Ныне – вновь вся Украина одно пепелище. И на пепелище том тлеет «искра огня великого». Кто ж этот огонь раздует?
Не те «слепые, нищие душой», не нетвёрдые, «душеубогі», не рабы смиренные! Не Нероновы лакеи, и не фарисеи! Ни их объединения. Ту искру раздуют в огонь великий те, кого благословит Господь. Те, что веруют в Его силу. Те, которых вызывал Шевченко, чтобы встали из могил, те с «твёрдыми руками», с «орлиным глазом», с «чистым сердцем», с «чистой, святой, козацкой кровью», не кровью раба, люди «железной силы». Те, у кого за спиной «выросли крылья» предков-великанов, а в сердце загорелся их дух непокорный и гордый. Тем - говорит Шевченко - вложит Господь в твёрдые руки мечи обоюдоострые «на отмщение лжи и в науку людям»! Тем, что веруют в силу духа над материей, обещает он, что будут с ними «души праведных и сила архистратига Михаила», патрона старого Киева. Они будут карать зло! Они очистят Украину от чужих палачей и «родной» нечисти. Они - свободные духом люди - создадут свободный мiр!
Для них - второй заповедью является заповедь о любви к ближнему, а первой – любовь к Богу. Ближним может быть приятнее персональное спокойствие и благополучие, - им же Божья справедливость! Ближние могут предпочитать мир и спокойствие, они же - борьбу за ту справедливость! Как Шевченковы рыцари, как сам поэт! В час решающего столкновения с силами тьмы во имя Христовой правды, - должно быть в мiре разделение. Оно уже есть! Видение наших дней имел Шевченко в поэме «Великій Льох». Он изображает время, когда «над Днепром земля затряслась», когда над Украиной - «метла протянулась», хвостатая комета, прорицательница будущих ужасов. «Смеётся и рыдает вся Украина» - смеется Сатана, и рыдают люди. «В эту ночь будут на Украине родиться близнецы. Один будет, как тот Гонта, палачей пытать, второй будет - палачам помогать». Тех близнецов, «Иванами обоих назовут», и борьбой их полна будет Украина... Так было во Хмельнитчину, было в Мазепинщину, было в 1917, так и будет!
Те Иваны - «братья», что палачам будут помогать, уже начали свою работу на Украине и в других местах. Уже хвалят палачей! Уже зовут «общий язык» искать с ними, Каинов братьями зовут! Хотя стесняются ещё иногда принять красного Магомета, но уже несут нам его красный Коран как «новую правду»! Уже стали уничтожать истину Божию в наших сердцах, ослаблять наше рвение, обращать нас вновь в того «в бурьяне цыплёнка», с куриным сердцем, чтобы дрожало перед коршуном, с куриным мозгом, чтобы верил дуракам, чтобы чурался людей типа Шевченковых героев, единственных своих защитников; чтобы обезглавленной вновь стала нация; чтобы стали беззащитной жертвой «тёмные люди» в момент кровавого расчёта. Чтобы в огне окраденною пробудилась от сна Украина!
Гнать от себя надо тех шашелей-вредителей, тех слуг сатаны! Не примыкать к ним! Следовать таким актуальным сейчас Заветом Тараса! проникнуться его ненавистью к рабству, к насильнику-иноплеменнику, к его подголоскам, ко всему ничтожному, трусливому, плюгавому! Перенять его великую веру, что горами движет! его великой любовью к героической, а не рабской, Украине! К её защитникам, к людям нового духа, не фарисейского, не плебейского, а благородного и отважного!
Он верил, что из его слова вырастут ножи заострённые. Что раздерут они гнилые сердца наши, выцедят гнилую кровь из них, кровь рабскую, а нальют их кровью новой свободного человека. Без этой операции, без искупительной силы крови, без обновления в духе, без духового очищения не сделает Господь твёрдыми наши руки, не поможет встать на палача снова!
Изучаем его Завет! Завещание того, кто страдал, мучился, но не раскаивался! Завещание старой героической - страшной врагам - Украины! Пусть слово его раздаётся набатным звоном чтобы услышали оглохшие, чтобы выпрямлялись приниженные и горбатые! Чтобы встали мёртвые! Чтобы вновь воскресли тени славных прадедов! Чтобы снова на нашей земле росли, дерзали, жили! Чтобы обновилась, «яко орля», юность нации! Чтобы, как зерно великих деяний глубоко запала в наши очищенные, облагороженные, взыскательные души, его вера безграничная! Его ненависть обжигающая! Его горячая любовь!