значит следовать естественности"
Поэтому резкий ветер не может длиться всё утро.
а проливной дождь не может хлестать весь день, Кто делает всё это? Небо и Земля.
Если даже Небо и Земля
Не могут сделать что-то вечным,
так что же требовать от человека?!'07 Поэтому он действует через Дао.
Действующий через Дао тождественен с Дао. Обретший Благость тождественен с Благостью. Утрачивающий тождественен с утратой. Тождественный с Дао —
Радостно принимается Дао, Тождественный с Благостью —
Радостно принимается Благостью. Тождественный с утратой—
Радостно принимается утратой. Тот, в ком недостаточно искренности
Встретится с неискренностью.
Стоящему на цыпочках долго не простоять. Идущему большими шагами далеко не уйти. Демонстрирующий севя — не просветлён. Считающий сеея правым — не очевиден. Кичащийся собой не имеет заслуг. Заносчивому не стать властителем. Рассуждая с позиций Дао, про это говорят: Излишество в пище
И непристойность в поступках в сочетании с вещами несут вред. Поэтому, обладающий Дао,
Свободен от пребывания в этом.
Существует нечто, из Хаоса возникшее,
рождённое прежде Нева и Земли.
Беззвучно-пустотное, одиноко-неизменчивое.
Двигаясь по кругу, не устаёт
И способно быть матерью Неба и Земли.
Я не знаю его имени.
А иероглифом обозначу это Дао.
Через силу назову его ещё и «Великим.
Великое назову скоротечным.
Быстротечное назову отдалённым.
Отдалённое назову обращающимся вспять.
Поэтому Дао - велико.
Небо - велико.
Земля — велика.
Человек также велик.
Во Вселенной пребывают эти четыре великих
И человек — одно из них.
Человек следует Земле.
Земля следует Неву.
Лево следует Дао.
Дао же естественно.
Тяжёлое — это корень лёгкого.
Покой - это правитель движения.
Поэтому мудрец, странствуя повседневно.
не отходит от гружёной повозки'28.
Хотя он владеет роскошными дворцами.
в своём умиротворении он отстранён от них.
Может ли властитель десяти тысяч колесниц
пренебрегать Поднебесной ради себя?
То, что легко. — не имеет корней.
То, что пребывает в движении. — утрачивает правителя
Умеющий путешествовать не оставляет колеи'. Умеющий говорить не делает оговорок. Умеющий считать не пользуется счётными
Палочками. Умеющий закрывать двери не пользуется
Засовами.
а то. что он закрыл, невозможно открыть. Умеющий связывать не использует верёвок, а то. что он завязал, невозможно распутать. Поэтому мудрецу часто удаётся спасать людей, не оставляя ни одного из них. Это зовётся сокрытой мудростью. Поэтому добрый человек — учитель злых людей. Злой человек — материал для добрых людей. Если не ценить учителей, если не любить материала для них, то даже умудрённые впадут в величайшие
заблуждения. Это зовётся глубочайшей утончённостью.
Познав мужское, сохраняй и женское,
Становясь лощиной Поднебесной.
Будь лощиной Поднебесной. -
Тогда постоянная Благость не покинет тебя.
и вернёшься в состояние новорождённого.
Познав белое, сохраняй и чёрное.
Становясь образчиком Поднебесной.
Будь образчиком Поднебесной, —
тогда в постоянной Благости не будет недостатка'.
и вернёшься к Беспредельному.
Познав славу, сохраняй Безвестность.
Становясь долиной Поднебесной.
Будь долиной Поднебесной, — _______
Тогда постоянная Благость будет в избытке,
и вернёшься к изначальной простоте.
Когда изначальная простота рассеивается.
То возникают инструменты.
Мудрец использует их
И становится правителем чиновников.
Поэтому даже великие уложения не несут вреда.
Тому, кто хочет править Поднебесной
И при этом предается деяниям.
Я думаю, не достичь успеха.
Поднебесная - это священный сосуд,
С которым ничего нельзя сделать.
Действующий — потерпит неудачу.
Желающий обрести это — утратит.
Поэтому одни существа идут впереди, другие
Следуют за ними.
Одни выдыхают через нос, другие дуют ртом. Одни разрушают, другие уничтожаются. Вот почему мудрец сторонится избыточности, избегает чрезмерности и отбрасывает
Бахвальство.