Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќбразование арабо-мусульманского государства




ƒомусульманска€ јрави€. ќгромный полуостров јрави€, площадь которого равна 3 млн. кв. км, т.е. примерно четвертой части ≈вропы, и примыкающие к нему районы —ирийской пустыни с древнейших времен были заселены арабами. —оциально-экономический и культурный уровень развити€ различных областей этого региона был неодинаковым.

ќсновна€ территори€ јравии Ч сухие степи, пустыни и полупустыни. Ћишь незначительна€ часть ее была пригодна дл€ земледели€. ѕриродные услови€ јравии определили деление ее населени€ на оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов.

Ќа юге, в …емене, где были значительные водные ресурсы, еще в I тыс€челетии до н. э. сложилась развита€ земледельческа€ культура, опирающа€с€ на сложную систему ирригации. јрабы-земледельцы выращивали здесь €чмень, финиковую пальму, виноград, плодовые деревь€. ¬ земледелии примен€ли довольно разнообразный металлический инвентарь, в том числе плуг с железным лемехом. ¬плоть до VI в. здесь существовало ’имь€ритское государство. Ќар€ду с земледелием получили развитие ремесло и торговл€. …емен славилс€ производством оружи€, обработкой кож. ¬ ёжной јравии добывали золото, собирали ладан и другие ароматические смолы. Ѕолее раннее, по сравнению с остальной јравией, развитие …емена стимулировалось отчасти посреднической торговлей —редиземноморь€ с »ндией и Ёфиопией, в которой …емен играл значительную роль. ≈ще в древности сложились также отношени€ обмена с кочевыми племенами јравии.

 очевники-скотоводы составл€ли большинство населени€ полуострова. »х называли бедуины (степн€ки). Ѕедуины занимались преимущественно разведением верблюдов, разводили также коней, овец, коз, крупный рогатый скот. ѕлемена бедуинов в VIЧVII вв. переживали процесс разложени€ первобытнообщинного стро€. ” них выделилась племенна€ знать, владевша€ крупными стадами и пытавша€с€ присвоить общинные пастбища. ѕо€вились также и зависимые люди, считавшиес€ юридически свободными, но вынужденные работать на своих богатых сородичей. ’от€ св€зь с родом и племенем оставалась еще достаточно крепкой, социальное расслоение порождало рост противоречий внутри племен. ”ровень развити€ и имущественное положение отдельных племен также были различными.

«начительное распространение у арабов получило рабство. –абами, как правило, были чужеземцы, преимущественно из јфрики. –абы использовались и в скотоводческом хоз€йстве, и у оседлого населени€. ќднако рабский труд не был в этот период основой экономического стро€. ƒаже на юге, в государстве ’имь€ритов, где рабовладельческие отношени€ имели длительную историю, существовали значительные пережитки первобытнообщинного стро€.

 ризис рабовладельческого общества …емена и разложение первобытнообщинного стро€ у бедуинов происходили в период, когда јрави€ стала объектом внешних завоеваний.

¬ VI в. ¬изанти€ и »ран вели борьбу за торговые пути, которые шли через …емен и «ападную јравию. ¬изантийские императоры использовали в этой борьбе христианское государство јксум (Ёфиопи€) и содействовали проникновению в …емен христианства. ¬ это врем€ в государстве ’имь€ритов обострились внутренние политические противоречи€, вылившиес€ в форму религиозной борьбы христианства с иудаизмом (имевшим в …емене значительное распространение) и старыми €зыческими веровани€ми. ¬оспользовавшись внутренней смутой, аксумские правители превратили …емен в наместничество Ёфиопии (525 г.). ѕродвинутьс€ дальше в «ападную јравию им, однако, не удалось. ¬ дальнейшем эфиопов изгнали персы, сделавшие …емен сатрапией —асанидского »рана (572Ч628). »ранские власти стремились подорвать позиции …емена в транзитной торговле между »ндией и —редиземноморьем, направив торговлю через ѕерсидский залив и далее по территории »рана. …емен переживал экономический упадок. –€д южноарабских племен переселилась на —евер. «начительный ущерб был нанесен и другим районам јравии, в частности ’ид-жазу, через который из …емена шел караванный путь в —ирию.

¬озникновение ислама и объединение јравии. –азложение первобытнообщинных отношений, стремление племенной верхушки закрепить за собой право на земельную собственность, скот и значительные доходы, поступавшие от караванной торговли, €вл€лись основной предпосылкой политического объединени€ јравии. Ётому же способствовали упадок рабовладельческих государств на юге јравии и необходимость противосто€ть внешним завоевани€м. ÷ентром объединени€ стал ’иджаз, район сравнительно развитого земледели€, ремесла и торговли. “акие города ’иджаза, как ћекка, ясриб (ћедина) и “аиф, имели прочные св€зи с кочевыми племенами. ћекка находилась в засушливой местности, на перекрестке караванных путей из …емена в —ирию, ѕалестину, »рак и ≈гипет. «емледелие здесь было невозможно. Ќаселение занималось ремеслом и оседлым скотоводством. ѕомимо обслуживани€ транзитной торговли, жители ћекки сами торговали и снар€жали караваны, вывозившие сырые и обработанные кожи, серебро в слитках из рудников јравии, изюм из соседнего оазиса “аиф. ћногие богатые мекканцы владели в “аифе и других оазисах участками обрабатываемой земли.

Ѕольша€ часть населени€ ћекки принадлежала к племени  урейш. √ород состо€л из кварталов, заселенных отдельными ку-рейшитскими родами. ¬ результате оживленной торговли в городе накопились огромные богатства, но существовало и значительное имущественное неравенство. ѕравил городом род ќмей€дов.

ѕосто€нные торгово-экономические св€зи мекканцев с другими аравийскими племенами способствовали распространению их вли€ни€ на эти племена. ћекканский храм Ч  ааба (и его св€тын€ Ч Ђ„ерный  аменьї (метеорит), который был вделан в стену храма) стал местом паломничества и почитани€ дл€ многих, в том числе и кочевых племен.

—тремление преодолеть племенную разобщенность и создать единое арабское государство идеологически выражалось в тот период в проповеди поклонени€ единому богу, в преодолении староарабского политеизма. ¬ различных районах јравии начали по€вл€тьс€ проповедники единобожи€. ¬ ћекке таким проповедником был ћухаммед (570Ч632), происходивший из бедного рода ’ашимитов племени  урейш. Ќова€ религи€ Ч ислам, или мусульманство, возникла, по преданию, около 610 г. ќднако в ћекке она не встретила широкой поддержки. ћекканска€ знать опасалась, что нова€ религи€ приведет к падению культа св€тилищ  аабы, а это могло бы повредить политическому вли€нию ћекки и ее торговым св€з€м с арабскими племенами. ѕоследователи ћухаммеда подвергались преследовани€м, что вынудило их переселитьс€ в оазис ясриб (ћедину). ѕереселение, по преданию, произошло в 622 г. √од переселени€ (по-арабски Ђхиджраї) был прин€т впоследствии за начальную дату мусульманского летосчислени€. ¬ ћедине ћухаммед нашел благопри€тную почву дл€ распространени€ новой религии и своего политического вли€ни€. јрабские племена ћедины были враждебно настроены по отношению к верхушке мекканских курейшитов, у которых многие мединцы были в долгу. ѕоэтому мединские арабы были готовы поддержать проповедника единобожи€, который враждовал с правител€ми ћекки. (¬о главе с ћухаммедом они начали вооруженную борьбу с ћеккой, напада€ на ее торговые караваны. ¬ ходе этой борьбы многие племена јравии, враждебно настроенные по отношению к мек-канским ростовщикам и купцам, стали действовать совместно с мусульманами.

Ѕорьба продолжалась до 630 г., когда после долгих переговоров ћухаммед заключил с мекканской верхушкой соглашение, по которому мекканцы об€зались признать религиозную и политическую власть ћухаммеда и прин€ть его учение Ч ислам; дл€ себ€ [ они добились признани€ ћекки религиозным центром, а  аабы главным св€тилищем ислама. ѕричина подобного отношени€ ку Ч рейшитов ћекки к новой религии и ее пророку заключалась в том, что ислам к этому времени стал политической силой, способной объединить јравию. ћекканска€ купеческа€ верхушка решила использовать эту силу в своих интересах и возглавить объединение јравии под лозунгом обращени€ всех арабов в ислам.

ѕолное объединение јравии и обращение (во многих случа€х чисто внешнее) ее населени€ в ислам произошло уже после смерти ћухаммеда, в правление его ближайших преемников Ч первых двух халифов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќаглость Ц это ругатьс€ с преподавателем по поводу четверки, хот€ перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2431 - | 2012 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.