Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глава 7. Киммерийская культура: характеристика племен




 

Древнейшим известным по своему историческому названию народом, обитавшим в степях Северного Причерноморья, в частности в Нижнем Поднестровье, являются киммерийцы. Об этом когда-то многочисленном и воинственном племени ученые до недавнего времени знали лишь по древним мифам и отрывочным клинописным текстам ассирийских царей. О киммерийцах красочно писали многие известные историки и поэты античного мира: Гомер и Страбон, Гесиод и Каллимах. Пока трудно сказать, когда эти народы вышли на историческую арену - это было неизвестно даже греческим хронографам, которые сообщали, что первое вторжение киммерийцев в Ионию произошло еще при Гомере или незадолго до его рождения.

«Закатилось солнце, - рассказывается в «Одиссее», - и покрылось мглою все в пути, а судно наше достигло пределов глубокого Океана. Там народ и город людей киммерийских, окутанных мглою и тучами; и никогда сияющее солнце не заглядывает к ним своими лучами». Гесиод называет киммерийцев народом «доителей кобылиц», а неустрашимость киммерийских женщин, смело вступавших в бой наравне с мужчинами, стала легендой. Но у «отца истории» Геродота Галикарнасского исторические факты уже решительно преобладают над мифом. В середине V в. до н. э. он посетил греческий город Ольвию. Собственные наблюдения и информация, полученная им от приближенного скифского царя - некоего Тимна, вошли в IV книгу его «Истории». В ней Геродот рассказывает об огромном кургане в низовьях Днестра, показанном ему местными жителями, в котором, по преданию, были похоронены последние киммерийские цари, не пожелавшие покориться скифам и демонстративно перебившие друг друга. «Могилу царей там можно видеть еще и поныне», - писал, в частности, Геродот. Это краткое путевое замечание выдающегося историка античности является, по сути, первым упоминанием о киммерийских древностях Поднестровья.

В наше время мы знаем об этом народе гораздо больше, чем писавшие о нем древнегреческие ученые и поэты. Киммерийць1 оставили потомкам не только легенды о своей бурной истории, но и многочисленные географические названия, которые были широко известны в древнем мире: киммерийские переправы, киммерийские стены, область Киммерия, Боспор Киммерийский, города Киммерик, Киммерий и т. д. Большинство исследователей склоняется к мнению, что группа этих названий была связана с районом Керченского пролива, где найдено множество киммерийских памятников. Да и Страбон прямо сообщает, что «киммерийцы некогда имели большую силу на Боспоре, вследствие чего Боспор был назван киммерийским». Сейчас уже нет сомнений, что второй крупной областью, связанной с этим народом, является район Днестра, известного в древности под названием Тирас. Сюда под натиском скифов действительно отступили последние киммерийские племена.

Судя по обнаруженным находкам, жили они здесь не одно десятилетие и успели прочно осесть на этих землях. Киммерийцы не строили городов, и единственным свидетельством их. пребывания в Приднестровье являются редкие курганы, как правило, небольших размеров. Киммерийские захоронения относительно хорошо известны на Украине, но на левобережье Днестра долгое время их не могли обнаружить. И лишь раскопки последнего десятилетия привели к открытию ряда курганных памятников в южной части этого региона. Так, впускное киммерийское захоронение было исследовано у с. Глиное Слободзейского района. Здесь в узкой прямоугольной яме в вытянутом положении на спине лежал костяк взрослого человека, рядом с которым находился характерный сосуд с резным «шахматным» орнаментом. Аналогичное впускное погребение с двумя сосудами было изучено и в кургане у с. Мокра Рыбницкого района.

Но наиболее ценным является открытие хорошо сохранившегося неограбленного киммерийского кургана у п. Слободзея. В центре кургана была обнаружена крупная погребальная камера, в которой лежал в вытянутом положении на спине костяк мужчины. Его сопровождали оружие (длинный железный меч для конного боя), набор конской упряжи для четырех коней (бронзовые удила и костяные псалии), бронзовые украшения (сбруи, каменный оселок и золотое височное кольцо в 5,5 оборота). Погребальный инвентарь однозначно указывает на то, что здесь был захоронен знатный воин, возможно колесничий или вождь племени. Показательно, что курган у с. Глиное был возведен на раннем этапе киммерийской культуры (XI в. до н. э.) и носит многие черты обрядности эпохи бронзы, курган у п. Слободзея - более поздний и датируется последней ступенью предскифского периода - X-IX вв. до н. э.

Разбросанные по всей степи одиночные киммерийские захоронения не составляли сколь-нибудь компактных групп, что свидетельствует о большой подвижности населения, связанного с кочевым скотоводством. Как и у других народов эпохи раннего железного века, у киммерийцев наряду с железными широко использовались и бронзовые изделия. Из бронзы отливались многочисленные наконечники стрел, конская упряжь и крупные котлы. Один из таких котлов был случайно обнаружен во дворе у одной из жительниц с. Олонешты района Штефан Водэ. Другая интересная находка этой культуры была сделана также на правобережье Днестра в одном из курганов у с. Пуркары. Здесь в курганной насыпи был найден клад, состоявший из четырех удил и восьми псалиев, кованных из железа. Конская упряжь была изготовлена по образцу бронзовой, что позволяет предположить существование в Поднестровье в VIII-VII вв. до н. э. местных металлургов-кузнецов, работавших в традициях бронзолитейного производства.

В изготовлении керамики киммерийские племена достигли высокого мастерства. В погребениях этой культуры часто встречаются тщательно сделанные и богато орнаментированные кубки, кубковидные круглотелые сосуды и большие корчаги местного производства. Нередко попадаются сосуды, заимствованные у соседних фракийских племен. Одни из них, с богатой орнаментацией штампами и резьбой, характерны для поселений сахарно-солонченского типа, другие - для памятников шолданештского типа. В некоторых захоронениях Нижнего Поднестровья обнаружены сосуды, аналогичные чернолесской керамике лесостепного Поднепровья.

Связи между киммерийцами и кочевавшими в степях различными группами фракийцев и носителей чернолесской культуры были двусторонними, о чем свидетельствуют находки киммерийского вооружения и конской упряжи на их памятниках. Более того, под киммерийским влиянием происходит формирование так называемой фрако-ким-мерийской культуры в Средней Европе.

Обнаруженные в Поднестровье погребальные памятники говорят о значительном имущественном и, видимо, социальном расслоении киммерийского общества. Особенно показательны в этом плане погребения воинов: в них найдены оружие PI конское снаряжение, свидетельствующие о формировании конной воинской аристократии. Последняя владела совершенным для своего времени вооружением и составляла передовую часть военных отрядов киммерийцев.

Общественный строй у этих племен находился на ранней стадии военной демократии. Киммерийцы еще не представляли собой прочного целостного объединения, а состояли из разобщенных племен или временных союзов со своими вождями - «царями». Подтверждением этому может служить, в частности, и знаменитый рассказ Геродота об изгнании киммерийцев из Северного Причерноморья скифскими племенами. ЕСЛР! следовать повествованиям этого историка, то уже в VII в. до н. э. киммерийцы вынуждены были покинуть северопричерноморские степи. Если же судить по археологическим данным, то ушла лишь небольшая часть племен, тогда как другая осталась и после столкновения со скифами.

Однако к началу греческой колонизации берегов верного моря (VI в. до н. э.) киммерийцев как особого народа в Поднестровье уже не было. Очевидно, к этому времени их остатки окончательно растворились в скифской, а возможно, и фракийской среде.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1022 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2419 - | 2290 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.