Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Кризис национальной культуры




Это кризис национальной культуры, профессиональной и гражданской морали. В результате и в процессе всех этих кризисов под ударами юридического позитивизма начинает разворачиваться «системный кризис самоидентификации» граждан. Признаки этого кризиса являются основными для окончательного признания катастрофы страны.

Этот кризис характеризуется: полным разрывом культурных взаимосвязей-взаимоотношений между социальными группами страны, продолжающейся эмиграцией за рубеж состоятельных людей и молодых, активных и более-менее образованных граждан; значительной культурной «дебилизацией» жителей страны и сотрудников госаппарата; резким падением общей и бытовой культуры всего общества, а также работников жилищно-коммунальных, медицинских, образовательных и т.д. структур.

Национальная поэзия, например, всегда и везде обращается к индиви­дуальному в человеке (божественному, экзистенциальному, метафизическому и т.п.), показывает горизонты его сознания, души, дает возможность ощутить без­граничную свободу, которая заложена в каждом из нас по естественному праву (происхождению) и в том языке, на котором такое искусство создается.

Национальное искусство в парадигме естественного права обязано быть своеобразным «зеркалом», которое

(1) сообщает человеку своей нации и нации в целом их подлинный мас­штаб и значимость,

(2) сохраняет и выра­жает высший смысл времени, само время, каким бы оно ни было;

(3) передает это знание по цепочке в будущее в качестве информации к размышлению о времени и языке для новых поколений;

(4) пытается показать, предупредить народ о его возможном будущем, моделируя и пролонгируя замеченные тенденции научного, технико-технологического, информационного, социального и пр. развития.

И, как следствие нарушения естественного права человека иметь такую информацию, а деятелям искусств (обязанность) производить именно такую информацию, в «кризисном обществе» это искусство не находит себе места. Именно такого искусства кризисное общество боится и поэтому оставляет невостребованной и из-за страха увидеть свой подлинный масштаб.

Талантливое национальное искусство (поэзию, серьезный театр, живопись, кино, художественную прозу и т.д.) «кризисный госаппарат» и «кризисное общество» не допускают к себе, выталкивают (под шутки «новой» эстрады, под примитивную музыку, танцы, кино, литературу и т.д.) из жизни страны.

В национальной культуре начинают четко прослеживаются кризисные тенденции:

1) поэзия, литература, живопись говорят на языке общества, которое сформировалось в ходе развертывания политического, социального и экономического кризиса.

Они отстаивают не то, на чем нация, общество де­ржатся, а подстраиваются под современный язык, и под внешний мир, каким он виден невооруженным гла­зом, под сленг, которым говорит материально преуспевающая на глазах у всех небольшая и далеко не лучшая часть общества. И деятели «нового» искусства не желают знать, почему все происходит так, а не иначе, кто за это отвечает и ради чего стоит жить.

Поэтому «новое» национальное искусство становится предельно лояльным, равнодушным и некритичным ко всему, что вок­руг происходит. Важнейшего для искусства акта познания - смыслового скачка - в «новом» искусстве уже нет; похоже на то, что искусство в условиях этих кризисов стало выполнять какие-то поверх­ностно-терапевтические задачи;

2) раскалывающееся и деградирующее общество ждет от своего искусства разговора на понят­ные, близкие ему темы: физиологии, быта, потребления и т.п. «развлекухой». Словом, на темы из тех областей, где членам «кризисного об­щества» еще оставлена относительная свобода. И «новое искусство» обслуживает заказ с охотной готовностью, т.к. оплата в этом случае поступает сразу: в виде признания аудитории, внимания прессы, одобрения госслужащих.

Говоря о российской действительности, следует добавить еще два обнаруживших себя направления:

1) отношение к власти и моральный облик низовых менеджеров, «предательство» интеллигенции и ксенофобия («морально-политическое» направление);

2) оппозиция к богатым и сытым (их жизни, развлечениям и т.д. – тематика «классовой зависти»).

Кажется, что, включая «развлекуху», эти три направления одинаково «народные» (по потреблению, тиражам).

Но уже говорят, что только за «развлекухой» и «классовой завистью» признается сегодня перспектива, а за «морально-политическим» – угасание. Уже проскальзывают идеи авторов и издателей этого направления о том, что раз «идейные» атаки ничего не меняют в жизни, то спрос на них падает и «пора их заканчивать», переходить на эзоповский язык для «посвященных», к размышлениям о Боге и душе, о себе «единственном» и т.п.

Словом, народ может остаться без серьезного национального искусства. И прогнозируемый результат этого уже понятен…

В этих условиях происходит отказ людей признавать себя принадлежащим к своей и старой и новой национальной культуре. Происходит потеря людьми самоидентификации, при которой человек перестает ощущать свою идентичность с национальной культурой и самой нацией, с обществом, со своей страной (деградация нации все возрастает, а общество уже распадается и становится чужим, а даже враждебным отдельному человеку) и вообще с какой-либо структурой общенационального уровня.

Внешнее проявление этого - ответ на вопрос «кто ты?». Например, итальянец, француз, еврей, японец или китаец назовут свою национальность, американец назовет себя американцем, а в распадающемся обществе человек буде ассоциировать себя с каким-то городом, регионом, деревней, своим родом.

Первыми признаками начинающегося системного кризиса самоидентификации является употребление молодым поколением и людьми среднего возраста (активно-трудовой частью народа) словосочетания «эта страна» (а не «моя, наша страна»).

Этому начинает противостоять тенденция борьбы с такими людьми и госаппаратом других представителей общества под лозунгами «просвещенного национализма», «возврата к традиционным духовным основам нации» (ко временам, когда не было той религии, которая превалирует в нынешнем обществе, или когда эта религия, по мнению «просвещенных националистов», была «чистой», «неискаженной служением госвласти».

Это внутринациональное и межнациональное противостояние по мере углубления кризиса и падения культуры общества усиливается всплеском «насильственного национализма» у всех входящих в общество наций и народностей. «Чужих», «врагов» ищут вначале в людях с другой культурой (граждан, сотрудников госслужбы), а затем и в людях с иной внешностью, Словом, некогда более-менее единое общество, к тому же скрепляемое ранее государством и экономикой, начинает хаотическую и бессмысленную борьбу само с собой, наплевав на естественное право каждого человека.

Начинается самоуничтожение общества, нации, народа и все существовавшие до этого обычаи, традиции, моральные нормы, регулировавшие взаимоотношения внутри нации, между нациями и между нацией и государством оказываются на обочине национального самосознания людей. Из подсознания всплывают вытесненные туда культурой совсем не цивилизованные установки самовыживания, а «блок национальных моральных ценностей» оказывается неактуальным, невостребованным личностью.

Распад социальных групп общества, потеря самоидентификации личности и предоставление ее самой себе (наиболее болезненное проявление системного социального кризиса и системного кризиса идентификации) ведет к распаду всего общества как компоненты системы «страна». До этого каждый чело­век в качестве его члена, как бы бедно он ни жил, в целом понимал, что будет происходить с ним в этом обществе и по каким правилам (известным всему обществу).

И имевшая место «неуверенность в завтрашнем дне» была четко структурирован­ной: человек боялся известных ему угроз и знал, что и как будет происходить с ним в случае их реализации.

Ранее человек как неделимый элемент системы «общество» (хорошо ли плохо ли, но) понимал в меру своего культурного развития основные закономерностей происходящего и ожидае­мого, обладал каким-то достаточно логически стройным и целостным национальным мировоззрением.

Даже если оно было не таким уж верным или искусственно сконструировано и каким-то образом навязано ему государством или церковью, партией или корпорацией, оно обычно в целом все же соответствовало окружающим человека социальным условиям, требованиям государства и потому обеспечивало его более-менее гармоничное (или не всегда конфликтное) сосуществование с обществом.

Деградация культуры, привычной общенациональной картины Мира, освоенных ранее в семье, школе, вузе, в трудовом процессе технологий взаимодействия с властью, обществом, другими людьми, природой, материально-технической базой общества, общая культурная деградация и разрушение самого общества, нации, вбирающей в себя и уже морально измененных людей из «силовых» и др. госструктур, лишает человека привычной и обязательной (после природной) соци­альной среды обитания.

И распад общества и потеря самоидентификации, при уже состоявшемся развале системы политического управления, т.е. размывание и полное исчезновение нации, народа и его государства всегда закономерно приводило к исчезновению всей страны в ее ранее известном виде (и в ее ранее известных границах). На ее остатках может возникнуть и новый народ, и новое государство, родившееся из этой катастрофы и вынужденно имеющее мало общего с либерально-демократическим, и новая страна.

Или, и такое тоже было в Истории, этот народ, которому было отказано в его естественных правах (в числе других основных причин) и поэтому лишившийся своей национальной культуры и своего национального государства, будет поставлен на службу богатым нациям, новому, зависимому от сильных мира сего (и сформированного ими) государству, исповедующему юридический позитивизм.

И в этом случае, как и вообще в случае утраты национальной культуры и государственности, данный народ, нации страны будут полностью дезинтегрированы и ассимилированы соседями, пришлыми нациями.

Комментарий. Еще Адам Смит отмечал, что о бщество должно быть сконфигу­рировано таким образом, чтобы стремление к личной выгоде оборачивалось стремлением к всеобщему благу. Это и есть определение экономически свободного общества. Во многих других обществах - бюрократи­ческих, феодальных, сословных - собственную выгоду максимизируют за счет других. С мо­мента научно-технической революции все эти общества стали неконкурентоспособны.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 502 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2282 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.