Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќсновные черты феодального стро€ в ≈вропе к концу XI в




‘еодализм сложилс€ в большинстве стран ≈вропы к концу XI в. Ќа территории »талии и ‘ранции, где феодальные отношени€ складывались на базе разложени€ рабовладельческого стро€, процесс формировани€ феодализма завершилс€ уже в ’ в. ¬ јнглии и √ермании, а также в странах ÷ентральной, ¬осточной ≈вропы и —кандинавии феодальные отношени€ утвердились на полтора-два столети€ позже.

‘еодальный строй был, несомненно, прогрессивнее первобытнообщинного и рабовладельческого. ћелкое кресть€нское хоз€йство, служившее основой феодальной экономики, несмотр€ на жестокую эксплуатацию кресть€н, было производительнее хоз€йства примитивной домашней общины и даже рабовладельческой латифундии. ‘еодальна€ экономика, остава€сь в своей основе натуральной, предполагала наличие общественного разделени€ труда. ѕо мере развити€ феодализма все более распростран€лись товарно-денежные отношени€ и создавались предпосылки дл€ перехода к развитому товарному хоз€йству. —овершенствовалась обработка земли, и повышалась ее урожайность, улучшались породы скота, развивались различные виды ремесла, превратившегос€ в отдельную отрасль экономики.

ќсновой феодального способа производства €вл€лось наличие у феодалов собственности на землю и в известной степени на личность самого непосредственного производител€ Ч крепостного и зависимого кресть€нина, наделенного землей. ‘еодальна€ собственность приобретала разные формы. ¬ одних случа€х она принадлежала учреждению или значительной группе лиц (государственна€, церковно-монастырска€ собственность), в других- отдельным или нескольким лицам (вотчинно-аллодиальна€ и условно-ленна€ собственность).  ресть€не, в своей массе лишенные земельной собственности и личной свободы, эксплуатировались феодалами или государством в форме взимани€ ренты или налога. ¬ отличие от капитализма, где господствует экономическое принуждение, при феодализме непосредственный производитель, наделенный землей, эксплуатируетс€ с помощью внеэкономического принуждени€. Ётим объ€сн€етс€ органическа€ св€зь земельной собственности с политической властью при феодализме.  аждый крупный земельный собственник располагал судебно-администра-тивной властью и осуществл€л ее с помощью собственного аппарата принуждени€. ‘еодальна€ вотчина €вл€лась не только хоз€йственной единицей, но и автономной политической организацией, государством в государстве. ѕолитическа€ власть в стране в целом осуществл€лась иерархией феодальных собственников и совладетелей во главе с королем.

 лассы феодального общества. «ависимые и крепостные кресть€не. — оформлением феодализма общество распалось на два антагонистических класса Ч крупных землевладельцев и феодально зависимых кресть€н. ‘еодальное право в это врем€ уже не признавало наличи€ свободных людей. —огласно законам и обыча€м, установившимс€ в отдельных западноевропейских государствах в IXЧXI вв., каждый человек должен был подчин€тьс€ власти того или иного господина или корол€. —тало общим правилом известное положение: ЂЌет человека без господинаї. ЂЅезгосподныеї люди не пользовались охраной закона, их можно было обратить в рабство и даже безнаказанно убить.

 ресть€не делились в это врем€ на две основные группы: крепостных и поземельно зависимых. Ќаиболее эксплуатируемыми и бесправными были крепостные (сервы), находившиес€ в личной и в большинстве случаев в поземельной зависимости от своих господ. „асть сервов вовсе не имела наделов и посто€нно работала на господина (дворовые). —ервы были в полной собственности своих хоз€ев, которые свободно ими распор€жались и отчуждали их как с землей, так и без земли. »мущество сервов считалось собственностью феодалов, и за его наследование платилс€ особый Ђпосмертныйї побор. —ервов обремен€ли разными унизительными повинност€ми, св€занными с личной зависимостью. ¬ состав крепостных вошли бывшие рабы и попавшие в кабалу свободные. ¬ западных странах крепостничество просуществовало до XIII- XIV вв., в ¬осточной ≈вропе Ч до конца феодализма.

Ћично свободные кресть€не были более самосто€тельны и правомочны в юридическом и хоз€йственном отношении. ќни могли распор€жатьс€ своим имуществом, имели наследственное право на свой надел. »х зависимость выражалась в судебном подчинении господину и выполнении в его пользу некоторых повинностей. ƒержавшие господскую землю об€заны были выполн€ть за нее установленные обычаем оброчные и барщинные повинности. ‘еодалы стремились усилить зависимость и эксплуатацию кресть€н, ущемить их личную свободу, распространить на них крепостнические повинности (баналитеты и др.).  ресть€не боролись за сохранение прежних прав. Ѕольшую роль при этом играла община, котора€ не была разрушена с подчинением кресть€нства феодалами, а только попала под их власть. ќбщинна€ организаци€ давала кресть€нам Ђдаже в услови€х жесточайших крепостнических пор€дков средневековь€, локальную сплоченность и средство сопротивлени€ї'. ќбщина не утратила и своего хоз€йственного значени€. —охран€лись прежние хоз€йственные распор€дки в отношении севооборота, выпаса скота, использовани€ общинных угодий, хот€ теперь кресть€не должны были платить за них дополнительные поборы. ¬ кресть€нских выступлени€х обычно фигурировали требовани€ свободного пользовани€ этими угодь€ми.

 лассова€ борьба кресть€н, проходивша€ красной нитью через всю историю феодального общества, была направлена прежде всего против усилени€ эксплуатации.  ресть€не добивались уменьшени€ повинностей и установлени€ гарантий от феодального произвола. ‘ормы борьбы кресть€н были разные: побеги, отказ от выполнени€ повинностей и поборов, порча помещичьего имущества, поджоги господских усадеб, убийство господ и их служащих, сожжение податных списков, создание тайных союзов, восстани€.  ресть€нские восстани€ неизбежно терпели поражение, но они не проходили бесследно. ‘еодалы вынуждены были идти на частичные уступки, отказыватьс€ от чрезмерных требований, устанавливать норму повинностей.  ресть€не добивались, таким образом, уменьшени€ той доли прибавочного продукта, которую отнимали у них феодалы в виде ренты, что создавало услови€ дл€ расширени€ кресть€нского хоз€йства и способствовало развитию производительных сил феодального общества. ¬ этом про€вл€лось прогрессивное значение классовой борьбы кресть€нства. Ќе име€ возможности избавитьс€ от феодального гнета, кресть€не в рамках существующего стро€ добивались большей свободы и хоз€йственной самосто€тельности.

 ласс феодалов. ‘еодальна€ иерархи€. √осподствующий класс феодалов существовал за счет эксплуатации кресть€н и других групп труд€щегос€ населени€. ќн выполн€л в феодальном обществе важные функции Ч политические, идеологические, военные, без чего это общество не могло существовать. ‘еодалы, каждый в отдельности и все вместе, осуществл€ли политическую власть Ч держали в повиновении эксплуатируемые массы и подавл€ли их сопротивление.

ќсновным зан€тием светских феодалов были войны, и поэтому они все считались Ђлюдьми рыцарского звани€ї.  ресть€не исключались из рыцарского войска. ќднако они не были избавлены от военных т€гот: их облагали военными налогами и использовали в качестве вспомогательной военной силы. ¬ оборонительных войнах участвовали все, вплоть до рабов.

ƒруга€ группа феодалов Ч высшее и среднее духовенство Ч осуществл€ла идеологическое руководство. Ёто были обычно образованные люди, знавшие не только обр€ды церковной службы, но нередко и средневековую схоластическую науку. ƒо расцвета городов в XIII в. духовенство сохран€ло монополию на образование. —в€занное органически со светскими феодалами (высший клир происходил преимущественно из именитых феодальных семейств), духовенство в сословном отношении возвышалось над ними и имело свои особые интересы.

—труктура класса феодалов основывалась на отношени€х земельной собственности, с которой было непосредственно св€зано обладание политической властью. Ќа стадии сложившегос€ феодализма эти отношени€ выражались в форме феодальной иерархии. ¬о главе ее сто€л король Ч верховный сюзерен и номинальный глава государства.  роме собственного домена, он пользовалс€ некоторыми верховными правами в пределах всего государства (военное командование, судебный банн и др.). Ќа второй ступени сто€ли крупные феодалы Ч непосредственные вассалы корол€ Ч архиепископы, епископы, герцоги, графы и др., владевшие кн€жествами и област€ми. ќни располагали в своих владени€х высшими государственными прерогативами-судебно-администра-тивной властью, правом чеканки монеты, сбора пошлин и налогов и др. “ретью ступень занимали бароны Ч вассалы королевских вассалов, имевшие крупные владени€ и пользовавшиес€ в них фактической автономией. ѕоследнюю ступень занимали рыцари. ќднощитные рыцари не имели вассалов, у них были только зависимые кресть€не, сто€вшие уже за пределами иерархии и лишенные права владеть феодами.

¬ышесто€щий феодал был сеньором по отношению к нижесто€щему, державшему у него феод и находившемус€ в его вассальной зависимости. ¬ то же врем€ сеньор €вл€лс€ вассалом вышесто€щего сеньора, если держал у него феод. “олько король не имел над собой сеньора в своей стране (он мог быть вассалом другого корол€ или папы).

ќсновой вассальной зависимости было условное владение (бенефиции, феод, лен Ч немецк., фьеф Ч франц.). ќбычно это была земл€, нередко разные феодальные поступлени€ Ч рента, должность, дававша€ право на получение ренты и других поступлений. ‘еод формально оставалс€ в верховной собственности сеньора, но распор€жалс€ им непосредственно вассал, получавший всю сумму ренты или подавл€ющую ее часть. —еньор пользовалс€ только установленной обычаем службой вассала и получал от него в отдельных случа€х денежный взнос Ч рельеф. ќб€зательна€ военна€ служба вассала не превышала 40 дней в году. Ќевыполнение вассальных об€занностей влекло за собой потерю лена. ќднако на деле это бывало далеко не всегда. ¬ассал мог оказать военное сопротивление (на что он имел почти законное право) и отсто€ть свой лен. ¬ IXЧXI вв. бенефиции (феоды) стали наследственными, и лишить вассала владени€ было еще труднее.

ѕо феодальному обычаю передача сеньором феода во владение вассала (инвеститура-лат.) происходила в торжественной обстановке в присутствии большого количества вассалов. —еньор вручал вассалу дерн и ветку лесного дерева, символизировавшие право на владение землей и лесом. ƒо акта инвеституры или одновременно с ним совершалс€ обр€д вступлени€ в вассальную зависимость. ¬ассал становилс€ на одно колено перед восседавшим на возвышении сеньором и объ€вл€л, что он становитс€ Ђего человекомї (оммаж-франц.), и, вложив свои руки в руку сеньора, кл€лс€ ему в верности (фуа-франц.). “ем самым вассал принимал на себ€ об€занности в отношении сеньора Ч нести положенную службу, защищать владени€ и честь господина, участвовать в его совете, предоставл€ть ему следуемую по обычаю денежную помощь и др. —еньор об€зан был отвечать на верность вассала своей верностью Ч оказывать покровительство, не причин€ть обид и ущерба вассалу. Ќарушение вассально-ленного соглашени€ той или другой стороной влекло за собой разрыв отношений. ѕричем если это случалось по вине господина, то согласно решению ленной курии вассал мог оставить сеньора, сохранив за собой феод.

¬ассально-ленные отношени€ были крайне запутаны. ќбычай позвол€л вступать в вассальную зависимость к нескольким сеньорам, и даже в разных государствах. Ёто вызывало посто€нные конфликты и военные столкновени€. ѕри этом внутренние смуты переплетались с внешними войнами.

»ерархическа€ организаци€ господствующего класса в феодальном обществе в услови€х экономической и государственной раздробленности сплачивала его политически и помогала господствовать над кресть€нством: Ђ»ерархическа€ структура землевладени€ и св€занна€ с ней система вооруженных дружин давали двор€нству власть над крепостнымиї.

Ѕыт и нравы феодалов. ‘еодалы не занимались производительным трудом. –уководство хоз€йством они перекладывали на своих служащих Ч управл€ющих, старост и др. —ами же господа только воевали, охотились и пировали. »х быт и нравы были тесно св€заны с этими зан€ти€ми.

Ќачина€ с ’ в. жилищем феодалов служили замки Ч укрепленные дворцы-убежища, в которых они могли спасатьс€ от своих врагов. «амок обеспечивал феодалу господство над прилегающей сельской округой. ћассовое сооружение замков было вызвано вторжени€ми сарацин, венгров и норманнов. ќбычно замок строилс€ на холме или высоком отвесном берегу, откуда хорошо обозревались окрестности. —начала это было дерев€нное сооружение в виде двухэтажной башни; верхний этаж предназначалс€ дл€ семьи феодала, нижний Ч дл€ дружины и прислуги. ¬ XI в. начали строить каменные замки, окружа€ их двум€ или даже трем€ толстыми стенами с бойницами и дозорными башн€ми, а также рвами, заполненными водой. ¬ центре возвышалась главна€ цитадель, служивша€ убежищем дл€ феодала и его семьи. ѕодземель€ замка использовались не только дл€ хоз€йственных надобностей, но служили также местом заключени€, где томились закованные в цепи узники.  аменный замок с большим запасом продовольстви€ мог выдержать длительную осаду. ѕод его стенами селилс€ простой люд, чтобы найти убежище при вторжении непри€тел€. ƒл€ штурма замков примен€лись осадные сооружени€ Ч тараны и передвижные башни.

¬ ’-XI вв. войско состо€ло из т€желой конницы.  аждый феодал был конным воином Ч рыцарем (нем. Ritter Ч всадник, лат. miles-воин). «вание рыцар€ присваивалось особым актом посв€щени€ после об€зательного прохождени€ физической и военной подготовки. ќпо€санный мечом рыцарь не должен был расставатьс€ со своим оружием. Ёто оружие состо€ло, кроме т€желого меча с крестообразной руко€ткой, из длинного копь€, палицы и секиры. ¬ качестве защитного вооружени€ использовалс€ большой продолговатый щит, прикрывавший почти всю фигуру воина. ¬ боевой обстановке рыцарь был весь покрыт металлическим оде€нием: на голове он носил шлем с забралом и защитной пластинкой дл€ носа, на руках металлические перчатки, на ногах кольчатые чулки, тело вплоть до колен покрывалось кольчугой. Ћошадь рыцар€ тоже была покрыта броней. ”бить или ранить рыцар€ было весьма трудно. »скусство бо€ заключалось в том, чтобы сбить рыцар€ с лошади или ранить лошадь, тогда т€желовооруженный воин оказывалс€ беспомощным и его легко можно было захватить в плен.   этому сводилась цель сражени€. «а пленных получали богатый выкуп. Ќе случайно одной из главных об€занностей вассала был выкуп сеньора из плена.

¬ свободное от войны врем€ рыцари искали приключений, занима€сь разбоем. ќни презирали труд, были грубы и жестоки, выше всего ценили удаль и физическую силу. ѕозже Ч в XII- XIII вв. Ч сложилс€ кодекс Ђрыцарской честиї, изображавший рыцар€ как поборника справедливости, защитника слабых и обиженных. Ќо этот образ был скорее идеалом, а не отражением реальной действительности.

‘еодализм в буржуазной и советской историографии. ѕредставление о феодализме как общественно-политическом строе средневековь€ возникло в эпоху ѕросвещени€. »деологи поднимавшейс€ буржуазии отрицательно оценивали этот строй, вид€ в нем политический хаос, господство католицизма и папской теократии. ¬ это врем€ были заложены основы той концепции, котора€ господствует в буржуазной историографии до сих пор. Ў. ћонтескье считал основным признаком феодального стро€ условный характер землевладени€, систему феодов и выросшую на ее основе феодальную военно-ленную иерархию. ¬ плане конкретного исторического исследовани€ эта юридическа€ концепци€ наиболее последовательно была обоснована немецким историком ѕ. –отом (середина XIX в.). ‘еодализм, по –оту, это политическое и военное устройство, введенное  аролингами взамен старогерманской системы общего государственного подданства, разложившейс€ в результате упадка свободного кресть€нства. √лавным элементом феодализма он считал сеньориальную власть, котора€ пришла на смену территориальным органам государственного управлени€. ѕереход к феодализму, по этой концепции, заключалс€ в том, что между высшей государственной властью и населением встал сеньор (феодальный господин), через посредство которого население выполн€ло теперь свои государственные повинности. ‘еодализм оценивалс€ –отом сугубо отрицательно, как нарушение Ђнормальногої политического и общественного устройства, как анархи€, сменивша€ публичный пор€док.

—овременник –ота, известный немецкий историк √. ¬айц, раздел€€ взгл€ды на феодализм как на особую политико-юридическую систему, отмечал вместе с тем и некоторые особенности социального стро€ в феодальном обществе: преобладание личной и поземельной зависимости населени€, сословную структуру общества и св€зь политической власти с землевладением. ≈ще более полное политико-юридическое определение феодализма дал французский историк ‘. √изо (XIX в.). √лавными признаками феодального стро€ он считал условный характер земельной собственности и ее соединение с верховной политической властью, а также иерархическую структуру государственной власти.

Ѕуржуазна€ историографи€ XIX в. по существу не пошла дальше этих представлений. ѕод феодализмом понимали существовавшее в странах «ападной ≈вропы в эпоху классического средневековь€ политическое устройство, дл€ которого характерны отсутствие пр€мого государственного подданства, наличие частной власти, политическа€ раздробленность, иерархическа€ структура земельной собственности и политической власти. ѕроисхождение феодализма историки этого времени св€зывали с военными и политическими меропри€ти€ми правителей из династии  аролингов, в частности с военной реформой  арла ћартелла.

¬ конце XIX- начале XX в. это представление было в значительной степени пересмотрено. »сторики отказались от прежней негативной оценки феодализма и начали усматривать в нем некие Ђконструктивныеї черты. ¬ частности, по-иному стали оценивать вассально-ленную систему, котора€ в какой-то степени сплачивала феодалов под эгидой королевской власти и послужила в ее руках рычагом дл€ упразднени€ политической раздробленности.

—торонники вотчинной теории, не отказавшись в принципе от политико-юридической концепции феодализма, искали его предпосылки в крупном землевладении, натуральном хоз€йстве и отношени€х между вотчинником и зависимым населением. »сторики-позитивисты пошли еще дальше. ќни характеризовали феодализм как совокупность равных по значению факторов Ч политических, юридических, социальных, экономических. “акого взгл€да, в частности, придерживались известные русские буржуазные медиевисты Ч ѕ. √. ¬иноградов и Ќ. ».  ареев. Ќекоторые западные и русские буржуазные историки выдвинули теорию Ђдвух феодализмовї. —чита€ определ€ющим фактором феодализм Ђполитическийї, они в то же врем€ говорили о феодализме Ђсоциальномї, подготовившем дл€ него почву и существовавшем в его недрах (ƒ. ћ. ѕетрушевский, ј. Ќ. —авин). ќднако ни одна из этих концепций не пришла к признанию определ€ющей роли социально-экономических отношений в системе феодализма.

¬ XX в. в буржуазной историографии сложилось представление о феодализме как о всемирно-историческом €влении. »зучение всемирной истории показало, что схожий с западноевропейским феодализмом общественно-политический строй существовал и в других странах. –усский историк Ќ. ѕ. ѕавлов-—ильванский доказал существование феодализма на –уси. ѕричем он считал, что условное землевладение не €вл€етс€ непременным признаком феодального стро€, как это утверждали на «ападе. «ападные историки и социологи Ч ќ. √интце и др. Ч начали рассматривать феодализм во всемирно-историческом плане, однако его по€вление св€зывали не с внутренними, а с внешними причинами Ч столкновением разных цивилизаций и завоеванием.

–ассмотрение феодализма во всемирно-историческом масштабе должно было бы привести к пересмотру самого его пон€ти€. ќднак о буржуазна€ историографи€ этого не сделала, примен€€ к восточному феодализму западноевропейский эталон; главной сутью феодального стро€ по-прежнему считали ленную иерархию, политическую раздробленность, Ђрассе€ние суверенитетаї и т. п.

¬ последнее врем€ в буржуазной историографии заметна тенденци€ к созданию общесоциологических схем феодализма в отрыве от конкретной исторической действительности. “акую схему, например, предлагают американский историк –.  улборн и др., которые считают, что феодализм как форма организации политической власти существовал в разные исторические эпохи на стыке разных цивилизаций при наличии сходных предпосылок, а именно: когда народ подвергалс€ внешнему порабощению, когда власть захватывала узка€ группа лиц или когда наступали глубока€ хоз€йственна€ анархи€ и политический распад.

Ќар€ду с этим в современной буржуазной историографии на основе конкретных исследований развиваетс€ комплексное изучение феодализма. ¬о ‘ранции оно представлено ћ. Ѕлоком и его последовател€ми, группирующимис€ вокруг журнала Ђјнналы экономической и социальной историиї. »сторики этого направлени€ трактуют феодализм как единую систему социальных, политических, идеологических и социально-психологических св€зей. ‘ункционирование этой системы, по их мнению, в огромной степени зависело от вотчинно-кресть€нских отношений. ’от€ эти историки считают типичным феодализмом западноевропейский, они рассматривают этот строй как универсальный, который проходили все народы мира.

Ќесмотр€ на различие взгл€дов о сущности феодализма в современной буржуазной историографии, в одном она остаетс€ на общих традиционных позици€х Ч в отрицании решающей роли экономических отношений в системе феодального стро€. ¬ лучшем случае эти отношени€ квалифицируютс€ как равнозначные нар€ду с политическими, юридическими и иными факторами.

—овсем по-иному к изучению феодализма подходит марк-систско-ленинска€ историографи€, стро€ща€ свои научные пон€ти€ на основе исторического материализма.

‘еодализм Ч это одна из классово-антагонистических формаций, пришедша€ на смену рабовладельческому или в других исторических услови€х первобытнообщинному строю и уступивша€ свое место капиталистическому строю. “о, что буржуазна€ историографи€ обычно понимает под феодализмом, представл€ет на самом деле только юридическую и политическую надстройку феодального общества на определенной стадии его развити€ (в эпоху сложившихс€ феодальных отношений до начала их разложени€). Ѕазисом феодального стро€ служат феодальные производственные отношени€, закрепленные юридически в отношени€х собственности.

»зучение феодализма во всемирно-историческом плане обнаруживает многообразие хоз€йственных, юридических и политических форм, в которых он развивалс€ в конкретных исторических и естественно-географических услови€х. ќднако непременными чертами феодального стро€ всегда оставались: наличие земельной собственности в руках господствующего класса феодалов; наделение землей непосредственных производителей Ч зависимых и крепостных кресть€н, которые вели мелкое самосто€тельное хоз€йство, создававшее основу феодального производства; эксплуатаци€ кресть€н феодалами, государством и церковью в форме ренты, налога, дес€тины; внеэкономическое принуждение крепостных и зависимых кресть€н, которое осуществл€лось разными способами Ч от пр€мого насили€ и судебно-административного преследовани€ до установлени€ об€зательных фиксированных норм повинностей.

¬ажнейшие проблемы истории западноевропейского феодализма исследованы в трудах видных советских медиевистов Ч ≈. ј.  осминского, ј. ƒ. ”дальцова, Ќ. ѕ. √рацианского, ј. ». Ќеусыхина, —. ƒ. —казкина. ѕервостепенное внимание в их исследовани€х отводитс€ истории кресть€нства и феодальной вотчины, развитию производительных сил в сельском хоз€йстве, вы€снению исторических закономерностей развити€ феодальной экономики, изменению форм феодальной ренты. ¬ отличие от буржуазной историографии, идеализирующей феодальную сеньорию, советские историки раскрывают острые социальные конфликты, непримиримость интересов кресть€н и феодалов, посто€нную борьбу между ними. ¬ их трудах показываетс€ прогрессивна€ роль кресть€нского хоз€йства в развитии производительных сил феодального общества и значение классовой борьбы кресть€н против феодалов в эволюции феодального стро€.

ќдной из наиболее сложных проблем истории феодализма €вл€етс€ проблема его генезиса. Ёто объ€сн€етс€ тем, что феодальный строй складывалс€ на разной исторической основе Ч рабовладельческой, патриархальной Ч и в разных первоначальных формах.

Ѕуржуазна€ историографи€, представл€юща€ феодализм как систему юридических и политических институтов, которые не только не обусловливаютс€ существующими социально-экономическими отношени€ми, но сами их создают, пытаетс€ прежде всего установить преемственность этих институтов, найти их истоки и прецеденты. ”же в XVIII в. во ‘ранции по€вились две концепции происхождени€ Ђстарогої (феодального) пор€дка, против которого началась тогда революционна€, сперва идеологическа€, а потом политическа€ борьба. —торонники реакционных сил в лице графа Ѕуленвилье и его последователей доказывали, что этот строй был создан в результате завоевани€ германцами римской √аллии и зиждетс€ на незыблемой основе Ч праве завоевани€. —редневековые феодальные пор€дки, согласно этой концепции, были введены завоевател€ми-германцами, превратившимис€ в господствующую аристократию. “ак по€вилась германистска€ теори€ происхождени€ феодализма. ѕротивоположна€ ей романистска€ теори€ в лице аббата ƒюбо и его сторонников опровергала взгл€ды своих противников ссылками на то, что германского завоевани€ √аллии €кобы вовсе не было; варвары-германцы проникали в –имскую империю как наемники и, будучи отсталыми, рабски воспринимали римскую цивилизацию, подражали во всем, а не насаждали свои варварские пор€дки. ‘еодальный строй, по их утверждению, возник позже, при  аролингах, в результате узурпации королевских прерогатив земельной аристократией.

¬ последующее врем€ романисты фактически восприн€ли выдвинутую их противниками теорию Ђдвух расї, придав ей новое содержание. ќ. “ьерри и ‘. √изо, признава€ факт завоевани€ римской √аллии германцами, делали из него далеко идущие выводы. «авоеватели превратились, по их мнению, в господствующий класс Ч двор€нство, а завоеванные Ч в эксплуатируемую массу кресть€н и горожан Ч предшественников третьего сослови€. ѕо словам “ьерри, германцы ничего положительного не принесли в завоеванную √аллию. ¬есь последующий прогресс в истории средневековой ‘ранции он св€зывает с пробуждением третьего сослови€ и его вековой борьбой против угнетателей-двор€н. √изо признает значительное вли€ние германских пор€дков на формирование феодальной системы во ‘ранции. ƒружинные отношени€ и вассалитет, институт королевской власти, дух свободы и индивидуализма определили, по его мнению, важнейшие черты этой системы.

Ќесомненной заслугой этих историков было открытие классов и классовой борьбы в феодальном обществе, хот€ социально-экономической основы этих €влений они вы€снить не смогли. ѕричины по€влени€ классов-сословий √изо и “ьерри видели во внешнем завоевании, а классовые различи€ смешивали с этническими различи€ми.   тому же они ограничивали классовую борьбу только рамками Ђстарого пор€дкаї, полага€, что в буржуазном обществе уже нет ни классов, ни классовой борьбы.

—о второй половины XIX в. споры романистов и германистов приобрели более €рко выраженную националистическую окраску. Ўовинистически настроенные французские историки-романисты Ќ. ƒ. ‘юстель де  уланж и др. пытались принизить историческую роль германцев Ч немцев, а немецкие историки-националисты, придерживающиес€ германистской концепции, умал€ли значение галлов Ч французов.

Ќаучна€ значимость споров германистов с романистами невелика. Ќи та, ни друга€ сторона не права в вопросах генезиса феодализма. ‘еодализм сложилс€ во ‘ранкском государстве и входивших в его состав странах не в результате эволюции римских или германских юридических и политических институтов, а вследствие по€влени€ новых экономических отношений, дл€ кото рых эти институты послужили только формой выражени€, придав им некоторые специфические черты.

ѕроблема генезиса феодализма решаетс€ в другой плоскости. ‘еодальные отношени€ возникают закономерно у всех народов на той стадии их общественного развити€, когда производитс€ уже значительный прибавочный продукт и непосредственный производитель может использовать большую или меньшую его часть дл€ ведени€ самосто€тельного хоз€йства. Ёто мелкое кресть€нское хоз€йство и стало основой феодального производства. ”становление личной и поземельной зависимости кресть€н, ведущих мелкое хоз€йство, и обременение их повинност€ми в пользу земельных собственников или раннефеодального государства служили началом феодального стро€.

√енезис феодализма в «ападной ≈вропе исследован в трудах видных советских медиевистов Ч ј. ƒ. ”дальцова, Ќ. ѕ. √рацианского, ј. ». Ќеусыхина. —оветские историки подвергли критике вотчинную теорию и показали огромное значение свободной общины Ч марки а аграрном развитии в раннее средневековье. ¬ работе ј. ». Ќеусыхина Ђ¬озникновение зависимого кресть€нства как класса раннефеодального общества в «ападной ≈вропе VIЧVIII вв.ї прослеживаетс€ процесс превращени€ свободных общинников в зависимых кресть€н у германских народов и вы€сн€ютс€ общие закономерности этого процесса. —оветские медиевисты доказали, что феодализм формировалс€ не на основе эволюции правовых норм и юридических институтов, как утверждают буржуазные историки, а в результате коренного именени€ экономических отношений, в результате перемещени€ земельной собственности из рук свободных кресть€н-общинников в руки крупных землевладельцев.

 

√Ћј¬ј 6

ј–јЅџ ¬ VIЧX1 вв.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2015-11-05; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 660 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

2006 - | 1939 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.037 с.