на сложение и вычитание в пределах 10. на партах у учащихся жетоны и фломастеры.
Содержание игры. «Приближается новогодний праздник. Скоро повсюду появятся красавицы ёлки. И сегодня мы с вами побываем в магазине игрушек и выберем украшения для нашей ёлки. Посмотрите, какие красивые игрушки здесь продаются. А вы заметили, что цены на них необычные – это примеры. И расплачиваться вы будете не деньгами, а ответами. Чтобы купить игрушку, нужно узнать её цену и записать это число на вашем жетоне». Дети поочерёдно выбирают понравившуюся игрушку, решают пример, записывают ответ, отдают жетон продавцу (сильному ученику). В случае правильного ответа ребёнок забирает купленную игрушку.
По окончании игры можно сравнить игрушки: найти одинаковые, различающиеся по цвету или по форме.
Помоги парашютисту.
Цель. Формирование вычислительных навыков по изучаемой теме.
Оснащение. рисунки лётчика и частей парашюта с записанными на обратной стороне примерами.
Содержание игры. Ребята вводятся в игровую ситуацию: «Во время боевого задания истребитель был сбит вражеским самолётом. Лётчик катапультировался. Но вот беда – парашют не раскрылся. Лётчик продолжает падать с большой скоростью, он может разбиться о землю. Давайте поможем ему раскрыть запасной парашют. Его нужно как можно быстрее составить из отдельных деталей, на каждой из которых записан пример. Решив все примеры, мы спасём лётчика.
Математическая рыбалка.
Цель. формирование приёмов прибавления и вычитания в пределах 10, воспроизведение их на память.
Оснащение. рисунки 10 рыбок, из них 6 жёлтых, 2 красных, 2 полосатых.
Содержание игры. На магнитной доске размещаются рыбки, на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Учитель поочерёдно вызывает детей к доске. Они «ловят» рыбку, читают пример. Все ученики находят ответ и показывают карточку с цифрой учителю, кто решит пример раньше всех, тот получит рыбку. Победителем станет тот, кто поймает всех больше рыбок.
Собери картинку.
Цель. Формирование любых вычислительных навыков.
Оснащение. У каждого ученика карточка, разделённая на клетки с примерами и открытка или картинка, разрезанная на точно такие же прямоугольники, с записанными на обратной стороне ответами.
Содержание игры. Учащиеся выкладывают части с ответами на клетку с соответствующим примером. Тот, кто первым соберёт картинку, становится победителем.
Примечание. Важно, чтобы картинка содержала сложный сюжет (пейзаж, букет полевых цветов), чтобы её нельзя было собрать подбором.
Эта игра представляет большие возможности для осуществления дифференцированного подхода. Желательно каждому учащемуся давать задание, соответствующее его уровню, чтобы дети были приблизительно в равных условиях.
Живая математика.
Цель. Формирование навыков табличного деления.
Оснащение. Набор карточек с цифрами от 0 до 9.
Содержание игры. У каждого ученика в руках карточка с одной из цифр. Учитель читает пример (24: 3). Ученик, у которого в руках карточка с правильным ответом, выходит вперёд или поднимает руку с карточкой вверх.
8. Кому подаётся мяч?
Цель. Обучение составлению примеров на сложение и вычитание.
Оснащение. рисунки ворот и футболистов с номерами на майках.
Содержание работы. На магнитной доске расположены рисунки футболистов и ворот. Под одним из них, подавшим мяч первым, записан пример, под другим – только два числа. Например: 5 + 2, 10.. 8, 1.. 8 и т. д. У футболистов на майках номера от 1 до 10, соответствующие ответам примеров.
Определив, что пятый номер подаёт мяч седьмому, ученики поочерёдно выходят к доске. Они должны догадаться, кому подаёт мяч следующий футболист. Ученики ставят в примерах знак + или – между числами, ориентируясь на номера футболистов и соотношение компонентов выполняемых действий (между числами 1.. 8 нельзя поставить -, т. к. 1 < 8).
Ученик выбирает знак +, считает пример 1 + 8 = 9 и проводит линию от седьмого футболиста к девятому. Следующий ученик выбирает знак между числами, записанными под девятым футболистом, решает пример и проводит линию к футболисту с соответствующим номером и т. д.
9. Что перепутал Незнайка?
Цель. Повторение таблицы умножения, формирование умения сравнивать числовые выражения.
Оснащение. Изображение Незнайки и записанные на доске верные и неверные неравенства.
Содержание. Учащимся предстоит проверить правильность постановки знаков в неравенствах в домашнем задании Незнайки. Учитель поочерёдно указывает на неравенство, учащиеся проверяют правильность выполнения задания. Нашедший ошибку, выходит к доске и исправляет её, доказывая свою правоту объяснением.