Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Антисциентизм о роли науки в современном обществе №9




Антисциентизм – мировоззренческая позиция, пессимистически оценивающая возможности науки в развитии общества, обращающая внимание на негативные стороны научно-технической революции. Антисциентизм требует ограничения экспансии (распространения) науки в культурной жизни общества.

Идеи антисциентизма формируются уже в эпоху Просвещения.

Например, французский философ и писатель Жан Жак Руссо (1712 – 1778) негативно оценивал роль науки: «Сколько опасностей, сколько ложных путей угрожают нам в научных исследованиях!.. Если наши науки бессильны решать те задачи, которые они перед собой ставят, то они еще более опасны по тем результатам, к которым они приводят… Заниматься науками – пустая трата времени».

В ХХ веке тенденции антисциентизма набирают силу. Сциентизм постепенно уступает свое господствующее положение в общественном сознании нигилистическому отношению к науке.

Например, английский физик и социолог науки Десмонд Бернал (1901 – 1971) писал об активизации взглядов, склонных видеть в дальнейшем развитии науки и техники угрозу существованию цивилизации.

Английский логик, математик, представитель неопозитивизма Бертран Рассел (1872 – 1970), ставший в 1950 году лауреатом Нобелевской премии по литературе, основной порок цивилизации видел в гипертрофированном развитии науки, что привело к утрате подлинных гуманистических ценностей и идеалов.

Антисциентисты уверены, что вторжение науки во все сферы человеческой жизни делают ее бездуховной, лишенной человеческого лица и романтики. Развитие науки и техники приводит к формированию неподлинного мира, который сливается со сферой производства, приводит к желанию постоянно удовлетворять все возрастающие вещные потребности, часто в ущерб духовным потребностям. В конечном счете, увеличение влияния науки приведет к краху всей человеческой культуры.

В современный период развития цивилизации наука стала новым Богом, считают антисциентисты. Медицина, электронные системы связи, полеты в космос, манипуляции с генами – все эти чудеса науки дают нам ответы на многие вопросы.

Действительно, наука дала многое.

Однако, утверждают антисциентисты, наука:

1) Создала мир, не способный вызывать ни удивления, ни душевного волнения: солнечные лучи низведены до длин волн и частоты колебаний; бесконечно сложная вселенная изодрана в клочья, превратившись в систему математических уравнений. Наука заявила, что Земля со всеми обитателями – это всего лишь ничтожная песчинка, не играющая никакой роли в грандиозной системе, какое-то космическое недоразумение.

2) Даже те технические достижения, которые призваны объединять людей, выступают средством разобщения. Каждый с помощью электроники связан со всем миром и в то же время чувствует себя в полном одиночестве.

3) Людей преследуют насилие, предательство, расколы общества. Главной чертой просвещенного мышления стали цинизм и скептицизм.

4) Многие утверждают, что человечество спасет наука. На самом деле она нас уже уничтожила. Наука оказалась неспособной выполнить свои обещания. Повышение эффективности и упрощение производства не привели ни к чему, кроме засорения окружающей среды и всеобщего хаоса. Человечество являет собой сегодня отчаявшийся и разобщенный вид, быстро приближающийся к гибели.

5) Наука распространяет по миру оружие массового уничтожения, клонирует живые существа, поощряет людей к общению по телефону, Интернету. Люди начинают забывать, какое значение имеет личное общение.

Итак, сравним сциентизм и антисциентизм по основным характеристикам.

1. Сциентизм приветствует достижения науки, провозглашает знание как наивысшую культурную ценность. Антисциентизм критически относится к науке, подчеркивает ее негативное влияние на развитие общества.

2. Сциентизм стремится к тому, чтобы «онаучить» все сферы общества – только благодаря науке жизнь может стать успешной, управляемой и организованной. Антисциентизм настаивают на том, что понятия «научное знание» и «истинное знание» не совпадают, принципиально отличаются.

3. Сциентизм часто игнорирует реальные проблемы, связанные с негативными последствиями развития техники и науки. Антисциентизм часто драматизирует ситуацию, сгущает краски, привлекает внимание людей к катастрофическим сценариям развития человечества.

ВЫВОД.

Несмотря на свои различия, сциентизм и антисциентизм имеют общие черты. Имеется в виду, что образ науки, созданный в рамках этих мировоззренческих позиций, в принципе один и тот же. В обоих случаях искажаются социальные функции науки.

Сциентизм игнорирует или недооценивает другие формы духовной культуры и типы регуляции человеческой деятельности.

Антисциентизм преувеличивает а) отрицательные последствия функционирования науки, б) управленческое воздействие науки на общество.

Таким образом, главный вывод этих двух противоположных мировоззренческих ориентаций относительно социальной роли науки в принципе одинаков: наука рисуется как автономно действующая сила.

В настоящее время все большее число ученых не удовлетворено ни сциентизмом, ни антисциентизмом. Формируется новый образ науки, который получил название критический реализм. Эта позиция обращает, прежде всего, внимание на плюсы и минусы науки для жизни человека. Главное внимание уделяется здесь:

- социальной ответственности ученого за свои открытия;

- общечеловеческим ценностям внутри научного знания.

Наряду с классическим образом науки, ориентированным на математику и постклассическим, опирающимся на физику, появился новый образ науки, выдвигающий в качестве эталона экологию.

Экология в противовес утилитарному практицизму выдвигает идеалы гармоничного взаимодействия общества и природы, требует объединения всех областей научного знания для решения общечеловеческих проблем.

Наука понимается здесь не как средство насилия над природой, а как коллективная сила, способствующая ее сохранению. (См., например, концепцию устойчивого развития, вопрос № 34 )

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 732 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2279 - | 2077 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.