Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬изанти€ в XIIЧxv ¬¬. ќсманские завоевани€ на Ѕалканах




 

–азвитие феодальных отношений в ¬изантии. ¬ начале XII в. основна€ масса кресть€н в ¬изантии находилась уже в поземельной и личной зависимости. ќднако оставалс€ еще значительный слой свободных кресть€н, плативших государственные налоги. √осударственными повинност€ми облагались также зависимые кресть€не.

—вободные кресть€не разор€лись под т€жестью государственных повинностей и селились на земл€х феодалов. “ем самым они из государственных подданных превращались в зависимых Ч париков, находившихс€ под судебной властью земельных собственников. »мператорска€ власть санкционировала это частное господство, раздава€ церковным и светским феодалам экс-куссию (иммунитетные привилегии). “ак крупные феодалы превращались во всевластных вотчинников, располагавших аппаратом судебно-административной власти и вооруженными дружинами. „тобы заручитьс€ поддержкой феодалов, императоры жаловали им земли с населением на услови€х выполнени€ военной и административной службы. “акие пожаловани€ назывались прени€ми. —перва они давались пожизненно, а затем стали наследственными, что привело к усилению независимости феодалов от императора.

¬ XII в. происходил дальнейший рост византийских городов, особенно провинциальных. ѕо€вились многочисленные €рмарки. ¬ стране все шире распростран€лись товарно-денежные отношени€. Ќо византийские города не добились, подобно западноевропейским, самоуправлени€. »ми управл€ли стра-тиги, в распор€жении которых находились гарнизоны войск из наемников. √орожане подвергались жестокой фиксальной эксплуатации. ¬ городах все более укрепл€лись феодалы, которые владели там торговыми заведени€ми и сбывали производимые в их вотчинах продукты, что т€жело отражалось на развитии городской экономики и благососто€нии купцов и ремесленников. — ослаблением императорской власти феодалы стали полновластными господами в городах. ¬изантийское купечество не в силах было противосто€ть конкуренции венецианцев и генуэзцев, которые захватывали ключевые позиции не только во внешней, но и во внутренней торговле страны. »здели€ византийского ремесла вытесн€лись более дешевыми товарами из италь€нских городов. ¬последствии это привело к глубокому упадку византийских городов.

¬изанти€ в XII в. ¬ XII в. ¬изанти€ укрепила свое положение в ћалой јзии. ¬нешн€€ опасность на врем€ сплотила феодалов вокруг императорской власти. Ёто позволило основателю династии  омнинов јлексею I (1081Ч1118) изгнать вторгшихс€ на Ѕалканы южноиталь€нских норманнов и разгромить печенегов. »спользу€ успехи крестоносцев во врем€ первого крестового похода, ¬изанти€ повела наступление против турок и отвоевала юг ћалой јзии. »мператор ћануил I (1143Ч1180) восстановил ленную зависимость крестоносного јнтиохийского кн€жества, вернул под византийское господство ƒалмацию и на врем€ поставил в зависимость от империи ¬енгрию. Ќо в 1176 г. ¬изанти€ снова потерпела поражение от турок и вынуждена была перейти к обороне.

„ерез три года после смерти ћануила I в  онстантинополе вспыхнуло народное восстание, направленное против придворной клики и засиль€ италь€нцев. ¬оспользовавшись народным движением, власть захватил јндроник I  омнин (1183Ч1185) Ч двоюродный брат ћануила, вернувшийс€ в  онстантинополь после длительной ссылки. „тобы создать себе попул€рность в массах, он пыталс€ провести некоторые реформы Ч упор€дочить сбор налогов, ликвидировать произвол чиновников и обуздать непокорную знать. јндроник покровительствовал византийским купцам и принимал меры дл€ развити€ торговли и ремесла с целью увеличить доходы от налогообложени€. ѕодавл€€ сопротивление знати, он не останавливалс€ перед массовыми репресси€ми и казн€ми своих противников. —толичные и малоазийские аристократы организовали против јндроника заговор и призвали на помощь южноиталь€нских норманнов Ч злейших врагов ¬изантии, которые захватили город ƒрач (ƒиррахий), а затем разграбили

‘ессалонику. ¬  онстантинополе подн€лось восстание. јндроник был растерзан толпой, а затем повешен. Ќа престол вступил ставленник аристократии »саак II јнгел.

¬ столице и стране господствовал произвол. „иновники расхищали государственные средства. ѕри дворе не прекращались пиры. Ќепомерно возросли и до того высокие налоги. ќслабевша€ импери€ распадалась на части. ќт византийского ига освободились —еверна€ Ѕолгари€ и —ерби€, отделились “рапезунд и  ипр. ¬енгри€ захватила ƒалмацию. ¬спыхивали восстани€ крупных феодалов. ¬  онстантинополе произошел новый дворцовый переворот: »саак II был свергнут своим братом јлексеем (1195 г.). Ётим воспользовались противники ¬изантии, направив против нее крестоносцев.

Ћатинска€ импери€ и византийские государства. ¬ 1204 г.  онстантинополь был захвачен крестоносными полчищами. ¬изантийска€ импери€ пала, и на ее развалинах образовались Ћатинска€ импери€ и несколько византийских государств. ¬ ћалой јзии образовалась Ќикейска€ импери€. Ќа јдриатическом побережье от ƒиррахи€ до  оринфского залива сложилось Ёпирское царство. Ќа южном побережье „ерного мор€ возникла “рапезундска€ импери€, находивша€с€ первое врем€ под покровительством √рузии. Ќаиболее сильным из этих трех государств была Ќикейска€ импери€, которой приходилось вести посто€нные войны с турками и латин€нами. –азгром болгарами войск Ћатинской империи в 1205 г. значительно укрепил положение Ќикеи. Ќикейские императоры, помимо доходов от налогов с кресть€н и городского населени€, а также от торговых пошлин, получали большие поступлени€ от поместий императорского домена, что позволило им укрепить свою власть и создать боеспособное войско. ¬ступа€ в различные коалиции против латин€н, они вытеснили их из ћалой јзии и готовились к освобождению  онстантинопол€.   этой же цели стремилась Ѕолгари€, разгромивша€ в 1230 г. войска Ёпирского царства и установивша€ свою гегемонию на Ѕалканах. ќднако в Ѕолгарии начались феодальные смуты; страна была разорена в результате татарского нашестви€. Ёто позволило Ќикее активизировать завоевательную политику на Ѕалканах. ¬ 1246 г. никейцы овладели ‘ессалоникой, а в 1261 г. в результате внезапного нападени€ никейских войск был освобожден  онстатинополь. ¬ борьбе с венецианцами и латин€нами Ќикейска€ импери€ использовала помощь генуэзского флота, купленную ценой больших торговых уступок.

Ќо восстановленна€ ¬изантийска€ импери€ была только тенью некогда великой державы. ¬ ее состав вошли, кроме малоазийских никейских владений, ћакедони€ и значительна€ часть ‘ракии. Ќа территории √реции продолжали еще оставатьс€ отдельные латинские кн€жества Ч јфинское герцогство и др. —охранили независимость Ёпирское царство и “рапезундска€ импери€. ∆алкий

вид представл€л  онстантинополь Ч полуразрушенный, с обгоревшими домами и заросшими бурь€ном площад€ми. ¬ городах, прежде всего в самой столице империи, господствовали генуэзцы и венецианцы.

ѕоздн€€ ¬изанти€. Ќародные движени€. ¬ экономике ¬изантии наблюдалс€ тем не менее известный прогресс, вызванный ростом товарно-денежных отношений.  рупные вотчины производили на рынок хлеб и другие продукты. —овершенствовалась система искусственного орошени€. «ависимые кресть€не Ч парики Ч подвергались жестокой эксплуатации. Ќа них распростран€лись право Ђмертвой рукиї и разные баналитеты. ¬отчинники облагали париков оброками, а дл€ обработки барской земли использовали преимущественно труд кресть€н-поденщиков. ¬озросло значение посредников, которые арендовали у феодалов большие участки земли, проводили на них мелиоративные работы с помощью наемного труда, а затем раздавали землю в субаренду мелким держател€м за большую плату. ¬ XIVЧXV вв. оживились византийские города. Ќо они все более приобретали характер транзитных пунктов иностранной торговли, преимущественно находившейс€ в руках италь€нских купцов. »з ¬изантии вывозили хлеб, м€со, кожи, шерсть, мед, рыбу, а ввозили предметы роскоши, оружие, сукна, дорогую посуду. ‘еодалы, господствовавшие в городах, выгодно сбывали италь€нским купцам продукты своих вотчин и покупали у них нужные им товары. –€дом с  онстантинополем вырос генуэзский город √алата, вовсе не подчин€вшийс€ юрисдикции византийских императоров. √енуэзцы хоз€йничали и в самом  онстантинополе, получа€ от его торговли в 7 раз больше пошлин, чем византийска€ казна. —реди населени€ росла ненависть против обиравших его италь€нских купцов.

ѕоздн€€ ¬изанти€ представл€ла собой типичное феодально-раздробленное государство со слабой сюзеренной властью императоров. „тобы получить поддержку феодальной знати, императоры раздавали ей земли и привилегии. “ак в руки знатных фамилий перешли вскоре все отн€тые у крестоносцев владени€, а затем и многие земли императорского домена. —оздавались полунезависимые феодальные кн€жества. ќгромные владени€ собрал в своих руках фракийский феодал »оанн  антакузин. ќпира€сь на провинциальную знать, он подн€л м€теж против законного императора »оанна V ѕалеолога. ¬ стране развернулась междоусобна€ война. ¬ это врем€ в р€де городов вспыхнули народные восстани€, направленные против налогового гнета и феодального произвола. ¬ јдрианополе восстали ремесленники и городска€ беднота. ќни захватили на врем€ власть, разгромив феодалов и ростовщиков и изгнав их из города.

Ќаиболее массовый характер получило движение в ‘ессалони-ке Ч одном из крупнейших византийских городов. ¬о главе этого   движени€ сто€ла парти€ зилотов Ч Ђревнителейї, состо€вша€

большей частью из ремесленников и опиравша€с€ на низшие слои населени€. Ќа первом этапе к восстанию примкнули и городские верхи Ч купечество и часть феодалов. «ахватив власть, зилоты изгнали из города знать, поддерживавшую  антакузина, и провели важные социально-политические реформы Ч конфисковали у монастырей землю, поделив ее между кресть€нами и городской беднотой, и запасы продовольстви€, которые были употреблены на общее благо, лишили духовенство привилегий и подчинили церковь своей власти. «илоты признавали императорскую власть и предложили ей помощь в борьбе против непокорной знати. √лава Ђзилотской республикиї јндрей ѕалеолог действовал в союзе с представителем императора. “аким образом, наметилс€ временный союз восставших горожан с государственной властью. ќднако вскоре император заключил соглашение с врагами зилотов.

 антакузин с помощью турок осадил ‘ессалонику. ѕодн€ли голову патрициат и притаившиес€ в городе феодальные элементы;

они вошли в сговор с противником. Ќо заговор был решительно подавлен зилотами. ¬ этот последний период Ђ‘ессалоникской республикиї (1345Ч1349) у власти находились радикальные элементы во главе с јндреем ѕалеологом. ќднако усто€ть против натиска реакции зилоты не смогли. ¬ 1349 г.  антакузин стал соправителем при малолетнем императоре »оанне V. ¬ том же году ‘ессалоника пала, и движение зилотов было потоплено в крови.

“урки-османы. ќсманские завоевани€ на Ѕалканах. “урецкое плем€ кайы, переселившеес€ из ÷ентральной јзии во времена нашестви€ „ингисхана, осело в северо-западной части ћалой јзии и вошло в состав —ельджукского султаната. —вое наименование Ђосманыї это плем€ получило от имени ќсмана, основавшего династию турецких султанов. ¬оспользовавшись смутой в —ельджук-ском государстве. ќсман порвал в 1299 г. зависимость от иконий-ского султана и стал править как самосто€тельный бей, подчин€€ византийские владени€ в ћалой јзии. ≈го преемник ќрхан-бей захватил в 1326 г. крупный византийский город Ѕруссу и сделал его столицей ќсманского государства. —пуст€ несколько лет турки-османы, в состав которых влилось много других тюркских племен, подчинили всю западную часть ћалой јзии, от ћраморного до „ерного мор€. ќни начали совершать набеги на Ѕалканы. ¬ 1352 г. турки переправились через ƒарданеллы и укрепились на западном берегу пролива. ¬ 1354 г. они овладели разрушенной землетр€сением крепостью √аллиполи. Ќачалось завоевание балканских стран. ¬ 1362 г. турки завладели јдрианополем (по-турецки Ёдирне) и перенесли в него свою столицу. “еперь они окружили  онстантинополь со всех сторон и вскоре сделали императора своим данником.

ќсманские войска двинулись на —ербию. ¬ 1389 г. в кровавом сражении на  осовом поле они разбили сербов и подчинили их своему господству. ¬скоре было завершено завоевание Ѕолгарии:

в 1393 г. пала болгарска€ столица “ырнов, а в 1396 г.-последний болгарский город ¬идин. ќсманское завоевание сопровождалось неимоверными жестокост€ми и грабежами. “урки увозили имущество, угон€ли скот, а местных жителей обращали в невольников-рабов. Ќа Ѕалканы пересел€лось из ћалой јзии турецкое население.

«авоевав —ербию и Ѕолгарию, турки стали угрожать ¬енгрии. ¬ 1396 г. в битве у болгарского города Ќикопол€ войско турок (имевшее численный перевес) разбило крестоносное войско, которым командовал венгерский король ∆игмонд. —ултан Ѕа€зид готовилс€ к завоеванию  онстантинопол€ и блокировал его окрестности. Ќо в это врем€ в ћалую јзию вторглись полчища “имура;

многие анатолийские бей перешли на сторону завоевател€. ¬ битве под јнкарой в 1402 г. турки потерпели жестокое поражение, и Ѕа€зид попал в плен к “имуру, откуда он и не возвратилс€. “имур разделил ќсманское государство на уделы между сыновь€ми Ѕа€зида. Ќа некоторое врем€ в стране наступили междоусоби€. ¬ «ападной јнатолии вспыхнуло кресть€нское восстание под предводительством Ѕедреддина (1416 г.). Ёти событи€ отсрочили завоевание турками  онстантинопол€.

—ултан ћурад I (1421Ч1451), укрепив свою власть в ћалой јзии, начал новые завоевательные походы в придунайские страны. ¬ 1444 г. турки разгромили под ¬арной венгеро-чеш-ское войско, сражавшеес€ под командованием яноша ’унь€ди.

ѕадение  онстантинопол€. ¬ начале XV в. от ¬изантийской империи сохранились только жалкие остатки Ч  онстантинополь с узкой полосой побережь€ Ѕосфора, несколько островов Ёгейского мор€, часть —редней √реции (где еще оставались осколки латинских кн€жеств) и полунезависимый ћорейский деспотат. ¬  онстантинополе не прекращалась междоусобна€ борьба, несмотр€ на смертельную опасность со стороны турок. „асть знати придерживалась турецкой ориентации, наде€сь получить за свою измену милости от завоевателей. –азгорелс€ конфликт вокруг ‘лорентийской церковной унии с католической церковью. ≈сли прав€ща€ верхушка видела в унии спасение, то народные массы и часть духовенства отвергали унию в принципе.

ѕредприн€тые против турок походы венгров, трансильванцев и пол€ков окончились провалом. ¬ 1452 г. султан ћехмет II начал готовитьс€ к решающему штурму  онстантинопол€. “урки построили крепость на Ѕосфоре и блокировали город. Ќа помощь «апада надежд не было. “олько ¬енеци€ и √ену€ прислали по нескольку военных кораблей с небольшим количеством воинов. Ќо генуэзцы вели двойную игру, наде€сь выговорить у турок торговые привилегии и сохранить свою базу в √алате.

ѕротив огромного турецкого войска, оснащенного мощной артиллерией и флотом, город защищало не более 6 тыс. византий-

 

«авоевани€ турок-османов во второй половине XIV в.

ских воинов. Ќо благодар€ героизму защитников и помощи населени€ было отбито несколько атак противника. ќднако туркам удалось переправить по настилу в обход цепных заграждений «олотого –ога свои корабли и войти в залив. 29 ма€ 1453 г. €нычары ворвались в город, и начались уличные бои. »мператор  онстантин XII ѕалеолог погиб в сражении.  онстантинополь пал. “урки подвергли его страшному разграблению, обратив в рабство дес€тки тыс€ч людей.  онстантинополь был переименован в »станбул и стал столицей ќсманской империи. ¬ течение нескольких лет турки завоевали всю территорию ¬изантии. ѕоследним сдалс€ “рапезунд.

ќсманска€ импери€ в XV в. ¬о второй половине XV в. “урци€ занимала большую территорию, включа€ ћалую јзию и почти весь Ѕалканский полуостров. ¬ ћалой јзии к концу XV в. турки составл€ли подавл€ющую часть населени€. ќтдельные разрозненные племена слились уже в основном в единую тюркскую народность. ¬ 1475 г. “урци€ завоевала  рым. —ултан превратил крымского хана в своего вассала и стал полным хоз€ином „ерного мор€. “урецкое господство на „ерном море нанесло некоторый ущерб торговле европейских государств, в частности торговле с ¬остоком.

ззо

¬ ќсманском государстве сложились военно-феодальные пор€дки, в основе которых лежала система условного землевладени€. —ултан €вл€лс€ верховным собственником всей завоеванной земли. ¬оенна€ знать и конные воины (сипахи) получали в условное владение лены Ч зеаметы и тимары, дававшие право на присвоение ренты-налога с населени€. ƒоход с зеамета составл€л от 20 до 100 тыс. акче (серебр€на€ монета), доход с тимара равн€лс€ 3Ч20 тыс. акче. –одственники султана, а также везиры и бейлер-беи владели большими ленами Ч хассами, поступлени€ с которых превышали 100 тыс. акче. «начительна€ часть земли принадлежала феодалам по праву мюлька (полна€ собственность) и мусульманскому духовенству (вакфы). √осподствующий класс существовал преимущественно за счет эксплуатации кресть€нства.  ресть€не (раайа) получали от земельных собственников наделы в размере от 6 до 16 га и должны были вносить ренту-налог в натуральной и денежной форме. ¬ “урции не было частной крепостной зависимости, так как феодальные землевладельцы не заводили барских хоз€йств и не нуждались в барщинных повинност€х кресть€н. Ѕарщина практиковалась только на Ѕалканах, где она существовала до завоевани€. Ќекоторые трудовые повинности население выполн€ло в пользу султана.

“урецкое население занималось большей частью полукочевым скотоводством.

¬о времена турецкого завоевани€ пришли в упадок города в ћалой јзии и особенно на Ѕалканах. ћногие из них были разрушены, другие запустели. ¬о второй половине XV в. наблюдалось некоторое оживление городской жизни, ремесла и торговли. —ултаны, нужда€сь в издели€х ремесла, пересел€ли в »станбул ремесленников из провинциальных городов. ¬ столице и отдельных крупных городах развивалось производство тканей, ковров, керамических изделий как дл€ внутренних нужд, так и на экспорт. “орговлей и в значительной части ремеслом занималось не турецкое, а покоренное население (арм€не, греки, болгары, евреи и др.). ћногие товары дл€ нужд двора и знати ввозились из-за границы. “урецкое завоевание отрицательно сказалось на развитии экономики и культуры покоренных народов, вызвав застой и упадок.

ѕо политическому устройству ќсманска€ импери€ представл€ла феодальную деспотию. —ултан обладал неограниченной государственной и духовной властью над подданными. ¬торым лицом в государстве был великий везир, выполн€вший функции главы правительства. ќтдельными отрасл€ми управлени€ ведали везиры, составл€вшие под главенством великого везира ¬ысочайший совет (диван). √лавой мусульманского духовенства был главный муфтий (шейх уль ислам), пользовавшийс€ большим политическим вли€нием. Ѕез его санкции изданные султаном законы считались недействительными. ¬ системе политического устройства важное место занимали религиозные общины мусульман и

других вероисповеданий. ќни не только ведали делами культа, но и осуществл€ли юрисдикцию над единоверцами (кроме уголовной), а также собирали поборы с населени€, в том числе и отдельные государственные поступлени€. —истема немусульманских общин сыграла некоторую положительную роль: она способствовала сохранению порабощенными народност€ми своих национальных, религиозных и культурных традиций.

 

 

√Ћј¬ј 24 ÷≈– ќ¬№ » ≈–≈—»

 

–оль христианской церкви в феодальном обществе. ’ристианска€ религи€ и церковь сложились в эпоху глубокого кризиса римского рабовладельческого общества. явл€€сь первоначально религией угнетенных, христианство учило, что страждущие и униженные в земном мире будут блаженствовать в загробном царстве. “ем самым оно, как и другие религии в классовом обществе, способствовало духовному порабощению эксплуатируемых масс. »менно поэтому мирова€ рабовладельческа€ импери€ нуждавша€с€ в единой монотеистической религии, признала христианство и сделала его государственной религией.

’ристианство пережило крушение рабовладельческого стро€, сохранив свои социальные и идеологические функции в феодальном обществе. ѕри этом оно, естественно приспосабливалось к нуждам формирующегос€ феодального стро€. ÷ерковь стала неотъемлемым элементом феодальной системы, подчин€€ своему господству духовную жизнь, культуру, науку, мораль, образование. ÷ерковь приобрела большое экономическое и политическое значение. —осредоточив в своих руках огромные земельные богатства, церковь, и духовенство оказывали вли€ние на государственную власть и закрепили за собой важные политические прерогативы.  аноническое право и церковна€ юрисдикци€ успешно соперничали со светским правом и светским феодальным правосудием в подчинении отдельных групп населени€, в том числе и высших сословий. ÷ерковные учреждени€ Ч епископства, аббатства Ч пользовались судебно-административными правами и привилеги€ми нар€ду со светскими феодальными сеньори€ми.

”же в –имской империи церковь стала составной частью аппарата политического господства. Ќа церковные учреждени€, помимо идеологических функций, возлагались и чисто политические задачи. ÷ерковна€ иерархи€ была подчинена деспотической власти императоров. Ёта форма взаимоотношений светской власти с церковью, сложивша€с€ уже во времена  онстантина, продолжала существовать в ¬осточной –имской империи (¬изантии). Ќа «ападе после гибели –имской империи обстановка коренным образом изменилась. Ќа развалинах этой империи образовалось множество варварских королевств. ’ристианизаци€ варваров происходила в разное врем€ и по разному вероисповеданию Ч ариан-

скому, правоверному. “ем не менее церковь сохранила созданную ранее организацию, котора€ все более укрепл€лась. — переходом варваров (готов, лангобардов) от арианства к римскому правоверию римска€ церковь стала единым мощным иерархически организованным учреждением.

Ќизшим звеном церковной организации был церковный приход во главе с приходским св€щенником. ѕриходы объедин€лись в епархии Ч диоцезы во главе с епископами, располагавшими духовной властью в пределах своих диоцезов и светской кн€жеской властью в епископских владени€х. ƒиоцезы объедин€лись в митрополию во главе с архиепископом (на ¬остоке Ч митрополитом), ¬ысшей властью над всей церковной иерархией на «ападе располагал римский епископ, на ¬остоке Ч патриархи (константинопольский, александрийский, антиохийский, иерусалимский). ¬ажнейшие дела церковной жизни решались на соборах (съездах) епископов. ћестные соборы, на которые съезжались епископы одной или нескольких провинций, решали местные церковные дела. ¬селенские соборы в составе всех прелатов рассматривали вопросы догматики, культа и церковной организации.

÷ерковь, включавша€с€ органически в феодальную государственную систему, действовала обычно в союзе со светскими власт€ми, помога€ им своим авторитетом в деле подчинени€ и обуздани€ масс. ¬месте с тем церковь создавала культ Ђсв€щенной властиї, неповиновение которой объ€вл€лось т€жким грехом. Ќо в то же врем€ между церковью и государством, духовными и светскими феодалами, существовали противоречи€, приводившие нередко к открытым конфликтам. ƒл€ ограждени€ своих интересов и борьбы с врагами феодального стро€ церковь выработала систему наказаний: отлучение, ставившее человека вне церкви и лишавшее его возможности получить Ђспасениеї на Ђтом светеї;

интердикт, запрещавший отправление культа в пределах всей страны; анафему Ч публичное предание прокл€тию Ч и разного рода пока€ни€ и епитимьи. Ётим оружием церковь и ее глава Ч папа Ч поражали не только простых людей, но и власть имущих Ч королей. ѕапство пользовалось им в цел€х подчинени€ светской власти и создани€ теократии.

¬озвышение папства и подчинение им церковной иерархии. ”же в начале V в. римские епископы присвоили себе титул главы церкви Ч папы. ¬ этом сыграла свою роль традици€ Ђвечного городаї –има. —чита€ себ€ Ђпреемниками св. ѕетраї, который €кобы был первым римским епископом, и пользу€сь отсутствием на «ападе сильной светской власти, папы стали независимыми церковными и светскими правител€ми в –име и его округе. ќни собирали в своих руках земельные владени€ и создали Ђпатримонию св. ѕетраї. ѕолучив из рук франкского корол€ ѕипина  ороткого отн€тые им у лангобардов земли по “ибру и в области –авенны, папы в 756 г. образовали ѕапскую область.

¬ то же врем€ папство укрепл€ло свою власть над епископаззз

том и всей церковной иерархией. ”же √ригорий I (590Ч604) именовал себ€ вселенским главой церкви, отрица€ подобный титул за константинопольским патриархом. ѕапские домогательства встречали сопротивление как внутри церковной иерархии, так и со стороны главы восточной церкви и византийского императора. ¬месте с тем в оппозиции к папству находилась и королевска€ власть в западных странах, стремивша€с€ подчинить своему господству епископат. ‘ранкский, а затем германский короли не только добились этой цели, но и установили на врем€ протекторат над папством (–имска€ импери€  арла ¬еликого; ќттонов-ска€ импери€).

—тремление папства подчинить восточную церковь. –азделение церквей. ѕапы пытались подчинить своему вли€нию церковь во вновь обращенных слав€нских странах, в частности в Ѕолгарии. Ќа этой почве между папой Ќиколаем I (858Ч867) и константинопольским патриархом ‘отием возник острый конфликт, приведший к фактическому размежеванию западной и восточной церквей в области догматики и культа. ƒл€ обосновани€ своих домогательств на вселенскую и теократическую власть папской канцел€рией сочин€лись фальшивые грамоты и ложные постановлени€. ¬о времена папы Ќикола€ I по€вились ЂЋжеисидоровы де-креталииї Ч сборник вымышленных папских посланий, который €кобы был составлен »сидором —евильским. ¬ нем обосновывались прит€зани€ папства на супрематию и непогрешимость. Ђƒекреталииї вошли в свод канонического права и пользовались непререкаемым авторитетом. “олько в XVI в. была окончательно доказана их подложность.

Ќе менее важную роль сыграл Ђ онстантинов дарї Ч приписываема€ императору  онстантину грамота на им€ папы —ильвестра I, котора€ давала папе светскую власть над –имской областью, »талией и всей западной частью –имской империи. ≈е подложность была доказана только в XV в.

ѕоводом к окончательному разрыву между западной и восточной церквами послужил спор из-за подчинени€ церкви в ёжной »талии. Ёта область долгое врем€ принадлежала ¬изантии, но папа считал ее своим леном. Ќе добившись признани€ своих прав в ходе длительных переговоров, папа Ћев IX направил в 1054 г. в  онстантинополь легатов, которые должны были провозгласить прокл€тие по адресу константинопольского патриарха ћихаила  еруллари€. ѕатриарх в свою очередь провозгласил от имени церковного собора прокл€тие в адрес папских легатов. ѕосле этого уже не было больше примирени€ между –имом и  онстантинополем.

ќбразовались две христианские церкви Ч римско-католическа€ и православна€ (греко-католическа€). ѕерва€ €вл€лась суверенной, и ее глава римский папа прит€зал на теократию. ¬тора€ находилась в подчинении императорской власти.

”же во второй половине IX в. определились догматические и

культовые различи€. “еперь они более резко подчеркивались обеими сторонами, называвшими друг друга Ђсхизматикамиї. —уть их в следующем: римско-католическа€ догма утверждает, что третий член Ђтроицыї Ч Ђсв€той духї исходит в равной степени от Ђбога-отцаї и Ђбога-сынаї, а православна€ говорит, что Ђсв€той духї исходит только от Ђбога-отцаї и лишь проходит через Ђбога-сынаї.  атолики совершают крестное знамение п€тью пальцами, а православные Ч трем€.  атолическа€ церковь, исход€ из учени€ о Ђблагодатиї как заслугах св€тых перед богом, дает своим авторитетом отпущение любых грехов и дарует душам Ђвечное спасениеї за Ђбогоугодные делаї, в том числе и за покупку индульгенций, в то врем€ как православна€ совершенно отвергает подобный путь Ђспасени€ї. √лавное обр€довое различие заключаетс€ в способе причащени€ духовенства и мир€н. ” православных те и другие причащаютс€ под обоими видами Ч хлебом и вином, а у католиков мир€не причащаютс€ только хлебом.  атолическое богослужение совершаетс€ только на латинском €зыке, а православное Ч на любых местных €зыках. ¬осточна€ церковь не признает папского верховенства и института кардиналов.

 люнииское движение и церковна€ реформа. ¬ IX-’ вв. папство переживало глубокий упадок, который был обусловлен изменившейс€ политической обстановкой в «ападной ≈вропе, и в »талии и –име в частности. ѕосле распада ‘ранкской империи и наступившей на «ападе политической раздробленности папство утратило прежнее вли€ние на местную церковь. ¬ –име и ѕапской области господствовали соперничавшие магнатские семейства, подчинившие себе папский престол и расхищавшие владени€ курии. — 962 г. папы оказались в полной зависимости от германских королей, присвоивших титул Ђримских императоровї.

¬ то же врем€ с развитием феодализма церковь на местах все более попадала под господство крупных феодалов, а сами прелаты становились обычными феодальными владетел€ми под верховной властью королей. ƒуховенство Ђомирщалосьї и вместо Ђслужени€ богуї занималось чисто светскими делами (прелаты участвовали в войнах, захватывали добычу, сколачивали владени€, заводили семьи). ¬ырождалось монашество, не соблюдались монастырские уставы. ѕадал престиж монахов, на которых смотрели как на невежд и туне€дцев.

¬се это вызвало среди монашества движение за реформу монастырей, повышение роли и престижа духовенства, освобождение церкви от светской зависимости и возвышение ее над светским обществом и государством. Ёто движение зародилось в монастыре  люни (Ѕургунди€) и получило название клюнийского. ќно охватило множество монастырей во ‘ранции, √ермании, »талии, јнглии и »спании. ¬ реформированных монастыр€х вводилс€ строгий устав монашеской жизни. Ёти монастыри выходили из подчинени€ местным епископам и другим феодалам и находились под непосредственным покровительством папы.  люнийцы

добивались строгого соблюдени€ принципа безбрачи€ духовенства и упразднени€ симонии (продажа церковных должностей и назначени€ на церковные должности светскими власт€ми). ќдним из руководителей клюнийского движени€ был монах √ильдебранд, ставший в 1073 г. папой под именем √ригори€ VII. ≈ще в 1059 г. при его участии собором в Ћатеране было прин€то решение о новом пор€дке выборов пап: папа избиралс€ на заседании кардиналов без вс€кого вмешательства императора или каких-либо других светских владык. ¬сю свою де€тельность √ригорий VII направил на то, чтобы освободить церковь от подчинени€ светской власти и утвердить папскую теократию Ч господство папы над корол€ми и императорами. ѕри этом он пустил в ход разные средства Ч духовные, военные, дипломатические Ч предавал анафеме своих политических противников, заключал против них военные союзы и поддерживал враждебные им сепаратистские движени€, поощр€л народное возмущение против испорченного симонистского духовенства. ќднако осуществить свою программу этому папе не удалось.  оролевска€ власть повсюду оказывала сопротивление попыткам папства вырвать из-под ее вли€ни€ епископат и подчинить своему господству. Ётому сопротивл€лись и сами епископы. ¬ долголетней борьбе с германским королем √енрихом IV за инвеституру епископов √ригорий VII оказалс€ фактически побежденным и вынужден был покинуть –им и бежать под покровительство своих союзников-норманнов в —алерно, где и умер в 1085 г. Ќо √ригорий VII добилс€ одного Ч укреплени€ авторитета папства.

¬озвышение папства в XIIЧXIII вв.   началу XII в. папство прочно занимало позиции руковод€щего центра католической церкви. ¬ормский конкордат 1122 г. позволил папе укрепить свою власть над епископами в »талии и в других част€х Ђ—в€щенной –имской империиї. “акое же положение римска€ кури€ зан€ла и в других западных странах.

ѕапство умело использовало оппозицию феодальной знати против усилени€ королевской власти, добива€сь нередко признани€ корол€ми папского верховенства за поддержку против м€тежных магнатов. «начительно повысилс€ международный престиж римской курии в результате крестовых походов, вдохновителем и организатором которых она выступала. ¬месте с тем папска€ кури€ распространила свое вли€ние на новые, в прошлом €зыческие страны, насильственно обращенные в христианство крестоносцами-рыцар€ми (народы ѕрибалтики).

Ќамного возросли материальные средства папской курии.  роме доходов из ѕапской области, кури€ получала взносы от епис-копств со всех католических стран (аннаты, паллиум), долю церковной дес€тины, специальный крестоносный побор (Ђсаладино-ва дес€тинаї и др.).  азна курии превосходила финансовые ресурсы самого богатого из европейских королей.

Ќаивысшего могущества папство достигло во времена понти-фиката (правлени€) »ннокенти€ III (1198Ч1216). Ётот энергич-

ный и властолюбивый папа добивалс€ установлени€ мирового господства и был уже недалек от цели. ќн восстановил все папские владени€ в –имской области, €вл€лс€ фактическим владетелем —ицилийского королевства, превратил в вассала курии английского корол€ »оанна Ѕезземельного, располагал верховной властью над ѕортугалией и јрагоном, выступал арбитром в спорах антикоролей в √ермании и фактически решал судьбы Ђ—в€щенной –имской империиї. ѕапска€ кури€ превратилась в высшую судебную инстанцию во всем западном мире.

Ќа Ћионском соборе в 1274 г. был прин€т новый регламент избрани€ пап. «аседани€ кардиналов должны были проходить в полной изол€ции Ч con clave Ч Ђс ключомї (отсюда Ђконклавї). ѕо истечении трех дней, если кардиналы не завершат избирательной процедуры, им должны были подавать на обед и ужин только одно блюдо, а через п€ть дней Ч только хлеб и воду, что должно было ускорить избрание папы и предотвратить длительные вакансии престола.

“еократическую политику »ннокенти€ III пыталс€ продолжить папа Ѕонифаций VIII (1294Ч1303). „тобы увеличить доходы курии, он объ€вил 1300 год Ђюбилейнымї. ¬сем, кто прибудет на юбилейные торжества в –им, было обещено отпущение грехов. ѕапска€ канцел€ри€ начала выпускать индульгенции Ч грамоты на отпущение грехов, которые продавались за деньги. ¬ 1302 г. папа издал буллу, утверждавшую, что непременным условием Ђспасени€ї верующих €вл€етс€ подчинение папе. ѕапска€ власть объ€вл€лась высшей властью на земле, неповиновение ей наказывалось отлучением от церкви и лишением титула и сана.

ќднако политическа€ обстановка в «ападной ≈вропе радикально изменилась. Ќачали формироватьс€ централизованные национальные государства.  оролевска€ власть значительно окрепла. ѕопытка Ѕонифаци€ VIII провести в жизнь свои теократические замыслы натолкнулась на ожесточенное сопротивление французского корол€ ‘илиппа IV и окончилась поражением папы.

—редневековые ереси, их социальна€ сущность и идейные основы. ¬ христианской религии, как и Ч в других монотеистических религи€х, существовало много еретических (несогласных с официальной догматикой) учений. ќни начали по€вл€тьс€ с того времени, как христианство стало официально признанной государственной религией, и сопровождали его на всем прот€жении истории. ¬озникновение ересей объ€сн€лось тем, что в средневековом христианстве выражалось религиозное сознание разных социальных групп, как феодальных верхов, так и широких народных масс. ѕоэтому вс€кое недовольство феодальным строем неизбежно облекалось в форму богословской ереси. Ђƒл€ того чтобы возможно было нападать на существующие общественные отношени€, нужно было сорвать с них ореол св€тостиї'.

'Ёнгельс ‘.  ресть€нска€ война в √ермании. Ч ћаркс  ., Ёнгельс ‘ —оч., т. 7, с. 361.

–азвитие массовых еретических движений в «ападной ≈вропе было св€зано с по€влением и расцветом городов. ќстрые социальные контрасты между горожанами и феодалами, между разными имущественными прослойками городского населени€, активна€ политическа€ жизнь и организованность горожан создавали благопри€тные услови€ дл€ по€влени€ еретических учений. Ёти разные по своему характеру учени€ выражали протест городских и кресть€нских масс против господствующего феодального стро€. Ђ–еволюционна€ оппозици€ феодализму... выступает, соответственно услови€м времени, то в виде мистики, то в виде открытой ереси, то в виде вооруженного восстани€ї'.

ѕо своему характеру средневековые ереси делились на бюргерские и кресть€нско-плебейские. Ѕюргерские ереси выражали протест мелких городских собственников против феодальных пор€дков, и прежде всего против церковных установлений, мешавших развитию городов и их экономики. ќни требовали ликвидации привилегий духовенства и лишени€ его мирских благ, секул€ризации церковной собственности, упрощени€ и удешевлени€ церковных обр€дов. »х идеалом была раннехристианска€ Ђапостольска€ церковьї. Ёто были умеренные ереси, не отрицавшие в принципе существующего феодального стро€. ѕоэтому идеи бюргерской ереси находили нередко поддержку у отдельных групп феодалов, заинтересованных в секул€ризации церковной собственности и ограничении вли€ни€ духовенства и папской курии.

«начительно дальше шло кресть€нско-плебейское еретическое движение, выражавшее ча€ни€ народных низов и требовавшее установлени€ равенства между людьми. Ќаиболее радикальные уравнительские ереси представл€ли идеологию народных масс, боровшихс€ с оружием в руках против феодального гнета (Ђапостольские брать€ї, лолларды, табориты). ¬ ранних еретических движени€х сочетались нередко элементы обоих направлений

(альбигойцы).

ћежду отдельными еретическими учени€ми существовали значительные догматические различи€. “ем не менее всех их объедин€ло резко отрицательное отношение к католическому духовенству во главе с папой и противопоставление ему библейских пастырей. ќсобенно резкие нападки вызывали продажа индульгенций и неравенство в причащении. ÷ерковь еретики называли Ђвавилонской блудницейї, а папу Ч Ђнаместником сатаныї. ¬ противоположность иерархической церкви они создавали свою простую религиозную организацию и вводили упрощенные обр€ды. ≈динственным источником веры еретики признавали ≈вангелие и совершенно отвергали Ђсв€щенное преданиеї (писани€ отцов церкви, постановлени€ соборов, папские буллы). ¬есьма попул€рной была иде€ Ђапостольской бедностиї, переход€ща€ у некоторых еретиков в строгий аскетизм. Ѕольшое распространение имели

' Ёнгельс ‘.  ресть€нска€ война в √ермании. Ч ћаркс  ., Ёнгельс ‘. —оч., т. 7, с. 361.

мистические идеи, основанные на особой трактовке библейских пророчеств, в частности видений јпокалипсиса. ≈ресиархи »оахим ‘лорский, ƒольчино предрекали неизбежный переворот, который должен совершитьс€ в ближайшем будущем. »деи этого переворота и установлени€ Ђтыс€челетнего царства божи€ї на земле (хилиазм, милленаризм) были очень попул€рны среди кресть€нско-плебейских масс. ƒругое умеренно-бюргерское направление в мистике утверждало, что Ђбожественна€ истинаї заключена в самом человеке, и отрицало тем самым необходимость церкви. ¬ нем содержались элементы пантеизма. Ќо этот мистический индивидуализм уводил в сторону от активной борьбы, во внутренний мир человека, пробужда€ Ђвидени€ї и религиозный экстаз.

≈ретические учени€ подрывали авторитет церкви, наносили удар по католической догматике и способствовали распространению свободомысли€. “ем не менее сами еретики оставались фанатиками своих убеждений и так же, как и католики, враждебно относились к инаковерию и инакомыслию.   тому же все умеренные секты ограничивали свою проповедь только требовани€ми церковных преобразований, замены Ђплохой церквиї, и Ђложной верыї Ђхорошей церковьюї и Ђистинной веройї, отвлека€ массы от активной борьбы против феодального гнета.

≈ретические движени€ XIЧXIII вв. –аньше всего еретические движени€ распространились в городах »талии, где особенно резко про€вл€лись социальные антагонизмы. ¬о второй половине XI в. в ћилане и других ломбардских городах по€вилась патари€ (по названию квартала в ћилане, где обитали нищие и старьевщики). ѕатараны бичевали испорченность нравов духовенства, призыва€ к строгому безбрачию и отказу Ђслужителей богаї от мирских благ. ¬месте с тем они выступали против феодальной знати и богатого купечества. Ќо патараны не создали еще последовательно разработанного учени€. ƒруга€ секта, основанна€ јрнольдом Ѕрешианским (арнольдисты), выдвинула радикальную программу политических преобразований Ч лишение духовенства политической власти и создание (в частности, в –име) чисто светского республиканского правительства. Ёто была ранн€€ бюргерска€ ересь.

Ќаивысшего расцвета еретическое движение достигло во второй половине XIIЧXIII в. ÷ентром его стала ёжна€ ‘ранци€, характеризовавша€с€ в те времена высоким уровнем развити€ экономики и культуры. «десь распространилось два еретических учени€ Ч катарство и вальденство.  атарство (Ђкатаросї Ч греч. Ђчистыйї) принадлежало к дуалистическим ерес€м и было св€зано с распространившимс€ в Ѕолгарии богомильством. ќно утверждало, что в мире происходит вечна€ борьба добра со злом и добро должно восторжествовать над злом. ѕод добром катары понимали духовное начало, под злом Ч физический мир, созданный сатаной.   злу они причисл€ли и существующую церковь во гла-

ве с папой.  атары признавали только ≈вангелие, совершенно отверга€ ¬етхий завет. ќни создали свою церковь, простую, без иерархии духовных чинов. ≈диноверцы делились на две категории Ч Ђсовершенныхї и Ђверующихї. ѕервые вели аскетический образ жизни и выполн€ли функции пастырей, вторые были обычными мир€нами, ревностно следовавшими предписани€м своей веры.  атарство распространилось в странах ёжной ≈вропы, нередко в сочетании с другими ерес€ми, например валь-денством.

¬альденска€ ересь по€вилась в конце XII в. на юге ‘ранции. ≈е основателем был ѕетр ¬альд- сын богатого лионского купца. ќтказавшись от своих богатств, он стал проповедовать нищенскую жизнь и аскетизм. ¬альденсы отвергали большинство христианских таинств, молитвы, иконы, культ св€тых, учение о св€тилище и не признавали церковной иерархии. ќни проповедовали Ђбедную апостольскую церковьї. ≈ретики отказывались платить налоги и дес€тину, нести воинскую службу, не признавали феодального суда, выступали против смертной казни. ¬альденсы раздел€ли некоторые общие взгл€ды с катарами. ¬ ёжной ‘ранции и те и другие именовались альбигойцами (от названи€ города јльби). ¬ XIII в. часть умеренных вальденсов сблизилась с католической церковью и пользовалась правом проповедовать свои взгл€ды (Ђкатолические бедн€киї). ƒруга€ часть вальденсов переселилась в √ерманию, Ўвейцарию, јвстрию, „ехию, ѕольшу и ¬енгрию, где эта ересь существовала до позднего средневековь€.  райние вальденсы слились с катарами.

¬ XIVЧXV вв. радикальные кресть€нско-плебейские ереси стали идеологией революционных восстаний. —екта апостоликов организовала восстание под предводительством ƒольчино. ƒвижение ранних лоллардов (в лице ƒжона Ѕолла) сыграло большую роль в восстании ”. “айлера. “абориты составили крайне революционный фронт гуситского движени€ и гуситских войн. Ѕюргерские ересиархи в лице ƒж. ¬иклефа и я. √уса создали теоретическую основу ранних реформационных движений.

Ѕорьба церкви с ерес€ми. »нквизици€, нищенствующие ордена. ≈ретические идеи встречали ожесточенный отпор со стороны католической церкви. ÷ерковные соборы предавали анафеме ересиархов и их последователей. ƒл€ подавлени€ массовых еретических движений церковь организовывала крестовые походы (јльбигойские войны, походы против апостоликов, п€ть крестовых походов против гуситов). ¬ конце XII в. по€вилась инквизици€ (лат. inquisitio Ч расследование) дл€ суда и расправы над еретиками. —перва инквизици€ была в подчинении епископов. ¬ XIII в. она превратилась в самосто€тельное учреждение под верховной властью папы. Ѕыла создана система судебного расследовани€ с применением изощренных пыток, запутанных софистических ухищрений и запугиваний, с помощью которых у жертв вырывали признани€ вины. Ўироко примен€лись шпионаж и доносы, поощ-

р€емые передачей доносчикам части имущества осужденных. ƒл€ наказани€ осужденные передавались в руки светских властей, так как церковь лицемерно отказывалась от Ђпролити€ кровиї. ќбычно осужденных еретиков сжигали на кострах. ѕри этом нередко устраивались торжественные церемонии провозглашени€ приговора инквизиции над группой еретиков Ч аутодафе (исп. Ђакт верыї). –аска€вшиес€ грешники подвергались пожизненному заточению. ѕод надзор инквизиции попадали ученые, заподозренные в свободомыслии и несогласии с установленными католической церковью канонами.

ƒе€тельность инквизиции представл€ла одну из самых мрачных страниц средневековь€.

ќдна инквизици€ не могла справитьс€ с массовыми еретическими движени€ми. ÷ерковь пыталась подорвать эти движени€ изнутри, доказать Ђзаблуждени€ї сбившихс€ с пути Ђистинной верыї еретиков. — этой целью церковь признавала некоторые умеренные секты и превращала их в нищенствующие ордена. “ак было с францисканцами.

ќснователь этого ордена ‘ранциск јссизский (1182Ч1226) был выходцем из богатой и знатной италь€нской семьи. —леду€ примеру ѕетра ¬альда, он ушел нищенствовать, проповеду€ аскетизм и пока€ние. ‘ранциск не отрицал церкви и монашества в принципе, а только призывал духовенство следовать Ђапостольскому примеруї Ч странствовать и проповедовать в народе, добыва€ средства к существованию трудом и за счет милостыни. »менно такой образ жизни и вели его последователи Ч Ђменьшие брать€ї (минориты). ѕапа легализовал проповедническую де€тельность ‘ранциска и его последователей и утвердил в 1210 г. орден францисканцев. ÷ерковь даже объ€вила ‘ранциска св€тым. ‘ранцисканцы вскоре отказались от своих требований Ђравенстваї и Ђбедностиї и превратились в очень богатый и вли€тельный монашеский орден. √лавной их целью была борьба с распространением еретических учений. ћонахи проникали в массу еретиков и своими проповед€ми и примером старались отвлечь их от Ђзаблужденийї ереси и вернуть в лоно католической церкви. ќрден имел строгую централизованную организацию во главе с Ђгенераломї, подчиненным непосредственно папе.

ѕо примеру францисканского ордена в 1216 г. был учрежден орден доминиканцев, создателем которого €вл€лс€ испанский монах фанатик ƒоминик. „лены этого нищенствующего ордена вели иной, чем францисканцы, образ жизни. ќни одевались не в рубища, а в мантии ученых. Ёто были образованные Ђбрать€-проповедникиї, захватившие в свои руки систему образовани€, и прежде всего богословские кафедры в университетах. »з их среды вышли такие известные столпы схоластики и богослови€, как јльберт ¬еликий и ‘ома јквинский. √лавной целью доминиканцев была борьба с ерес€ми. »мену€ себ€ Ђпсами господнимиї (domini canes-созвучно Ђдоминиканцыї), они громили еретиков не

только с кафедр университетов, но и оружием инквизиции. »з них обычно комплектовались трибуналы инквизиции.

Ќищенствующие ордена занимались также миссионерской де€тельностью, основывали свои монастыри в некатолических странах. ƒоминиканцы проникали как проповедники и дипломаты в восточные страны Ч  итай и японию.

”падок папства в XIV в. —оборное движение. ¬ начале XIV в. политическа€ ситуаци€ в «ападной ≈вропе коренным образом изменилась. ƒалеко продвинулс€ процесс государственной централизации. Ќачали формироватьс€ национальные государства.  оролевска€ власть подчин€ла своему господству феодальную знать Ч светскую и церковную. ƒуховенство лишалось привилегий Ч освобождени€ от налогов и права особой церковной юрисдикции. ¬ставал вопрос о создании национальной церкви, независимой от римской курии. ѕриходил конец папской теократии.

Ќо папство, вопреки этим новым ве€ни€м, пыталось отсто€ть и даже усилить свои теократические прит€зани€, отрица€ в принципе идею светского государственного суверенитета. »менно на этой почве развернулась ожесточенна€ борьба между французским королем ‘илиппом IV и папой Ѕонифацием VIII, окончивша€с€ победой корол€. ѕапска€ резиденци€ была перенесена во французский город јвиньон, и папство в течение 70 лет (1309Ч1378) находилось в Ђплененииї, ид€ на поводу у французских королей (см. с. 201).

— возвращением папского престола в –им наступила Ђвелика€ схизмаї (раскол), когда на престоле одновременно находилось по два и даже по три папы. ¬ ходе этой борьбы, сопровождавшейс€ взаимными прокл€ти€ми и преданием анафеме, папство потер€ло свой прежний престиж, католическа€ иерархи€ была ввергнута в зат€жной кризис. ¬ это врем€ внутри католической церкви развернулось соборное движение, преследовавшее цель ограничить папское единовластие и подчинить папу вселенским собором. —оборное движение нашло активную поддержку западноевропейских монархий, стремившихс€ освободитьс€ от папского вмешательства и утвердить светское государственное верховенство. ‘ранцузский король  арл VII на основе соборных постановлений издал в 1438 г. Ђѕрагматическую санкциюї, провозглашавшую принципы Ђгалликанской церквиї и верховенства соборов в делах веры. «а королем признавалось право назначени€ на церковные должности и устанавливалась подсудность духовенства государственным судам. јналогичные меры принимались и в других странах, например в јнглии и в отдельных германских кн€жествах.

ќдной из основных задач соборного движени€ и поводом к нему было стремление католической иерархии преодолеть схизму и укрепить авторитет церкви. ѕизанский собор 1409 г. отстранил обоих пап Ч авиньонского и римского Ч и избрал нового папу јлександра V. ќднако это не устранило схизмы. ¬место двух теперь уже стало три папы.

Ќа следующем,  онстанцском соборе (1414Ч1418), кроме ликвидации раскола, обсуждались вопросы о всеобщей реформе церкви и о борьбе с Ђгуситской ересьюї. Ќо ни одной из этих задач собор по существу не решил. ян √ус был осужден собором и сожжен на костре. ќднако в „ехии подн€лось всенародное движение против католической церкви и немецкого засиль€, которое одержало в конечном счете победу. Ѕыло прин€то постановление о верховенстве собора над папой. »оанн XXIII был низложен.  ак оказалось, в прошлом этот первосв€щенник (Ѕальтасаро  осса) был пиратом и фальшивомонетчиком. —обор избрал папой ћартина V. Ќо расекол продолжалс€, так как один из прежних пап Ч Ѕенедикт XIII Ч не отказалс€ от своего сана. ¬ 1431 г. был созван собор в Ѕазеле, длившийс€ с перерывами до 1449 г. ≈го успехом €вилось заключение компромиссного соглашени€ с умеренными гуситами.

ѕапа ≈вгений IV не подчинилс€ Ѕазельскому собору и созвал свой особый собор в ‘ерраре. ¬ 1439 г. этот собор был перенесен во ‘лоренцию, где была заключена уни€ между католической и православной церквами. ¬изантийский император и константинопольский патриарх наде€лись получить с «апада военную помощь против турок и пошли на большие уступки католицизму и папе. Ќо население и значительна€ часть духовенства отвергли унию. ≈е удалось провести позже только в западных област€х ”краины и Ѕелоруссии, находившихс€ под владычеством Ћитвы и ѕольши.

–аскол продолжалс€, и только на заседании собора в Ћозанне (1449 г.) было достигнуто соглашение о восстановлении единства: последний антипапа ‘еликс V отказалс€ от своих прит€заний на престол и Ќиколай V осталс€ единым главой церкви.

Ћиквидаци€ Ђвеликой схизмыї не привела к восстановлению прежнего могущества римской курии. ѕапа все более тер€л роль вселенского главы католической церкви и превращалс€ в одного из заур€дных кн€зей —редней »талии. Ќо папство по-прежнему оставалось организующей силой католической реакции. –имска€ кури€ возглавл€ла инквизицию, жестоко подавл€вшую прогрессивные антикатолические движени€. Ќе менее реакционную роль играло папство в исторической судьбе »талии. ¬ладе€ центром страны, оно сто€ло на пути ее национального и политического объединени€.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 602 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2217 - | 2161 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.064 с.