В основу воспитания как здорового образа жизни должны быть положены три основные идеи:
§ Суть и содержание, конечная цель и результат здорового образа жизни - триединство: гармония тела, торжество духа, ясность ума. В воспитательном процессе это можно считать целью: самовоспитания педагога и организации воспитательного процесса с учащимися, инструментовки самовоспитания школьников.
§ Педагог сам должен быть поборником идеи здорового образа жизни, сам находиться в постоянном движении к идеалам гармонии тела, духа и ума; сам жить и творить свою педагогическую деятельность по законам ИСТИНЫ, ДОБРА И КРАСОТЫ. Примемся делать это с твердой уверенностью, оптимизмом, ощущением наслаждения и счастья, ибо именно это делает такую позицию увлекательной, притягательной, а значит, способно увлечь воспитанников, включить их в процесс саморазвития и самовоспитания.
§ Идеи и методика здорового образа жизни должны пронизывать всю систему воспитательной работы классного руководителя (воспитателя) с классом, отдельными учащимися, коллегами-педагогами, родителями и вообще со всеми людьми, с которыми он соприкасается. Это поднимает воспитательный процесс (специально организованный, формальный) до уровня счастливой совместной жизнедеятельности, которая только и способна инструментовать воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, и его воспитанников.
ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Начиная работу по созданию и стимулированию здорового образа жизни для самого себя и своих воспитанников, педагог определяет круг принципов и методических правил, которым неукоснительно следует сам и приобщает к ним воспитанников (через игру, в которой дети непроизвольно, радостно и скрупулезно соблюдают правила). Они могут быть таковы.
Первый принцип: «Я как наивысшая ценность». Любить себя — значит радоваться самому факту существования своей личности и быть благодарным природе за то, что живешь. Любить себя — это уважать свою Личность, мерой достоинства которой является любовь: к факту своей жизни; к самому процессу жизни; к красоте и добру, которое есть во мне и меня окружает; к своему телу, которое так прекрасно устроено; к бодрости и возвышенности моего духа; к возможностям моего интеллекта, который позволяет мне стать тем, чем хочу; к знаниям и науке; ко всему живому и к Природе вообще; к высоким произведениям искусства — поэзии и прозе, музыке, танцам, архитектуре, дизайну в быту, культуре поведения... к делу, которое делаю на пределе возможных сил, испытывая при этом максимум удовлетворения — физического, духовного, интеллектуального...»
Второй принцип: «Другой человек, окружающие люди, абстрактный Человек (любой) и все человечество — непреходящая ценность. «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» (А.Н. Радищев). Любого человека, а значит и ученика — «хорошего» ли, «плохого» ль, - воспринимай таким, каков он есть со всеми его достоинствами и пороками, со всеми слагаемыми его жизни, радостями и горестями, победами и поражениями... Воспринимай, принимай и... включи в число своих забот, направленных на его улучшение, пробуждение в нем скрытых индивидуальных возможностей...»
Третьим принципом может быть: «Обстоятельства жизни, окружающие меня и моих воспитанников, могут быть различными: и плохими, и хорошими (они стихийны), но своим отношением их всегда можно обратить во благо собственного развития. В преодолении трудностей мужает и развивается тело, крепнет дух, утончается и совершенствуется интеллект. Любое явление жизни, предмет, человек, произведение искусства, обыденная вещь... имеет и «+» и «-», однако, каждое из них можно обратить во благо для своего самоусовершенствования».