Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Символический интеракционизм и исследования культуры




Некоторые мыслители так или иначе обращались к отношению между символи­ческим интеракционизмом и рядом более современных теоретических направле­ний, в том числе постструктурализмом, постмодернизмом и исследованиями культуры (Farberman, 1991; Schwalbe, 1993; Shalin, 1993). В данном разделе мы рассмотрим такую попытку, предпринятую Норманом Дензином в книге «Сим­волический интеракционизм и исследования культуры» (1992; см. также, Becker and McCall, 1990).

Количество работ, посвященных изучению культуры в форме социологии куль­туры, или более широко, исследование культуры, необычайно возросло в послед­ние годы. На эти современные исследования культуры оказал огромное влияние ряд теоретических концепций, в том числе постструктурализм и постмодернизм (см. главу 13). Дензин определяет исследования культуры как

междисциплинарный проект... который... всегда занимается вопросом о том, как сти­хийно создаваемая и осуществляемая людьми история определяется структурами зна­чений, которые они для себя не выбирали... Культура, в форме взаимодействия и со­здания значений, становится ареной политической борьбы... Центральным вопросом становится выяснение того, как взаимодействующие индивиды связывают жизненный опыт с представлениями этого опыта в культуре (Denzin, 1992, р. 74)

Исследования культуры сосредоточиваются на трех взаимосвязанных пробле­мах — «создание культурных значений, текстуальный анализ этих значений и изу­чение реальных культур и жизненного опыта» (Denzin, 1992, р.34). Работа в этой области направлена на все множество форм культуры, включая «живопись, попу­лярную музыку, популярную литературу, новости, телевидение и другие средства массовой информации» (Denzin, 1992, р. 76). На исследования этих форм культу­ры в значительной степени повлияли такие теории, как постструктурализм и пост­модернизм, и Дензин стремится связать символический интеракционизм с этими исследованиями и теориями.

С точки зрения Дензина, символический интеракционизм должен был сыграть более заметную роль в культурных исследованиях. Одной существенной пробле­мой стало то, что символический интеракционизм был склонен пренебрегать иде­ей, связывающей «символическое» и «взаимодействие» (и составляющей основу в исследованиях культуры) — «коммуникацией». Дензин стремится исправить эту ситуацию:

При попытке переориентировать символических интеракционистов в сторону иссле­дований культуры, я решил, таким образом, остановиться на этом недоработанном, от­сутствующем в их подходе аспекте. Здесь, конечно, наблюдается парадокс: для комму­никации должна быть интеракция, а для интеракции акторы обязаны общаться (Denzin, 1992, р. 97-98).

Таким образом, интеракционистам следует заниматься технологиями комму­никации, технологическими инструментами и способами, которыми создается реальность и представления о ней.


[283]

Фактически Дензин показывает, что символические интеракционисты имеют опыт обращения по интересующим их вопросам к различным видам коммуника­ции» в исследованиях культуры (например, кино). Однако эти попытки упустили из виду культурный аспект, и Дензин пытается вернуть их к культурным корням.

Дензин считает, что исследования интеракционистов должны фокусировать­ся на культуре, особенно поп-культуре, но он хочет, чтобы символический инте­ракционизм относился к культуре критически. Такая критическая ориентация согласуется с традицией интеракционизма изучать отверженных, а также их от­ношение к тем, кто обладает властью.

Чтобы двигаться в этом направлении, требуется изменить теоретическую ори­ентацию символического интеракционизма. С одной стороны, символический интеракционизм должен отказаться от своей традиционной современной ориен­тации (см. главу 12). Иначе говоря, мы должны отказаться от канонического про­чтения классических текстов символического интеракционизма, обсуждаемых в этой главе, абсолютизации глобального социального характера этой науки и от исторических мифов, которые доминировали в этой области и сдерживали развитие новых теоретических направлений. Помимо отхода от определенных воззрений, символический интеракционизм должен развиваться и в других на­правлениях:

Интеракционистская традиция должна противостоять, поглощать, спорить и не согла­шаться с новыми теоретическими областями, которые продолжают появляться в пост­модернистский период (например, герменевтика, феноменология, структурализм, по­стструктурализм, теория постмодернизма, психоанализ семиотика, постмарксизм, ис­следования культуры, теория феминизма, кинотеория и т. д.) (Denzin, 1992, р. 169).

Таким образом, Дензин рекомендует сходное, хотя и более специфическое, по сравнению с намеченным Файном, направление символического интеракцио­низма.

Как было указано ранее, программа Дензина для символического интеракци­онизма сильно смещена в сторону постструктурализма (Dunn, 1997) и постмо­дернизма (см. Главу 13; о критике такого подхода см. Mines, 1996). Например, из-за того что символический интеракционизм исследует постоянно меняющи­еся возникающие явления, он находится в согласии с постмодернистским отка­зом от «больших» теорий (например, теории капитализма Маркса) или, как их называют, больших повествований. Если символические интеракционисты бу­дут уделять больше внимания коммуникации, они пойдут в русле постмодерни­стского подхода к последней, особенно это касается визуальных образов на те­левидении и в кино. Многое можно почерпнуть из исследования текстов в целом и их деконструкции в частности. Дензин, например, утверждает, что многое мож­но перенять у феминизма в целом и постструктуралистского и постмодернист­ского феминизма, в частности. Дензин, в соответствии с феминистским подходом, говорит, что символический интеракционизм должен стать более политизирован­ным. Очевидно, что Дензин описывает новое целостное направление в символи­ческом интеракционизме.


[284]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 368 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2277 - | 2132 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.