Особое место в жизни и деятельности школьника занимает игровая деятельность. Игра облегчает процесс передачи социально ценных отношений: делает эмоциональным, допускает избирательность, чаще всего непроизвольно возникает в детской среде, имеет высокие нравственные принципы и правила, позволяет включиться в общение, выступает в качестве модели жизненных коллизий, дает возможность научиться «проигрывать» сложные жизненные ситуации, с которыми в будущем придется столкнуться... По утверждению С.А. Шмакова, игра — это еще и сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей; это сфера сотрудничества, содружества и сотворчества детей взрослых.
Их воспоминаний П. Луксицкого о детстве Николая Гумилева: «Читал много приключенческой литературы, много играл, фантазировал, и в играх занимал ведущие роли, играл самозабвенно.
Выполнял роль героя романа Буссенара — Надода Красноглазого. По «чему» ему полагалось быть «кровожадным». Но кровожадность у него никак не получалась. Однажды мальчики собрались жарить на костре пойманных карасей. В возмездие за проигрыш к какой-то игре один из товарищей предложил Коле откусить живому карасю голову. Процедура не из приятных! Но он, для поддержания своей репутации «кровожадного», мужественно справился с задачей, после чего от роли Надода КрасДети играют в игрушки — своеобразный атрибут игры. Именно ценность игры, а не материальная ценность определяет истинную «стоимость» игрушки. Маленький кусочек цветного стекла преображает все вокруг, если смотреть через него на мир. Маленький светлячок ценнее любой дорогостоящей игрушки, ведь «он живой и светится». Заводной автомобиль легко меняется на удивительно красивую пуговицу. Увеличительное стекло, выменянное на дорогую авторучку, может «зажигать бумагу без спичек».
Игра - «форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре... воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного и школьного возраста игра является ведущим типом деятельности» (СНОСКА: Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петроского и М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 127). Она как бы пронизывает всю жизнь ребенка, подростка. Вот почему весь учебно-воспитательный процесс, а внеурочная деятельность школьников особенно должны быть пронизаны игрой. Пронизаны в двух смыслах.
Во-первых, имеется в виду, что в жизнь детей от 1-го по 11-й класс в планы воспитательной работы необходимо вводить как можно больше игр разного типа: сюжетно-ролевых, дидактических, интеллектуальных, подвижных, спортивных, творческих, деловых, игр-манипуляций с предметами и игрушками, игр-состязаний и др. Они могут заполнять целиком все формы воспитательной работы, а могут входить в них фрагментарно. Могут выступать как эффективная форма свободного общения педагога и детей на досуге.
Во-вторых, имеется в виду игровая инструментовка всех видов деятельности. Многие формы воспитательной работы классного руководителя могут быть инструментованы как игровые: «трудовой десант», «пресс-бой», «прессконференция», «интеллектуальный аукцион», «музыкальный ринг», выставка репродукций с картин «Малая Третьяковская галерея», спортивные соревнования — «Малые Олимпийские игры», заочное путешествие по городам (странам, в XXI век и т.п.), ролевая игра - конференция «Ученые разных специальностей о проблеме...» (по усмотрению педагога и учащихся), выставка детского творчества «город мастеров», путешествие «В гостях у сказки» или «По любимым телепередачам». И многие-многие другие формы воспитательной работы.
ноглазого отказался».
К игровой инструментовке следует отнести и игровое поведение и позицию самого педагога. Вот как об этом пишет Ю.П. Азаров в книге»Искусство воспитывать» (М., 1979. С. 148—150): «Мой метод — я вызываю в себе состояние детства, то есть то состояние легкости, которое свойственно ребенку, сбрасываю с себя все взрослое, а главным образом, то взрослое, что присуще моей административной роли. Далее — подбор форм обращения к детям: выбор интонации, способов общения, манеры держаться, содержание игровой роли («волшебник», «пришелец с другой планеты», «философ», «один очень невоспитанный человек», «Комштементи-на» и тому подобное»),
Любая игра, любая игровая инструментовка какого-либо дела требует знания некоторых методических правил:
§ Организуя игру детей, необходимо иметь в виду два целевых плана: 1) собственно игровая деятельность (для детей); 2) решение определенных воспитательных задач (для педагога).
§ Обдумывание структуры игры, понимание цели должны иметь в виду логику развития игры, включение игровых предметов и людей, определенные правила игры, логическое ее завершение.
§ Использование конкретных приемов создания и развития игровой ситуации: демонстрирование взрослым подлинного интереса к игре; снятие напряженности «секретами», общими действиями («держимся за руки», «мы — зайчики»..,); определенный алгоритм игры (изменение интонации, употребление игровых слов и фраз, интригующих объявлений); соблюдение педагогического такта («Не читать нотаций!», «Не навреди!», «С пользой для дела и для детей!»...)-
§ Воспитатель, классный руководитель должны всегда иметь под рукой набор (пакет, картотеку) игр и на все случаи жизни.