Правовой психологией также называется и раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты пра-вопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правосоотнесенного поведения.
Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами — социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме центральное место занимает право, правовое регулирование — упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения поведения субъектов этих отношений государственно санкционированным нормам.
Право, правовое регулирование — основная форма социального регулирования. Социальное регулирование обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества, его поступательное развитие. Оно связано с принятой в данном обществе системой ценностей, определяется уровнем общественного сознания.
Уже в первоначальной форме человеческого общественного строя — в первобытной общине — сформировалась система дозволений и строгих запретов. Сначала социальные требования соотносились с конкретными ситуациями, но затем становились все более обобщенными.
Право возникло в связи с развитием производства, свободного товарообмена. Когда поведение отдельного человека начало высвобождаться от традиционных общинных устоев, право стало приобретать особую социальную значимость.
Усложнившаяся система социальных отношений уже не могла охватываться конкретными обычаями отдельных общин.
Глава 9. Правовая психология
Право возникло из необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и наряду с этим упорядочения и ограничения индивидуальной активности интересами социума. Возникла и развивалась социально-регулятивная культура человечества, которая и является основным признаком цивилизации.
Социальное расслоение общества было первопричиной возникновения права, правового регулирования, но отсюда не следует, что право выполняет узкоклассовую функцию. Право с самого возникновения регулирует наиболее сложную общесоциальную сферу взаимодействия людей. Вот как мотивировалась необходимость права уже в первом своде законов: «Для того чтобы дать сиять справедливости в стране, чтобы погубить беззаконных и злых, чтобы сильному не притеснять слабого» (сборник законов царя Хаммурапи, XVIII в. до н. э.). Та же исходная позиция права просматривается и в древнеиндийских законах Ману: «Если бы царь не налагал неустанно наказание на заслуживающих его, более сильные изжарили бы слабых, как рыбу на вертеле».
В Древнем Риме сущность права была сформулирована более лапидарно: «Право — искусство правды и справедливости».
Юридические нормы предлагают человеку модель должного поведения в сложных, противоречивых, конфликтных жизненных ситуациях. Все писаные законы прошлых времен — срезы особенностей человеческого поведения в прошлом, «археологические пласты» психологии. Право отражает существенные особенности общественного сознания, особенности поведения людей конкретной исторической эпохи.
Концептуальной основой правового регулирования является правопонимание.
Право — соционормативный институт социальной регуляции человеческого поведения на основе принятых в данном обществе базовых социальных ценностей. Посредством государственно санкционированных норм права обеспечиваются стандарты должного и необходимого поведения.
Современное право — средство реализации равенства и справедливости. Справедливость связана с представлениями людей о должных отношениях между ними, о соответствии между их деяниями и воздаянием им, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, между заслугами людей и их общественным признанием.
§ 2. Гуманистическая сущность современного права 273
Справедливо все нравственное. Несправедливы безнравственность, произвол, беззаконие. Поступки людей, результаты их поведения подлежат социальной оценке через категорию справедливости. Справедливое — социально должное. Этот общечеловеческий эталон социально должного и лежит в основе права, является его сущностью.
Сформулируем общие выводы данного параграфа.
1. Право— социокультурная ценностная система общества; оно реализует базовые социальные ценности данного общества посредством государственно санкционированной социально-нормативной системы, подлежащей социальному контролю.
2. Право обеспечивает социальную стабильность посредством установления обязательных стандартов социально должного поведения.
3. Правовая идеология общества определяет необходимость, целесообразность и возможность определенных поведенческих норм, отвечающих базовым потребностям данного общества и личности.
4. Нацеленность права на стабильную целесообразность человеческого поведения характеризует его неразрывную связь с психологией общественного поведения человека..
32. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Одной из форм общесоциальной регуляции поведения людей является правовая регуляция. Правовая регуляция - это система государственно санкционированных воздействий с целью упорядочения наиболее существенных, экономически обусловленных отношений в обществе. Правовые нормы вырабатываются и утверждаются специальными государственными органами, законодательным путем, их соблюдение обеспечивается государственной властью. Нормы права кодифицируются в словесных конструкциях и объективируются в нормативных актах. После утверждения законодательными органами эти нормы становятся законом, обязательным для всех членов общества, официальных органов и организаций. Система правовых норм - самая действенная система социальных норм, так как все члены общества обязаны их знать и соблюдать.
Овладение способами поведения, соответствующими нормами права является правовой социализацией личности.
Правовая социализация личности - это включение в ценностно-нормативную систему личности тех ценностей, которые охраняются правом. Эта ценностно-нормативная система составляет основу правосознания индивида.
Правосознание - система знаний, оценок и представлений о правопорядке данного общества, это субъективное моделирование объективно существующего правопорядка. Правосознание является ориентировочной основой правозначимых действий. Правосознание определяет поведение человека в сфере наиболее существенных социальных отношений.
Основой правосознания является не столько знание многочисленных правовых норм (это является прерогативой юристов), а осознание и принятие тех социальных ценностей, которые находят свое официальное закрепление в праве.
Правосознание подразделяется на общественное, групповое и индивидуальное. Групповое и индивидуальное правосознания обусловлены общественным правосознанием, но они имеют и ряд особенностей.
Индивидуальное правосознание отличается качественно различными уровнями своего развития.
На элементарном уровне индивидуальное правосознание проявляется
в согласовании конкретной право-значимой деятельности с эмпирически представляемыми нормами правомерного поведения. Более высокие уровни правосознания проявляются при осознании отдельных конкретных правовых ситуаций, правовых институтов и правового статуса человека в данном обществе.
Высший уровень правосознания характеризуется совокупностью взглядов на правовую систему, осознанием социальной значимости права, оценкой его классовой сущности, овладением правовой идеологией. Это концептуальный уровень правосознания.
В правосознании различаются три взаимосвязанные стороны: 1) познавательная; 2) оценочная и 3) регулятивная.
Познавательная сторона правосознания связана с адекватным отражением правовых ценностей в сознании индивида. Однако в обыденном правосознании знание права замещается бытовыми представлениями, индивидуальным опытом, традициями и обычаями, групповыми нормами, нормами культурного поведения.
Стереотипы поведения, которыми пользуются участники правоотношений меньше всего основываются на конкретных нормах права, отмечает Имре Сабо1.
В повседневном поведении людей более существенное значение приобретают оптимальные модели поведения, которые люди создают на основе общих представлений о должном поведении.
Оценочная сторона индивидуального правосознания проявляется в личностном отношении человека к правовым явлениям, в определении их смысла. Эта сторона правосознания мотивирует поведение, обеспечивает избирательность поведенческих актов.
Социализация личности связана с постоянным усовершенствованием оценочно-мотивационного механизма поведенческих актов. Отдельные ситуационные мотивы у формирующейся личности перерастают в устойчивые, доминирующие мотивы.
Мотив поведенческого акта, имеющего правовое значение, - осмысление человеком своего поведения с позиций социальных ценностей, отраженных в правовых нормах и своих личностных интересах. Мотив поведения - это соотношение поведения с социальными нормами, реальными условиями и личностными ценностями. При этом оценке подвергаются не только возможные непосредственные результаты действия, поведенческого акта, но и их отдаленные последствия.
Формирующаяся личность корректирует свое поведение на основе требований определенного социального окружения, встречает одобрение одних своих действий и порицание других, у нее формируется определенная ценностно-нормативная модель поведения. При этом происходит интериоризация, превращение во внутреннее достояние того, что первоначально было для индивида внешним.
Первоначально определяясь внешними воздействиями, ценностно-нормативная
модель жизнедеятельности человека постепенно приобретает самостоятельность, независимость от ситуативных воздействий и становится основным фактором регуляции его поведения. Его поведение становится внешним проявлением, экстериоризацией системы внутренних позиций. Эта система внутренних позиций у разных индивидов имеет разную степень устойчивости.
Правовая социализация личности - это не только формирование правовых представлений, но и формирование потребности соблюдения норм права, убеждения в их справедливости и необходимости.
Регулятивная функция правосознания связана с контролированием процесса конкретного правозначимого действия и оценкой его результатов.