Не секрет, что качество проведения любого дела далеко не в последнюю очередь зависит от того, как оно оформлено, т. е. речь идет о таких средствах наглядности, как афиши, вывески, стенды и проч. Мы предлагаем вам свой вариант оформления спортивного стенда на всю смену лагеря (см. рис.).
На стенде могут быть представлены следующие рубрики:
Спортинформбюро представляет. Это спортивный календарь смены — информация о спортивных делах отрядов, например: «День бегуна», «Веселые старты», «Спортивная кругосветка», «Встреча по пионерболу», «Розыгрыш кубка по футболу» и т. п.
Спортивные звезды сезона. Размещаются фотографии (или таблички с именами и фамилиями) ребят, ставших призерами спортивных состязаний (с указанием отряда и вида спорта). Это может быть:
• Пьедестал почета: сменная информация по итогам прошедших в лагере соревнований по различным видам спорта (индивидуальные, командные первенства).
• Флаг поднят в честь: стойка с флагами разных цветов; с эмблемами тех или иных соревнований; табличка с фамилиями указывает, в честь кого поднят флаг.
• Герои «Дня Нептуна»: имена и фамилии ребят-победителей конкурсов или соревнований на воде.
• Шахматный трон: почетное место для информации о победителях шахматного турнира.
Летние игры. Смена может включать в себя следующие четыре тура:
• «Лесной стадион»;
• «На солнечной полянке»;
• «Школа мячиков»;
• «Голубая волна».
Имена победителей каждого тура размещают на свободном лепестке цветка (см. рис.). В середине цветка можно отметить имена тех, кто стал призером по общим итогам прошедших игр.
От старта к финишу. Это своеобразный экран соревнований, изготовленный в виде плаката. Соревнования могут проходить по различным игровым направлениям. Например:
• «Зарядка — выходи по порядку»;
• «Растим спортивную смену»;
• «Спортивная викторина»;
• День спортивных аттракционов».
Достигнутые успехи оцениваются «метрами» и, соответственно, закрашиваются на дорожке.
Тематические дни
Тематическим ("Темовым") днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия связанные единой тематикой. Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман. Как же это сделать?
Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы дня чем-то похож на придумывание названия отряда.
Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, празднованию которых и будет посвящен весь день (по календарю они могут проходить не обязательно летом). Кроме того, на интересную тему вас могут натолкнуть какие-нибудь события, например, солнечное затмение, пятница 13-е или третий день подряд идет дождь. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.
Когда тема выбрана, запишите на листочек максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие ассоциации. Например, для Дня железнодорожника это могут быть: железнодорожные станции, рельсы, семафоры, депо, сортировочная горка, оранжевые жилеты… А для Дня Военно-морского флота: Андреевский флаг, парад кораблей, сигнальные флажки, морской бой, морские карты и т.д.
Попробуйте придумать изюминку. Нестандартные решения всегда очень ценятся. Более того, одна нестандартная идея может указать на целую гору других хороших идей. Вместо того чтобыпроводить простую спартакиаду, попробуйте лучше провести зимние олимпийские игры. Детям значительно интереснее будет поиграть летом в хоккей, чем просто побегать по беговой дорожке.
Тематический день лучше разбить на три части (время после завтрака, после полдника и после ужина). Для каждой из частей надо выбрать типовой сценарий игры. Например, игра по станциям, викторина, спортивное состязание, сценическая постановка и т.д. Если выбрана сценическая постановка, то лучше само выступление провести во второй половине дня, а первую половину дня уделить подготовке к нему.
Далее типовой сценарий разрабатывается более подробно с использованием составленного списка ассоциаций. Для игры по станциям это будет включать разработку антуража (например, в день железнодорожника команды от станции к станции будут перемещаться «паровозиком») и детальную разработку каждой станции (что конкретно будут делать дети на станциях «Сортировочная горка» и «Укладка рельсов»). Если повезет, то получится придумать очень интересные маленькие игры.
Здесь же надо подумать, из чего сделать детям-железнодорожникам оранжевые жилеты, а детям-морякам фуражки и гюйсы.
При проработке дня не следует забывать и об оформлении лагеря или отдельных его участков (сцены, линейки и т.д.), а также стоит продумать альтернативные варианты сценариев для плохой и хорошей погоды.
Но придумать тематический день не достаточно. Любая самая хорошая идея может быть загублена плохой реализацией. Тематический день надо еще и хорошо провести.
Как создать тематический день
§ Выбрать тему
§ Атмосфера (костюмы, лексика, фишки, роли …)
§ Придумать мероприятия в тему, можно попробовать даже еду/зарядку... увязать в тематику.
§ Продумать их логическую связь между мероприятиями
§ Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика …)
§ Идея (мысль) дня может тоже наличествовать
Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.
Тематический день может быть отрядным или общелагерным. В последнем случае тема обычно вводится театрализованным show на линейке.
Тема дня — всё что угодно (день индейца, Нептуна, авиатора, день красоты, любви, науки,…)
Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)
Для примера рассмотрим всё тот же День индейца:
§ Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)
§ Утром: Посвящение в индейцы — игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.
§ Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон — животворящий амулет, боевая раскраска, …)
§ “Однако, — говорит вожатый, — война — не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому днём: Великая сходка племён — творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров,…
§ На закуску хорошо пойдёт уже коллективная охота на мамонта.
§ И вечером: большой совет у костра с байками про индейцев, хорошими песнями, словом, просто костёр.
Вот такой план — где-то примерный, где-то избыточный — додумывайте на свой вкус.
Ещё пара примеров специальных тематических дней:
§ День наоборот
§ В День Наоборот девочки становятся мальчиками, а мальчики девочками. Соответственно они переодеваются, проводятся конкурсы типа “антимисс”. Вожатые тоже должны преобразоваться, дабы показать детям пример.
§ Совет: не затягивать. День наоборот, начатый с утра, скорее всего, заглохнет в районе тихого часа. Даже если вы будете предлагать детям всё новые неожиданные развлечения (вроде скучно не должно быть!), они захотят вернуться к своей оригинальной половой принадлежности (кстати, некоторые дети вовсе не захотят переодеваться — будьте готовы к этому). Лучше всего, пожалуй, начать переодевание где-то после тихого часа, удивить весь лагерь своим видом на полднике, провести яркое мероприятие после полдника, а затем дать детям свободу вернуться к своему полу, когда они захотят.
§ День дублёра
§ В День Дублёра вожатые становятся детьми, а дети вожатыми. Понятно, не все дети, а только 2 или 3 человека, которых заранее выбрали всем отрядом.
§ Хотя, дети, казалось бы, исполняют роль вожатых, вожатые не расслабляются, а работают вдвойне. Нужно по-прежнему следить за порядком на отряде, но теперь делать это не явно, а как-то исподволь, чтобы всем казалось, что это новые вожатые заправляют всем. Однако если они совсем не справляются, возможно, придётся их сменить или вовсе прекратить день дублёра.
§ День Дублёра, как правило, начинается с отбоя предыдущего дня, когда новые вожатые отбивают отряд. Затем, сидя с ними в вожатской, вы обсуждаете предстоящий день. Новые вожатые должны будут провести мероприятия, поделитесь с ними своими вожатскими наработками. С утра вы будите их раньше, и они идут на планёрку вместе с вами, а там уже подъём, зарядка, и понеслась…
Разработка тематического дня
Тематический день — это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.
Тематические дни бывают:
§ По характеру проведения – дружинные и отрядные
§ По количеству дней - простые (1 день) и составные (более 1 дня).
Требования к тематическим дням:
1. Тема дня так или иначе перекликается с темой сезона
2. Наличие легенды в соответствии с темой сезона
3. В простом тематическом дне не менее 2х отрядных и дружинных мероприятий, в составном – не менее 6ти.
4. У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
5. Важно предвидеть результаты тематического дня.
При разработке тематического дня необходимо:
§ четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий
§ подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
§ учитывать, что погода от нас не зависит;
§ знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
§ статичное дружинное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
§ помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
§ помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.
Логика тематического дня
Логика тематического дня выстраивается сама собой, тема ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно заложить лишь в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что – то творческое, конкурсное, что – то из разговорного жанра и еще какой – то ритуал. Например, если планировать «День леса», то программа дня может быть такой:
§ Зоологические забеги (спортивное);
§ Викторина «Загадки леса» (познавательное);
§ Конкурс поделок из природного материала («природа и фантазия») (творческое);
§ Беседа «Человек – дитя природы» (что-то из разговорного жанра).
Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что – то тематически – сообразное, и оно сгодится для всего запланированного. Утренняя зарядка, уборка территории, полдники и т. д. тоже становятся тематически наделенными. Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот темы:
§ День цветов, День здоровья, День рекордов Гиннеса,
§ День смеха, День индейца, День проказ и приколов,
§ День спорта, День девочек, День мальчиков, День дождя.
Виды мероприятий:
§ Тематические линейки. Схема проведения такая же, как и у обычной линейки (построение, сдача рапортов, поднятие флага), затем объясняется легенда дня (можно провести небольшое театрализованное представление) и задание для мероприятия, которое начинается сразу после линейки.
§ Концерты. Проводятся в любой тематический день. Нужна заблаговременная подготовка, примерно за день. Каждый отряд представляет выступление на заданную тему. От организаторов требуется оформление сцены, связки между выступлениями, игры с залом, разработанная система награждения. На концертах чаще всего награждают всех участников, по номинациям. (Синема, Песня остается с человеком, ТЭФИ)
§ Конкурсы. Проводятся в любой тематический день. Заблаговременной подготовки не требуется. Проходят либо на сцене, либо на открытых площадках. Ответственные должны оформить сцену, подобрать конкурсы на определенную тему, систему выбывания, награждения. Конкурсы могут идти параллельно с нейтральным мероприятием, например, с дискотекой. (Любовь с первого взгляда, Рекорды Гиннеса)
§ Станции. Проводятся в любой тематический день, особенно хороши в дни, посвященные спорту. Желательно перемежать со статичными мероприятиями. Два дня подряд не проводятся. Наиболее интересный вид, так как участие принимают все. Требуется: количество станций должно соответствовать количеству отрядов, грамотно составленные маршрутные листы, продуманная система оценок, награждения. Другой вариант: следовать по запискам или опознавательным знакам. (День ужасов: станция псих.помощи, агентство паранормальных явлений, заведи домовенка, заклинание и др.; Зарница: минное поле, маскировка, шифровка и др.)
§ Выставки, музеи. Могут проходить на единой территории, либо по корпусам. Ответственные проводят жеребьевку между отрядами, организуют работу жюри, разрабатывают систему награждения. (Комната страха, Индейская деревня, Выставка икебан, Зоопарк)
§ Игры. Используются чаще всего в спортивных тематических днях. Линейны. Имеют четко выраженные для детей цели ти задачи. (Зеленая пятка, Прорыв, Злоумышленники, Бомба, РВС и др.)
Планирование тематического дня:
§ Для начала нужно определить, простым или составным является день, который вы разрабатываете.
§ Четко сформулируйте цели и задачи дня и каждого мероприятия в отдельности.
§ В соответствии с видом, подбирайте мероприятия.
§ Учитывайте, что погода не зависит от вас и ее распланировать нельзя.
§ Поэтому лучшим вариантом будет составление двойного плана - мероприятия в солнечную погоду и их замена мероприятиями в дождь.
§ Два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся!
§ Помните, что любой элемент тематического дня требует оформления.
§ Ничто не должно быть «просто так». Подведение итогов, награждение и выводы обязательны!
Оформление:
§ Прежде всего, распланированный тематический день заносится в план - сетку сезона и расписывается поэтапно в программе сезона.
§ Если для оформления требуются какие-либо специфические вещи, которые невозможно будет найти или изготовить в лагере, укажите их необходимость в программе в рубрике «реквизит».
§ Оформлением занимаются обычно разработчики дня. Исключения возможны.
Что и как оформлять:
1. Концерты. Так как всегда проходят на сцене, нужно в первую очередь оформить сцену. Кроме этого, не лишней будет подготовка зрительных мест.
Награждение проходит обычно по номинациям, поэтому необходимо заготовить заранее (по количеству отрядов) грамоты или награды, сделанные вожатыми (Оскар, премия «Овация»,«Золотая шишка» и др.).Грамоты могут предоставить вожатые отрядов.
1. Конкурсы. Если проходят на сцене, то требования аналогичны п.1. Если проводятся параллельно с каким - либо другим мероприятием, оформляются как станции. Награждают обычно занявших 1-е, 2-е и 3-е место. В этом случае лучше использовать грамоты, отпечатанные в типографии. Сейчас они продаются в любом книжном магазине. Подарки (чаще всего съедобные) ЗА 2 ДНЯ ДО МЕРОПРИЯТИЯ выписываются проводящими на складе.
2. Игры. Редко нуждаются в оформлении, чаще необходим реквизит. Но такие игры, как «Зеленая пятка», «РВС», «Ловля привидений», требуют оформления. В первом случае это будет доска «Их разыскивают» с приметами и портретами «преступников», во втором случае -листы для сбора информации, в третьем - карточки с заданием. Награждение либо по номинациям, либо первые три места, либо один победитель.
3. Станции. В первую очередь необходимо сделать маршрутные листы (выполняется организаторами), во вторую - оформить каждую станцию (название, необходимый реквизит). Оформлением станции занимается ее проводящий)
4. Выставки, музеи. Если мероприятие проходит на единой территории, оформляется, как сцена. Если в разных корпусах - необходимо сделать маршрутные листы, где указывается расположение объектов.
Награждение может проходить в тот же день непосредственно на мероприятии, на тематической линейке или на следующий день.
1) Отрядные тематические дни
§ Праздник Солнца. В этот день можно провести такие мероприятия: встреча и проводы солнца, конкурс рисунков солнца на асфальте или на окнах корпуса, серия игр, в названии которых присутствует слово «Солнце» - «Не сгори на солнце», «Семья Солнца», викторина на тему знаний о Солнце, музыкальная дуэль - кто больше споет песен о солнце, создание коллективной аппликации. -
§ День Туриста. В этот день можно провести небольшое конкурсное КТД на тему туризма (примерные конкурсы: укладка рюкзака, составление карты, разжигание костра, кто споет больше туристических песен и др.), непосредственно Вечер бардовской песни, а так же можно сходить в поход или провести огонек в лесу у костра.
§ День Природы. Предложите отряду создать музей живой природы. Экспонатами будут они сами, изображая животных, деревья или растения. Можно придумать и нарисовать билетики, привлечь «гида» и пускать другие отряды за особую плату на экскурсию. Если на территории лагеря водятся какие-нибудь зверьки, можно сделать для них кормушки. Можно навести идеальный порядок в каком-либо уголке лагеря совместно с конкурсом «Куча мусора», можно устроить конкурс поделок из шишек и веток, конкурс сказок о природе.
Вы свободны в выборе темы. Лучше всего, если мероприятия подвязаны к теме сезона или к тематическому дружинному дню.
2) дружинные тематические дни
§ День Любви. Обычно состоит из 2-3 дружинных мероприятий и 1 обязательного отрядного. Цель тематического дня: развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, воспитание в детях основ этики и психологии межполовых отношений. Мероприятия: поиск второй половинки, конкурс пар, ЗАГС, дискотека, на которой преобладают медленные танцы. В течение всего дня работает почта. В отряде обязательно проводится тематическое конкурсное КТД «Любовь с первого взгляда» для определения пары-участницы в дружинном мероприятии.
§ День Ужасов. Цель тематического дня: преодоление детьми подсознательных страхов, развитие фантазии и художественных способностей, навыков прикладного искусства, знакомство с фольклором разных стран. 2-3 дружинных мероприятия, 1-2 отрядных. Мероприятия: станции, концерт, конкурс страшных историй, комната страха.
§ День Вожатых (Самоуправления). Цель тематического дня:- знакомство детей с образом жизни вожатых, пропаганда студенческого педагогического движения, подтверждение авторитета вожатых. Проводится в конце сезона. Мероприятия: Слет (концерт на сцене), Инструктивный семинар (станции), Костер.
Тематические смены
В наши дни уже любая программа смены должна быть тематической (как минимум иметь яркое название).
Чем больше срок, тем труднее удержать детей в русле темы (любая тема рано или поздно надоедает). Поэтому есть разница между составлением плана короткой (осень, зима, весна) и длинной (летней) смены.
Короткие смены
На коротких сменах каждый день наполнен тематическим смыслом. Каждый день может иметь свою подтему.
В первый же день детям преподносится легенда смены, в свете которой обретут смысл все последующие события.
Например: Злой колдун Пупырчатый украл солнечный свет, и скоро земля погибнет, если мы не преодолеем все испытания и не вернём украденный свет, а для этого нам придётся доказать свою дружность, весёлость, показать знания, и т.п.
Или: Мы с вами оказались на заброшенной базе инопланетян, которые прилетели на Землю много лет назад и оставили где-то здесь секрет супертехнологии. Мы — экспедиция, призванная найти этот секрет, но для этого нам нужно собрать по частям инопланетянскую карту и вообще преодолеть все препятствия, которые хитрые инопланетяне оставили здесь для конспирации.
Легенда преподносится в театрализованной форме или в форме игры.
Далее по ходу смены мы постепенно приближаемся к цели (каждый день находится новые кусок карты, и т. п.).
В конце смены происходит итоговое мероприятие, где общими усилиями, наконец, достигается финальная цель: побеждается злой колдун Пупырчатый, находится украденное солнце, и т.д. — словом, ВСЕ МОЛОДЦЫ!
Для примера рассмотрим смену “10 дней до конца света” Легенда и как она вводится: В первый день вечером, когда первый огонёк вроде как уже подходит к концу, в холл неожиданно врывается вожатый и кричит “Вы видели это?! Там, огромный огненный шар! Нет? Они уже улетели, увы, но вот что они оставили!” Он передаёт детям конверт с письмом от инопланетян, в котором написано примерно следующее: “По решению Большого Совета Галактического Управления ваша планета будет уничтожена через 10 дней. Впрочем, возможно, вы ещё сможете её спасти, если прочитаете наше зашифрованное сообщение, символы которого мы разбросали с помощью информационного лазера по вашему зданию”. Далее дети должны собрать буквы, которые были заранее расклеены по разным местам в корпусе. Когда буквы найдены, из них составляется “Полуодушевлённый Псевдоразум”. Эти слова вводятся в компьютер, после чего запускается звуковой файл, содержащий таинственный голос инопланетянина, вещающий от том, что жизнь существ, населяющих Землю кажется бессмысленной, а сами существа неразумными, и что земля будет очищена и использована для разведения питательных и полезных червей. Но, возможно, инопланетяне поменяют своё мнение, если мы докажем им, что жизнь наша наполнена смыслом и вечными ценностями (звуковой файл прилагается).
После этого в течение каждого дня мы доказываем присутствие и важность в нашей жизни разных вечных ценностей, таким образом, каждый день приобретает свою тему:
§ День дружбы (игры на сплочение)
§ День правды (игра “детектив”, огонёк правдивых слов)
§ День фантазии чудес (Новый Год (смена-то была зимняя!))
§ День красоты (рисунки на снегу, конкурс костюмов)
§ День здоровья (Суперолимпиада, демонстрация “За здоровый образ жизни”)
§ День чистоты и белизны (скульптуры из снега, сюжетка “Тайд или кипячение”)
§ День семьи (конкурс семей)
§ День благосостояния (экономическая игра)
§ День государственности (политическая игра, выборы президента)
§ День любви (Любовь с 1-го взгляда, конкурс пар) И так далее…
Большие смены
Здесь мы будем говорить о составлении общелагерной тематической программы. Отрядные план-сетки составляются вожатыми отрядов и, по возможности, так же подгоняются под тему.
На большой смене уже трудно подвести под тему каждый день, поэтому к теме привязываются только основные общелагерные мероприятия
Легенда смены начинает вводиться в отрядах с самого первого дня, но настоящая завязка происходит на открытии смены. Там опять же show на линейке и вожатский спектакль объясняют всё популярно.
Далее полная свобода фантазии. Но ни одна смена, пожалуй, не обойдётся без творческого конкурса с выступлениями отрядов на сцене (a la "Максидром", "Золото Канн",…), пары ролевушек разного типа.
Дискотеки на смене проводятся примерно раз в 3 дня и привязываются к праздникам и большим играм.
В конце смены, если тема требует, проводится итоговое мероприятие.
Стоит также подумать о разного рода тематических фишках, которые будут появляться в течение смены и не дадут детям забыть о том, что у них в лагере не обычная скучная смена, а СУПЕР-МЕГА-…
Цикловая игра.
Можно сделать цикловую игру, растянутую на весь период лагеря. Делается это так: выберите интересную Вам тему. Разбейте ее на отдельные, законченные по смыслу куски (игровой день). Объем проведения - 3-5 часов игры в день (еще интереснее проводить ее кусками в течение дня). Остальное время - подготовка к текущему или следующему игровому дню. Например, ремесла, чтение. Когда игра хорошо продумана, каждый день прописан, обязательно выписан итог текущего игрового дня (можно подводить итог дня на вечернем костре, можно на костре продолжать игру), то лагерь пролетает на одном дыхании. На любую тему ложатся любые игры... здесь не нужно изобретать велосипед. Не нужно изобретать супер-пупер невиданную игру, которая невероятно увлечет детей. Это невозможно. Главное, проживите с ними бок о бок этот лагерь. Живите с ними этой игрой.
Принцип тематической смены
Все написанное дальше исходит из следующих предпосылок:
§ Мы создаем детский коллектив, т.е. группу детей, которые дружат между собой, относятся друг к другу как родные братишки и сестренки. Поэтому при внешней соревновательности, главный упор во всем делается на взаимодействие детей в команде, взаимопомощь и поддержку (вожатый не делает упор на победу, у детей с этим все и так хорошо). Команды каждый раз меняем.
§ Поскольку жизнь является предметом многоплановым, то и деля мы планируем многоплановые, т.е. стараемся охватить как можно больше разных интересных моментов жизни (или найти такие интересные моменты в обычном и привычном).
§ Создавался инструмент, с помощью которого любой (даже начинающий) вожатый мог бы легко создать план на день и претворить его в жизнь. Так не получилось, потому что, если вожатый комплексует и не играет во все предлагаемые обстоятельства, то получается достаточно скучно. А если играет, да еще и костюмчик себе какой-нибудь слепит - получается очень-очень.
Идея построения тематического дня
Идея принципа используется в некоторых телевизионных программах и заключается в следующем: при создании информационной телепередачи интересной для зрителей были взяты несколько одинаковых блоков и они каждый день потерялись (спорт, музыка и т.д.), менялось лишь их информационное наполнение. Из-за того, что блоков было много, содержание их менялось, смотреть стало интересно. Такая идея сейчас используется во всех утренних информационных каналах.
Перенос этой идеи на лагерную жизнь получился такой: делаем день тематическим. У нас есть три периода "утро", "день" и "вечер", когда мы можем с детьми заниматься делами. Поэтому мы делаем так: "утро", - изучение некоторых специфических для данного дня знаний, получение навыков и тренировка, "день" - проведение тематической эстафеты по лагерю и "вечер" - проведение тематического КВНа.
Под словом "эстафета" понимается прохождение команды детей по маршруту по карте, на которой отмечены места, где находятся этапы. Команды одновременно выбегают с начальной точки и проходят все этапы по порядку, но начальные этапы сдвинуты и команды встречаются только вовремя перебежек с этапа на этап. С каждой командой бежит один вожатый, он на каждом этапе рассказывает задание и контролирует его выполнение.
Под "КВН" понимается такое мероприятие, в котором участвует несколько команд, им выдаются задания, и или команда целиком выполняет его, или часть команды, или по одному участнику. Предполагается, что команды при этом никуда не бегают. Вожатые проводят это дело, а на момент подготовки помогают своим командам. Материалы КВН (кроссворды, задания, рисунки и т.д.) после КВНа оставляем в "уголке", поэтому к концу смены набирается полный "уголок" с историей смены. Команды сохраняют свой состав в течении одного дня. Команд у нас обычно две-три-четыре, так как рассчитывается все из того, что никого, кроме отрядных вожатых нет. Четыре команды получается, когда вожатые двух соседних отрядов проводят тематический день вместе (таким образом мы получаем команды, в которых премешаны дети двух отрядов и они сдруживаются). В другой день состав команд меняется.
Идеи тематических смен:
§ «Морское плавание» (корабли с командами, матросы, капитаны, море, якорь, рында и т.п.)
§ «Детский городок» (мэрия города, улицы, жители, редприятия, городская валюта...)
§ «Сказочное царство» (царь, царица, свита, сказочные герои...)
§ «Лесное государство» (берендей, лесные обитатели...)
§ «Акционерное общество» (АО, акционеры, акций, биржи, совет директоров...)
§ «Космический полет» (галактики, планеты, космические корабли, космонавты...)
§ «Индейское племя» (вождь, вигвам, талисман...)
§ «Экологический лагерь» (зеленый патруль, экологи...)
§ «Детское телевидение» (телестанции, телепередачи, телеканалы, режиссер, продюсер...)
§ «Театральная смена» (театр, труппа, актеры, антракт...)
§ «Научная лаборатория» (НИИ, профессор, конструктор, инженер, изобретатель, модель, макет...)
§ «Город мастеров» (мастера, мастерские, приспособления, инструменты...)
§ «Милицейский городок» (детектив, милиционер, ГАИ, светофоры, пешеходные дорожки...)
§ «Детский экспресс» (вагоны, пассажиры, поезда, рейс, ж/д...)
§ «Зарубежное государство»
§ «Детская партия»
§ «Фермерское хозяйство»
§ «Лагерь следопытов»