Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—осто€ние италь€нской экономики во второй половине XVI в




¬о врем€ италь€нских войн страна подвергалась грабежам сражавшихс€ на ее территории войск. “ем не менее это не привело к серьезному упадку экономики.  упцы и финансисты √енуи, ‘лоренции и некоторых других италь€нских государств даже в это врем€ играли видную роль на международном рынке.

¬о второй половине XVI в., когда на јпеннинском полуострове воцарилс€ мир, наступил новый подъем промышленности, торговли и банковского дела. ћеждународна€ ситуаци€ складывалась в это врем€ благопри€тно дл€ »талии: нидерландцы восстали против испанского владычества, во ‘ранции бушевали гражданские войны, јнгли€ была поглощена соперничеством с »спанией в сфере экономики и политики. “есна€ св€зь с »спанией имела в это врем€ дл€ »талии не только отрицательные последстви€: отдельным италь€нским государствам удалось извлечь из нее и выгоду. √енуэзцы и флорентийцы прочно обосновались в южноиспанских городах; они вывозили из »спании тонкорунную шерсть, кожи, металлы; генуэзцы не только давали »спании займы, но и активно участвовали в торговле с јмерикой. ¬ »спанию и ее колонии стали вывозитьс€ италь€нские товары.

ќживилась и торговл€ венецианцев (пострадавших от великих географических открытий) по —редиземному морю с Ћевантом. ѕозднее венецианцы начали торговать и со странами —реднего ¬остока. Ќесмотр€ на монополию ѕортугалии в торговле в ¬остоком, венецианцам удавалось тайком, иногда с помощью подкупа португальских чиновников вывозить в ≈вропу перец и другие пр€ности, спрос на которые резко возрос.

¬ некоторых городах —еверной и ÷ентральной »талии сохранились даже раннекапиталистические формы производства (в первую очередь во ‘лоренции). ќднако рост промышленности в передовых странах ≈вропы заставил италь€нских предпринимателей приспособитьс€ к новой ситуации. ¬о ‘лоренции, кроме возросшего производства тонких сукон, начали выделывать легкие, более дешевые шерст€ные ткани. ѕодъем суконной промышленности наблюдалс€ также в ¬енеции, ћилане и некоторых других городах. Ќа втором месте сто€ло производство разнообразных шелковых тканей, парчи, бархата, которые охотно покупали в »спании, ‘ранции, јнглии, на ¬остоке. Ётими ткан€ми (в частности, золотой парчой) особенно славилась ‘лоренци€, но широкий сбыт находили и ткани √енуи, Ћукки, ћилана. ¬енецианские предметы роскоши (стекл€нные издели€, зеркала, кружева) пользовались большим спросом во всей ≈вропе. ¬енеци€ превратилась в крупный центр книгопечатани€ Ч в ней имелось 113 типографий. ”спешно развивалось судостроение ¬енеции и √енуи.

Ќесмотр€ на подъем хоз€йства, во второй половине XVI в.

предприниматели, купцы, банкиры ‘лоренции и других городов, не находившихс€ в зависимости от »спании, все чаще изымали часть своих средств из торговли и промышленности и вкладывали их в недвижимость. Ќачавша€с€ в XV в. скупка земель прин€ла в это врем€ большие масштабы. ќбладание земельной собственностью гарантировало купцам и предпринимател€м не только высокие доходы, но и право на получение двор€нских титулов.

ƒругим выгодным зан€тием были различные финансово-ростовщические операции: предоставление денежных ссуд, откуп государственных налогов и пр.

Ќекоторые сдвиги произошли в сфере сельского хоз€йства в —еверной и —редней »талии: расшир€лись насаждени€ тутовых деревьев, вводились новые культуры Ч рис и кукуруза. Ќо в целом в деревн€х этих областей уже в XVI в. началась феодальна€ реакци€. ѕовышение спроса на землю и то обсто€тельство, что у италь€нских кресть€н отсутствовало право наследственного держани€ надела, давали крупным землевладельцам возможность дробить землю на мелкие участки, которые сдавались в аренду кресть€нам на обременительных услови€х. »спольщина (медзад-ри€), получивша€ уже в предшествовавший период широкое распространение в “оскане, стала теперь в ÷ентральной и —еверной »талии основным видом аренды.

Ќа испольщика возлагались, согласно услови€м арендного договора, все хоз€йственные издержки. ќн был об€зан также вносить улучшени€ в хоз€йство: насаждать виноградники, фруктовые и тутовые деревь€, се€ть рис и пр. —обственник земли имел право надзирать за ведением хоз€йства арендатором и даже вмешиватьс€ в его хоз€йственные распор€жени€. »спольщики получали у владельца земли ссуду семенами, скотом, сельскохоз€йственными оруди€ми или же деньгами. Ќо отдава€ значительную часть урожа€ (как правило, половину) землевладельцу и плат€ обременительные государственные налоги, испольщики часто не имели возможности возвратить полученную ссуду и выполнить предусмотренные договором об€зательства. ѕокинуть землю до полного расчета с владельцем испольщики не могли: за бегство им грозило тюремное заключение. ¬ то же врем€ собственник земли пользовалс€ правом в любой момент расторгнуть договор и изгнать испольщика с арендуемого участка.

  уплате значительной доли урожа€ уже ранее прибавились приношени€ различными продуктами, а в XVI в. Ч даже барщина:

ремонт дорог, посадка деревьев и виноградных лоз на земле господина, за пределами арендуемого участка. ¬ некоторых област€х »талии, прежде всего в “оскане, подчас испольщики не имели права вступать в брак без согласи€ господина. ѕодобные формы аренды, переходные от феодальной к капиталистической (но в большей степени феодальной), стабилизировались и сохран€лись и в дальнейшем, на прот€жении столетий.

¬ ёжной »талии и —ицилии по-прежнему господствовали ти-

пично феодальные отношени€.  ресть€не несли барщину и платили всевозможные обременительные поборы, в число которых входили поборы за домашнюю птицу, за выпас скота, платежи, св€занные с баналитетными правами феодалов. «ачастую размер побора определ€лс€ сеньором по своему усмотрению. —удебна€ власть над кресть€нами находилась в руках всемогущих сеньоров. ќднако прикрепление значительной части кресть€н к земле фактически исчезло.

¬ысокое и ѕозднее ¬озрождение. ƒвум€ последними стади€ми в развитии культуры ¬озрождени€ €вл€лись ¬ысокое ¬озрождение Ч врем€ наивысшего расцвета живописи, скульптуры, зодчества (конец XV- первые 30 лет XVI в.) Ч и завершивший –енессанс период ѕозднего ¬озрождени€ (ƒо конца XVI в.).

— конца XV Ч начала XVI в. наступил этап, когда назрела необходимость синтеза всех достижений –аннего ¬озрождени€, когда гуманистические принципы, составл€вшие идейную основу ренессансного искусства, получили в нем наиболее полное воплощение. »менно в культуре ¬ысокого ¬озрождени€ особенно €рко выразилось представление о величии человека, его высоком достоинстве и предназначении.

¬озрождение достигло своего апоге€ в т€желое дл€ страны врем€ Ч первые дес€тилети€ италь€нских войн. ¬торжение чужеземных завоевателей способствовало формированию национального самосознани€ в среде широких слоев населени€. –асширение кругозора людей эпохи великих географических открытий также характерна€ черта времени, которое породило, по выражению Ёнгельса, Ђ...титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и ученостиї'.

Ќаиболее универсальным из этих титанов был Ћеонардо да ¬инчи (1452Ч1519) -художник, скульптор, архитектор, теоретик искусства, математик, физик, анатом, физиолог, геолог, астроном. ќн €вл€лс€ автором первых проектов летательных аппаратов, гидротехнических сооружений, разнообразных станков; почти все области науки Ћеонардо обогатил гениальными догадками. Ќаука, по его убеждению, должна основыватьс€ на опыте, который представл€ет собой единственный источник знани€. ¬месте с тем наука и искусство дл€ Ћеонардо неразделимы: в своих зан€ти€х наукой он был художником, а в искусстве Ч ученым; то и другое было дл€ него средствами познани€ мира.

Ћеонардо родилс€ в местечке ¬инчи, около ‘лоренции, и как художник сформировалс€ во ‘лоренции. »з его произведений самым значительным была Ђ“айна€ вечер€ї Ч огромна€ фреска на стене трапезной миланского монастыр€ —анта-ћари€ делле √ра-цие. Ћеонардо избрал в евангельской легенде о ’ристе драматический момент, наступивший после слов ’риста: Ђодин из вас пре-

Ёнгельс ‘. ƒиалектика природы. —татьи и главы. Ч ћаркс  ., Ёнгельс ‘.

—оч., т. 20, с. 346

даст мен€ї. ќн изобразил бурную реакцию апостолов, внезапно узнавших о скорой гибели ’риста и о том, что среди них находитс€ предатель. Ёто позволило художнику показать в рамках традиционного религиозного сюжета крайнюю напр€женность человеческих чувств, дать глубокие психологические зарисовки людей разного душевного настро€ и темперамента. ¬ портрете молодой флорентийки ћоны Ћизы (портрет получил название Ђƒжокондаї, по имени ее мужа ƒжокондо) Ћеонардо достиг вершины портретного мастерства. ≈два уловима€ улыбка ћоны Ћизы, ее взгл€д, как бы обращенный к зрителю, весь одухотворенный облик отражают интенсивный внутренний мир, сочетание в ней ума и интеллекта, присущее ћоне Ћизе чувство духовной гармонии.

Ќа 30 лет моложе Ћеонардо да ¬инчи был лишь на одни год переживший его –афаэль —анти (1483Ч1520). ≈го искусство было €сным и гармоничным. ¬ женских образах (изображени€х мадонн и реже портретах) сочеталась физическа€ и духовна€ красота. Ћучшее из его произведений, представл€ющее собой итог многолетних творческих исканий, Ч Ђ—икстинска€ мадоннаї, написанна€ дл€ церкви св. —икста в ѕь€ченце. ћадонна с сыном на руках, легко ступа€ по облакам, несет его люд€м. ¬ ее лице Ч предвидение неизбежной гибели сына и в то же врем€ готовность отдать его на жертву во им€ блага человечества. ¬згл€д младенца не по-детски серьезен. —икстинска€ мадонна Ч олицетворение тревоги и скорби. ≈е образ обладает большой нравственной силой.

–афаэль был мастером и монументальной живописи. ѕо поручению папы он вместе с учениками покрыл росписью три станцы (комнаты) и зал ¬атиканского дворца. —ложна€ многофигурна€ роспись стен по своему содержанию носит гуманистический характер. Ќаиболее отчетливо жизнеутверждающие ренессан-сные мотивы звучат в самой значительной из фресок Ч Ђјфинской школеї. Ќа фреске в анфиладе больших арочных пролетов, создающих ощущение простора, группами и поодиночке разместились античные философы и ученые. ÷ентральными персонажами €вл€ютс€ ѕлатон и јристотель. —огласие разных философских школ, единство мира и человека, обладающего неограниченными возможност€ми познани€, Ч таково содержание фрески.

 рупнейшим €влением в художественной культуре ¬озрождени€ было творчество ћикеланджело (1475Ч1564), наиболее полно выразившего в скульптуре, живописи и архитектуре самый дух этой культуры. ќн был одновременно творцом и гражданином, глубоко переживавшим все бурные перипетии времени, в которое ему довелось жить, борцом, активно вторгавшимс€ с помощью своего искусства в действительность. “ворчество ћикеланджело охватывает все ¬ысокое и часть ѕозднего ¬озрождени€.

ћикеланджело был прежде всего скульптором. –анн€€ монументальна€ скульптура Ч стату€ ƒавида Ч высотой более 5 метров изображает библейского геро€ Ч пастуха (а в будущем цар€) ƒавида перед схваткой с великаном √олиафом. ƒавид предстаЧ508

ет перед нами мужественным и уверенным в победе, его лицо Ч грозным. Ёта стату€ олицетвор€ла гуманистический идеал человека героического, полного мощи и величи€; в то же врем€ она €вл€лась символом свободы; не случайно скульптура сразу же после завершени€ работы, в 1504 г. была установлена на центральной площади ‘лоренции (в это врем€ восставша€ ‘лоренци€ была исполнена решимости отсто€ть от врагов восстановленную республику).

26 мес€цев ћикеланджело по поручению папы в неверо€тно трудных услови€х занималс€ росписью потолка —икстинской капеллы ¬атиканского дворца. Ѕиблейские сцены (сотворени€ мира, јдама и ≈вы, их грехопадение и пр.) на центральной части потолка весьма динамичны, насыщены бурным порывом и внутренним напр€жением. ѕоистине титаническими €вл€ютс€ пророки и сивиллы (предсказательницы) на боковых полосах потолка.

ѕостепенно в творчестве ћикеланджело усиливаетс€ трагическое звучание. —татуи Ђпленниковї (или Ђрабовї) олицетвор€ют мучительное и безнадежное стремление к свободе. ‘игуры Ђ”траї и Ђ¬ечераї, Ђƒн€ї и ЂЌочиї, украшающие гробницы в капелле ћедичи, безвольны, в них нет и следа целеустремленности ранних героев скульптора. ќсобенно остро чувствуетс€ исчерпанность душевных и физических сил в ЂЌочиї. ќ причинах нарастани€ трагизма в образах ћикеланджело он са.м рассказывает в стихах,. написанных от имени Ќочи:

ќтрадно спать, отрадней камнем быть. ќ, в этот век, преступный и постыдный, Ќе жить, не чувствовать Ч удел завидный... ѕрошу, молчи, не смей мен€ будить!

Ѕессилие »талии, объекта борьбы между сильными соседними государствами, крушение свободолюбивых ча€ний, а позднее Ч нарастание католической реакции, все более острое чувство полного духовного одиночества, осознание невозможности Ђпревзойти природуї Ч границы человеческих возможностей Ч все это нашло свое отражение в произведени€х последних дес€тилетий его жизни. Ќаиболее значительна€ из фресок Ч Ђ—трашный судї (на алтарной стене —икстинской капеллы) изображает массу тел, как бы взметенных вихрем, приведенным в движение волей неумолимого разгневанного судьи Ч ’риста.

¬ культуре ¬озрождени€ особое место зан€ла венецианска€ живопись, в которой важным художественным средством изображени€ стал цвет. ¬ сохранившей свою свободу ¬енеции ¬озрождение кончилось позднее, чем в остальной »талии, в конце XVI в. —амым крупным мастером ¬ысокого и ѕозднего ¬озрождени€ венецианской школы был “ициан (по-видимому, 1487Ч1576), в творчестве которого отразилась эволюци€ венецианской живописи XVI в. “ициану были чужды трагические противоречи€ ћикеланджело. ¬ Ђƒанаеї, Ђ¬енере перед зеркаломї и других картинах воспеваетс€ красота окружающего мира, 509

обнаженного тела. ѕортреты работы “ициана отмечены чертами €сности и спокойстви€, душевного и физического здоровь€. Ѕолее поздние портреты отличаютс€ глубоким психологизмом. ¬ его картинах на религиозные темы, созданных в последние дес€тилети€ жизни (ЂЌесение крестаї, Ђ—в€той —ебасть€нї и др.), ’ристос и св€тые изображены страдающими, но стойкими, мужественно перенос€щими мучени€ и не тер€ющими своего достоинства. “ициан не отрекс€ от ренессансного представлени€ о человеке героического склада.

¬ истории литературы конца XVЧXVI в. особенно выдел€етс€ замечательный поэт Ћодовико јриосто (1474Ч1533). ¬ его поэме ЂЌеистовый –оландї удивительно €рко передан самый дух эпохи ¬озрождени€. ¬ поэме причудливо переплетаютс€ различные сюжетные линии. √лавной из них €вл€етс€ истори€ любви –оланда (геро€ средневекового эпоса) к прекрасной принцессе јнджелике, котора€ спасаетс€ от него бегством, преследование јнджелики, безумие влюбленного, его чудесное исцеление и пр. ¬ этой фантастической сказке фигурируют волшебники, феи, людоеды, чудовища, крылатые кони, мужественные герои, которые претерпевают необыкновенные приключени€. ¬ поэме отчетливо выражено ренессансное сознание. ћировоспри€тие јриосто в целом светлое, радостное, он еще не ощущает драматической коллизии между гуманистическим идеалом и действительностью. Ћишь изредка в рассказе прорываютс€ трагические ноты, например, когда автор говорит об »талии, страдающей от войн и нищеты.

 атолическа€ реакци€. –елигиозный фанатизм и нетерпимость, насаждавшиес€ »спанией совместно с папством, сковывали духовную жизнь »талии. ‘илипп II »спанский пыталс€ ввести в подчиненных ему област€х »талии испанскую инквизицию, всецело зависевшую от корол€, полага€, что ее де€тельность Ђпоможет более успешно, нежели что-либо другое, держать в узде подданныхї. ќднако упорное сопротивление народных масс помешало ему установить инквизицию в Ћомбардии и Ќеаполитанском королевстве, она была учреждена только в —ицилии.

»тали€ стала первой жертвой начавшейс€ в 40-х гг. XVI в. общеевропейской католической реакции. ¬ 1542 г. в стране была реорганизована инквизици€, а в –име создан верховный инквизиционный трибунал с беспощадным кардиналом  араффой (будущим папой ѕавлом IV) во главе. »нквизиционные суды создавались в разных центрах »талии. “ем сторонникам –еформации, кто не успел спастись бегством в другие страны, грозили суровые кары, вплоть до сожжени€ на костре.

¬ 1559 г. ѕавлом IV был издан первый Ђиндекс запрещенных книгї; в дальнейшем этот индекс периодически переиздавалс€ и пополн€лс€ крупнейшими произведени€ми человеческой мысли, Ђеретическимиї с точки зрени€ церкви (в него входили

книги Ѕоккаччо, ћакь€велли и др.). «а чтение этих книг грозили наказани€, сами книги сжигались. ÷ензура была передана в руки инквизиторов. ќгромное вли€ние на духовную и политическую жизнь страны приобрел орден иезуитов, считавший инквизицию главным орудием уничтожени€ Ђвидимой и невидимой заразыї. — той же целью были образованы другие монашеские ордена Ч капуцинов, театинцев. ¬ результате реформационные и еретические движени€ были искоренены. ÷ерковь вступила в борьбу также с прогрессивными де€тел€ми эпохи ¬озрождени€. ћногие передовые мыслители и крупнейшие ученые погибли на костре. ¬ 1600 г. в –име был сожжен ƒжордано Ѕруно, по приговору инквизиционного трибунала √алилео √алилей был объ€влен Ђузником инквизицииї.

 ампанелла. ќдним из крупнейших представителей раннего утопического коммунизма €вл€етс€ италь€нец “оммазо  ампанелла (1568Ч1639). –уководство неудавшимс€ заговором с целью освобождени€ ёжной »талии от испанского владычества и обвинение в ереси обрекли его на страшные пытки и 27-летнее заключение в тюрьмах инквизиции. ¬ тюрьме им было написано обессмертившее его им€ произведение Ђ√ород —олнцаї (1602 г., первое издание- 1623 г.). ¬ книге, написанной в форме диалога, возвратившийс€ на родину генуэзский мор€к рассказывает об идеальном государстве, которое он посетил Ч √ороде —олнца. ¬ этом государстве отсутствует частна€ собственность. ¬се его граждане Ч сол€рии, как мужчины, так и женщины, труд€тс€ на благо всего общества, причем при распределении работ принимаютс€ во внимание индивидуальные склонности каждого человека. —амыми достойными считаютс€ те, Ђкто изучил больше ремесел и искусств и кто умеет примен€ть их с большим знанием делаї. ѕосле четырехчасового физического труда граждане провод€т врем€ Ђв при€тных зан€ти€х науками... развитии умственных и телесных способностейї. ќбщественный характер носит не только производство, но и потребление: сол€рии получают от общины все необходимое, Ђвс€кий получает то, что ему нужної. ƒети также воспитываютс€ обществом. ƒл€ примитивного общества  ампанеллы характерны детальна€ регламентаци€ быта и отсутствие семьи. √лавным правителем избираетс€ самый мудрый и ученый человек, который €вл€етс€ одновременно и первосв€щенником.

Ќесмотр€ на исторически обусловленную ограниченность взгл€дов  ампанеллы, в его утопии немало гениальных догадок. Ђ√ород —олнцаї нар€ду с Ђ”топиейї “омаса ћора стоит у истоков передовой общественно-политической мысли нового времени.

Ёкономический упадок »талии. — конца XVI Ч начала XVII в. в »талии началс€ упадок экономики. ≈го главными причинами €вл€лись изменени€, которые произошли на международном рынке.

–анее товары, вырабатывавшиес€ италь€нской промышлен-

ностью, сбывались на внешнем рынке; теперь он был утрачен:

английские, французские, голландские товары начали вытесн€ть италь€нские с рынка не только этих государств, но и других стран ≈вропы, а также Ѕлижнего ¬остока. »з »спании перестала поступать шерсть.

¬ Ќеаполитанском королевстве и —ицилии промышленна€ де€тельность почти полностью прекратилась, на севере она сохранилась в небольших размерах. ¬ ћилане число суконных мастерских сократилось с 1600 до 1640 г. в четыре раза, а количество вырабатываемых кусков сукна Ч в п€т раз; изготовление оружи€ почти прекратилось. ¬о ‘лоренции в 70-х гг. XVI в. изготовл€лось 30 тыс. кусков сукна, а в середине XVII в. Ч 5 тыс. ≈динственной отраслью италь€нской промышленности, котора€ благодар€ наличию местного сырь€ и иной, более прогрессивной организации производства смогла в известной мере уцелеть в первой половине XVII в., было изготовление шелковых тканей. ¬ целом же »тали€ превратилась в страну, вывоз€щую сырье:

оливковое масло, зерно, вино, шерсть Ч и ввоз€щую сукна и другие промышленные товары из јнглии, √олландии и ‘ранции.

—толь же значительным был упадок торговли и банковского дела. ƒл€ средиземноморской торговли венецианцев неблагопри€тным оказалось то обсто€тельство, что купцы многих европейских стран начали сами вывозить товары своих государств на Ѕлижний ¬осток; в наиболее выгодных услови€х оказались в Ћеванте французские купцы. ѕо€вление с конца XVI в. на —реднем ¬остоке голландцев положило конец торговле ¬енеции в этом регионе. √ибельным ударом дл€ банковского дела √енуи и ‘лоренции €вились банкротства испанского правительства в конце XVI Ч начале XVII в.; банк св. √еорги€ в √енуе окончил свое существование. ќдвор€нивша€с€ верхушка буржуазии »талии утратила интерес к промышленности и другим видам хоз€йственной де€тельности.

Ќа состо€нии италь€нской экономики т€жело отразились господство над значительной частью јпеннинского полуострова »спании (вступившей в конце XVI в. в полосу экономического и политического упадка) и усиливша€с€ католическа€ реакци€.

»таль€нские государства перестали играть какую-либо роль в международных отношени€х ≈вропы. ¬ первой половине XVII в., во врем€ “ридцатилетней войны, »тали€ была ареной военных действий между французскими войсками и войсками испанских и австрийских √абсбургов.

¬осстание ћазаньелло. Ќищета народных масс и испанский гнет были причиной частых волнений кресть€нства и городского плебейства ёжной »талии и —ицилии.  рупное восстание вспыхнуло в 1647 г. в —ицилии. ¬ице-король спасс€ бегством из ѕалермо, в городе была создана демократическа€ республика. ѕовстанцы требовали отмены всех налогов и изгнани€ 512

Ђдурных правителейї. ¬скоре восстание охватило большую част! острова. ¬о многих местах кресть€не расправились с феодалами. Ћишь объединение большого войска баронов с испанским войском и ополчением напуганных цехов дало возможность разбить восставших. ќднако волнени€ в —ицилии, направленные в равной мере против испанского гнета и против местных феодалов, были окончательно подавлены лишь в 1648 г.

¬ июле 1647 г. народное восстание разразилось в Ќеаполе. Ќепосредственным толчком к нему послужило введение испанским вице-королем налога на фрукты Ч один из основных предметов питани€ бедн€ков. Ќеаполитанцы под руководством рыбака “оммазо јньелло, известного под сокращенным именем ћазаньелло, завладели оружием, сожгли налоговые документы и освободили из тюрем заключенных. Ќачались нападени€ на дома знатных лиц Ч приверженцев испанского режима, была осаждена крепость, в которой укрылись вице-король и крупные феодалы. ¬ город на помощь восставшим стали собиратьс€ отр€ды кресть€н. ¬ооружившиес€ горожане располагали также конницей и артиллерией. ћазаньелло, пользовавшийс€ огромным вли€нием, был провозглашен Ђгенеральным капитаном народа Ќеапол€ї.

¬осстание охватило значительную часть ёга. ¬ —алерно, “а-ранто и многих других городах плебейские массы выступили против богачей с оружием в руках.

16 июл€ 1648 г. вице-король спровоцировал убийство ћазаньелло. ќднако волнени€ прин€ли еще более широкий размах. —тара€сь выиграть врем€, вице-король согласилс€ на требовани€ восставших: изгнание р€да испанских должностных лиц и сборщиков налогов, ликвидацию некоторых налогов, всеобщую амнистию. ¬ то же врем€ он обратилс€ за помощью к баронам королевства, которые начали собирать отр€ды вассалов и наемников, чтобы помочь испанцам.   городу подошел испанский флот. ¬осставшие объ€вили войну »спании и ее приверженцам и обратились ко всем жител€м королевства с призывом вз€тьс€ за оружие. Ѕыл опубликован список наиболее могущественных феодалов, заочно приговоренных к смертной казни. ‘еодальные повинности и двор€нские привилегии аннулировались. ¬ождем восстани€ стал в это врем€ оружейник ƒженнаро јннезе. 22 окт€бр€ в Ќеаполе была провозглашена республика. ќднако антифеодальный характер восстани€ напугал зажиточных торговцев и ремесленников Ќеапол€. –анее они поддерживали антиналоговые выступлени€ народа; теперь рассматривали восстановление испанского господства как гарантию мира и спокойстви€. „асть восставших обратилась за помощью к ‘ранции, но французское правительство не оказало им реальной поддержки.  ресть€нские выступлени€ отличались неорганизованностью, города не делали попыток объединитьс€. јннезе начал вести секретные переговоры с испанцами. —оединенные силы испанских солдат и местных феодалов в апреле 1648 г. захватили Ќеаполь. ¬скоре было подавлено восстание и в других районах ёжной »талии.  рупнейшее в »талии освободительное и антифеодальное восстание потерпело поражение, но испанскому правительству пришлось отменить в Ќеаполитанском королевстве налоги на фрукты и овощи и уменьшить р€д других поборов.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 326 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2434 - | 2014 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.023 с.