Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


япони€ в раннее —редневековье




 

ќбразование €понского раннефеодального государства. ¬ древности основными обитател€ми островов японского архипелага были племена кумасо и эбису. «атем в течение нескольких веков до новой эры на японские острова пересел€лись племена маньч-журо-тунгусского происхождени€ с северо-востока, а также другие племена из »ндонезии,  ореи, с побережь€ »ндокита€ и островов “ихого океана. –елигией большинства населени€ был синтоизм, основанный на почитании культа предков и сил природы, причем каждый род имел свое божество.

¬ IIIЧVII вв. шел процесс разложени€ первобытнообщинных отношений и формировани€ раннеклассового общества. ¬ результате роста имущественного неравенства родова€ община уступала место соседской. Ќар€ду со свободными кресть€нами-общинниками по€вились полусвободные члены общины (бэ, или бэмин) и рабы. Ёто были главным образом ремесленники, которые либо сами переселились из  ореи и  ита€, либо были захвачены во врем€ грабительских набегов €понцев на  орею. –абами становились и вз€тые в плен во врем€ междоусобиц потомки местных аборигенов из племен эбису и кумасо. ќднако рабов по сравнению с бэ было значительно меньше. “руд бэ и рабов в земледелии и ремесленном производстве использовали вожди и выделивша€с€ племенна€ знать, которые затем стали эксплуатировать и попавших к ним в кабалу соплеменников.

ќжесточенна€ борьба за господство велась между отдельными племенами и родами. ѕо€вились роды Ч победители. ¬последствии образовались союзы племен. √лава самого сильного рода, а затем и племенного союза получал титул сумэраги (царь, император) и сосредоточивал в своих руках огромную власть, €вл€€сь одновременно вождем, верховным военачальником, главным судьей и жрецом племенного религиозного культа.

”же в IIIЧVI вв. на японских островах были значительно развиты сельское хоз€йство (особенно культура риса) и ремесла (ткацкое, гончарное, кузнечное и др.), расшир€лись торговые св€зи, в том числе и с другими странами Ч  итаем и  ореей. ¬ V в. была построена перва€ гавань Ч Ќанива (нынешн€€ ќсака).

–одо-племенна€ аристократи€ была заинтересована в сильной централизованной власти, необходимой дл€ подавлени€ сопротивлени€ эксплуатируемого населени€ Ч рабов, бэмин и р€довых членов племени. ѕрежн€€ религи€ €понцев Ч синтоизм, способствовавша€ консервации родового стро€ и родовой разобщенности, уже не отвечала интересам господствующей верхушки, которую больше удовлетвор€ло учение буддизма о непротивлении злу, отказе от борьбы против насили€ и уравнении подданных перед лицом единого монарха.

—реди родов, претендовавших на руковод€щую роль, усилилась борьба. ¬ конце VI в. род —ога, известный своей приверженностью буддийской религии, одержал победу над другими крупными родами. Ѕэмин, в основном исповедовавшие буддизм и стремившиес€ получить равное положение с р€довыми членами рода, поддерживали —ога, так как старейшины этого рода обещали уравн€ть бэмин в правах со свободными общинниками. ¬ начале VI в. принц —Єтоку-тайси (572Ч621) из рода —ога издал иерархическую Ђ“абель 12 ранговї и Ђ«акон из 17 статейї, основанный на буддийских и конфуцианских догмах о государстве и неограниченной власти монарха.

Ђѕереворот “айкаї.   середине VII в. род —ога утратил свое главенствующее положение. ¬ результате заговора в 645 г. больша€ часть рода была физически уничтожена. ѕрестол зан€л представитель рода —умераги Ч  ару, который стал править под именем  отоку. ѕериод его царствовани€ известен под именем “айка (Ђ¬елика€ реформаї), а переворот, приведший его к власти, называют Ђпереворотом “айкаї.

Ќачалс€ новый период в истории японии. ¬ стране шел процесс складывани€ раннефеодального государства при сохранении рабовладельческого уклада. Ѕыли проведены реформы, многие из которых были заимствованы из  ита€. ¬о главе государства теперь сто€л император Ч Ђсын небаї, при котором был создан верховный государственный совет, возглавл€емый канцлером. —трана была разделена на управл€емые губернаторами провинции, состо€вшие из уездов.

«емл€ была объ€влена государственной собственностью и раздавалась в наделы кресть€нам и другим лицам. ќдин раз в шесть лет земл€ подлежала перераспределению.  ресть€не (рЄ-мин Ч Ђдобрый народї) получали от государства наделы и прикрепл€лись к земле, хот€ формально считались свободными. «а пользование землей они были об€заны платить государству поземельный налог натурой и издели€ми ремесла, а также нести трудовую и военную повинности. „асть земли раздавалась в привилегированные наделы (от 0,7 до 300 га): должностные, ранговые, пожалованные за заслуги. »х получатели были представител€ми знатных домов или чиновниками, которые, кроме того, пользовались Ђкормовыми пожаловани€миї Ч известным количеством кресть€нских дворов, об€занных давать им оброки и отбывать трудовые повинности. ќдним из средств увеличени€ земельных владений было приобретение рабов, на которых полагалась */з обычного надела. ‘еодалы и деревенские богатей расшир€ли свои владени€ и за счет освоени€ пустошей, целины; эти земли впоследствии становились их частной собственностью.

 рупные земельные владени€ вместе с прикрепленными к ним кресть€нами нередко передавались императорским домом буддийским монастыр€м и синтоистским храмам. Ёти владени€ не облагались налогом в пользу казны.

Ёксплуатаци€ кресть€н настолько усилилась, что уже в конце VIII в., по данным €понских хроник, кресть€не оставались после уплаты налога без сем€н и брали дл€ посевов зерно из государственных фондов под высокий процент. „тобы выплатить долги, они закладывали свои наделы деревенской верхушке, отдавали жен и детей в домашнее рабство.

–ост феодальной эксплуатации €вилс€ причиной почти непрекращавшихс€ кресть€нских волнений и восстаний.  ресть€не совершали нападени€ на центры провинций и даже на столицу, громили правительственные учреждени€, захватывали имущество феодалов и крупных чиновников. ¬ласти в р€де случаев были вынуждены идти на уступки, снижать зафиксированные в долговых записках задолженности кресть€н.

¬нутриполитическа€ обстановка в стране обостр€лась междоусобной борьбой феодалов за земли и власть, а также сепаратистскими феодальными выступлени€ми. Ќаибольшим вли€нием пользовалс€ род ‘удзивара, его представители в IXЧXI вв. занимали все важнейшие посты в центральном правительственном аппарате, в том числе посты регентов и канцлеров. ѕрактически императорский дом был отстранен от власти.

–азложение надельной системы. –азвитие феодальных отношений привело к разложению государственной собственности на землю и распаду надельной системы. Ѕыли прекращены периодические переделы, и земл€ постепенно переходила в собственность знати, котора€ стремилась увеличить свои владени€ и за счет земель, не подлежавших по существующим законам налогообложению. “акими земл€ми, в частности, были освоенные пустоши Ч Ђновые пол€ї Ч и многие угодь€, розданные знати в собственность за заслуги и службу.

¬ это же врем€ значительно выросло храмовое землевладение. ¬се шире практиковалась купл€-продажа земли. ¬есьма важным обсто€тельством, способствовавшим прекращению переделов полей, €вл€лось повсеместное развитие культуры риса (в свое врем€ завезенной из  ореи). ƒл€ его посевов была необходима тщательна€ обработка земли, а также специальное орошение, что требовало значительных материальных затрат.

¬се это привело к развитию частного феодального землевладени€, феодальных поместий (сЄэн), с которых не взимались налоги в пользу казны. –азор€вшиес€ от непосильных налогов и произвола чиновников фиска кресть€не нередко переходили на земли феодалов и становились феодально зависимыми.

¬ результате роста крупного феодального землевладени€ усилилась междоусобна€ борьба. ¬ провинци€х не прекращались сепаратистские движени€. ÷ентральна€ власть утрачивала контроль на местах. ¬ладельцы крупных поместий, захватывавшие Ђновые пол€ї и земли надельных кресть€н, отказывались вы-J подн€ть государственные повинности.

ќбразование самурайства. »ме€ крупные земельные владени€, феодалы стремились защитить их от пос€гательств извне. ѕо этой причине, а также вследствие все учащавшихс€ кресть€нских выступлений они увеличивали свои военные дружины. ¬последствии из дружинников образовалс€ слой мелкопоместного двор€нства Ч самураев, которые за военную службу получали от своих сеньоров земельные участки на правах ленов или специальное жалованье рисом.

ќснованный на принципах буддизма и конфуцианства этико-моральный кодекс самураев Ч бусидо Ч строго регламентировал все стороны жизни самура€, воспитанного в духе полного подчинени€ младшего старшему. √лавным и почетным зан€тием признавалась военна€ служба самура€. Ќарушение Ђбусидої строго каралось. —амурай, опозоривший себ€ каким-либо недостойным поступком, должен был покончить с собой, сделав себе Ђхаракириї (букв. Ђвспарывание животаї).

»менно самураи во второй половине XII в. сыграли большую роль в борьбе за власть феодальных династий, котора€ завершилась победой дома ћиномото.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 537 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

2289 - | 2035 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.