Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 8. Скифские племена на территории Поднестровья




 

С конца VII по IV в. до н. э. в степях Северного Причерноморья древнегреческим историкам были известны только скифы. В процессе своего развития скифская культура формировалась под воздействием многих как внутренних, так и внешних факторов. Во время передыеазиатских походов скифы столкнулись с высокоразвитыми цивилизациями Древнего Востока, а несколько позже - с культурой греческих городов-колоний Северного Причерноморья. В ходе интенсивных торговых контактов степное население получило возможность обменивать избыток продовольствия на предметы роскоши, что послужило толчком для создания мастерами-торевтами выдающихся памятников местного ювелирного искусства. Наконец, на западе Скифия граничила с фракийскими племенами. Влияние среднеевропейского элемента на скифскую культуру наиболее сильно проявилось в западной пограничной части скифского мира, которая наряду с другими территориями включала в себя и Приднестровье. С этим же регионом связаны самые яркие страницы скифской истории.

В конце VI в. до н. э. (по разным данным, в 514 или 412 г. до н. э.) огромная армия персидского царя Дария Гистаспа, переправившись через р. Истр (Дунай), вторглась в западные пределы Скифии. Не ввязываясь в сражения с хорошо организованной армией персов, скифы избрали партизанскую тактику ведения войны и заманили персов в глубь страны. В итоге Дарию, потерявшему значительную часть воинов и весь обоз, с большим трудом удалось вывести остатки своей армии за Дунай.

Победа в войне с персами утвердила в античном мире за скифами славу непобедимых воинов, способствовала сплочению скифских племен и более четкому определению границ скифского мира.

Ближайшими соседями скифов на западе были северные фракийцы, среди которых по античным источникам наиболее известны геты, даки, трибаллы и кробизы. К северной группе также относились агафирсы, основные земли которых размещались в Трансильвании в долине р. Муреш. Из южных фракийцев главенствующую роль играли одрисы, создавшие уже в V в. до н. э. крупное Одрисское царство, простиравшееся от Истра на севере до Эгейского моря на юге. В его состав при первых трех царях - Хересе, Ситалке и Севте I - входили многие северофракийские племена, в том числе и геты.

Одержав победу над Дарием, скифы усиливают давление на своих западных соседей. Во время первого вторжения, по данным Геродота, они доходят до Херсонеса Фра кийского, и это событие открывает период скифо-фракийских конфликтов, чередовавшихся в V-IV вв. до н. э. с мирными передышками. К V в. относятся и первые упоминания о династических браках между скифскими и фракийскими царскими семьями. Видимо, таким образом противники стремились разрешить споры мирным путем.

В IV в. до н. э. Скифия переживает время наивысшего экономического, политического и культурного подъема. Страбон сообщает, что в этот период скифская держава царя Атея включала в себя все племена от Дуная до Дона. Тогда же усиливается экспансия в западном направлении. После победы скифов над трибаллами - одним из фракийских племен - часть фракийцев была вынуждена платить дань Атею, который в середине IV в. до н. э. достаточно прочно обосновался на правом берегу Дуная, захватив какую-то часть земель гетов на территории современной Добруджи (Румыния). О значительной роли Скифии в политической ситуации на Балканах свидетельствуют переговоры Атея «на равных» с Филиппом Македонским, о котором подробно рассказывает римский историк Помпеи Трог, а также чеканка скифским царем собственной монеты. Однако Малая Скифия на правобережье Дуная просуществовала недолго. В 339 г. до н. э. в битве с войсками Филиппа Македонского скифы терпят поражение. В этом бою погибает и царь Атей.

После падения скифов геты перешли на левый берег Дуная, и в их владениях оказалась «гетская пустыня» - современная южная часть Днестровско-Прутского междуречья. Однако этот факт никак не означал ослабления или тем более распада скифского царства. Именно в это время в Поднестровье произошли драматические события, оставившие свой след в античной истории.

Через восемь лет после поражения на Дунае, в 331 г. до н. э., Зопирион - наместник Александра Македонского во Фракии - совершил поход на Скифию и осадил греческую колонию Ольвию (близ современного Очакова). Но на обратном пути 30-тысячное войско македонцев было уничтожено скифами. О том, что воины Зопириона отступали вдоль Днестра и вели тяжелые бои с преследовавшим их противником, свидетельствует клад македонских доспехов, случайно обнаруженный в 1958 г. в огороде одного из жителей с. Олонешты района Штефан Водэ. Этот замечательный античный клад, состоящий из шести бронзовых шлемов, шести пар поножей, бронзового светильника с посвящением Артемиде Эфесской, бронзовой подвески с растительным орнаментом и фрагмента бронзовой пластинки с изображением богини Афины, был закопан на небольшой возвышенности у развилки оврага, спускающегося к крутому берегу Днестра. Безусловно, это был хороший ориентир для тех, кто оставил клад. Тонкие украшения на доспехах и изящество форм свидетельствуют, что дорогие бронзовые изделия вместе с уникальным светильником из храма Артемиды в греческом городе Эфесе принадлежали, скорее всего, одному из македонских военачальников и были в спешке спрятаны во время отступления.

Таким образом, можно сделать вывод, что в IV в. до н. э. скифские племена по-прежнему продолжали кочевать на землях Приднестровья. И только в III в. до н. э. под напором сарматских племен с востока, а также гетов и кельтов с запада территория Скифии стала сильно сокращаться и в конечном итоге ограничилась степным Крымом и бассейнами нижнего Днепра и Буга.

Несмотря на то что территория Приднестровья находилась на периферии скифских земель, открытие многочисленных курганов этой культуры на Днестре свидетельствует о проживании здесь достаточно многочисленного скифского населения. Полученные материалы показали, что основой хозяйства у кочевых местных племен было животноводство. Разводили преимущественно лошадей, а также крупный и мелкий рогатый скот, который круглый год содержался на подножном корму. Жилищами кочевников служили четырех и шестиколесные повозки, крытые шкурами и запряженные волами. Глиняные модели таких повозок известны по находкам в Крыму.

Благодаря тесным экономическим контактам с греческими городами-колониями, скифская культура испытала сильное влияние античных центров. Отдельные греческие товары попадают к скифам еще в VII в. до н. э., но с VI в. торговля получает особый размах. В материковую Грецию из Скифии вывозились, в первую очередь, зерно, а также мед, шкуры и скот. По свидетельству Страбона и Полибия, такие товары, как шкуры и рабы, даже назывались кочевническими. Торговля носила характер натурального обмена, поскольку денежного обращения скифы почти не знали. За свои товары они получали вино, масло, разнообразную глиняную и металлическую посуду, украшения из бронзы и драгоценных металлов.

Города Никоний, основанный в VI в. до н. э. на левом берегу Днестровского лимана у нынешнего с. Роксоланы Одесской области Украины, и Тира (совр. Белгород-Днестровский) были ближайшими торговыми центрами для скифов Нижнего Поднестровья. О тесных контактах с этими городами свидетельствуют исследования скифского поселения у с. Чобручи Слободзейского района, расположенного на границе земель полиса Тиры и скифских районов. Здесь были открыты разнообразные земляные сооружения (землянки, хозяйственные ямы и производственные сооружения), в которых наряду с местной присутствовали и многочисленные фрагменты греческой посуды, в основном амфор, и отдельные экземпляры античной пластики (головки Коры). Вероятно, в IV-III вв. до н. э. на этой территории находился крупный торговый центр местных племен с ближайшими греческими городами-колониями.

О значительном влиянии греческой цивилизации на скифские племена Приднестровья свидетельствуют и предметы роскоши, обнаруженные в курганах. Наиболее яркой из них является массивная золотая гривна, найденная в одном из курганов у г. Дубоссары, которая была украшена на концах головками львов, скрепленных изображениями двух уточек. Здесь же было открыто и крупное каменное изваяние воина с гривной на шее. Безусловно, эти находки символизируют принадлежность погребенного к высшему аристократическому сословию и отражают довольно значительное социальное расслоение местных скифских племен. К числу погребальных памятников зажиточных скифов относятся и курганы, исследованные у сел Никольское Слободзейского района и Буторы Григориопольского района, в которых также были обнаружены многочисленные золотые женские украшения.

Имущественное и социальное расслоение местного населения хорошо прослеживается на поселениях и могильниках Нижнего Приднестровья. Например, на грунтовом могильнике жителей поселения у с. Николаевка Одесской области наряду с крупными погребальными комплексами, перекрытыми могильными плитами и содержащими относительно богатый инвентарь, встречались узкие неглубокие ямы, зачастую без вещей. Скорее всего, в них хоронили рядовых общинников и, возможно, рабов. Анализ полученных археологических материалов позволяет считать, что накопление богатств и сосредоточение власти в руках верхушки скифского общества происходило в недрах разлагающегося родоплеменного строя.

Характерной особенностью скифских племен Поднестровья является использование в погребальном обряде наряду с трупоположением и трупосожжения. В исследованных курганах Слободзейского, Григориопольского и Дубоссарского районов под насыпью на уровне погребенной почвы найдены своеобразные конструкции из бревен, внутри которых помещался погребенный и сопровождавший его инвентарь. Эти конструкции сжигались и оставляли после себя крупные подкурганные прожоги. Вероятно, этот элемент обряда, не известный «царским скифам» Поднепровья, появился здесь в результате влияния соседних гето-фракийских племен.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 939 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2335 - | 2136 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.