Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Значение христианства для развития европейской культуры




Христианство сформировало новые смыслы природы и человечес­кого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека, что не могло не сказаться на всей европейской ис­тории. Конечно, вначале христианская свобода реализовывалась главным образом в духовно-нравственной сфере. Но затем она на­шла себе практическое поле для своего воплощения и стала выра­жаться в преобразовании природы и общества, в построении основ правового государства, уважающего права и свободы человека. Сама идея о неотъемлемых правах и свободах человека могла появиться только в христианской культуре. Христианство сформировало но­вые смыслы природы и человеческого бытия, которые стимулирова­ли развитие нового искусства, стали основой естественнонаучного и гуманитарного познания. Мы не имели бы знакомого нам европей­ского искусства без характерного для христианства внимания к чело­веческой душе, ее самым сокровенным внутренним переживаниям. «Исповедальность» европейского искусства (см.: Шпенглер О. За­кат Европы. Т.1. — М., 1993. С. 438) есть качество, сформированное христианской духовностью. Без этого обостренного внимания чело­века к своей личности не было бы и знакомых нам гуманитарных на-. ук. Сама идея о том, что существование мира и человека есть восходящий исторический процесс (а не просто чередование космических циклов), пришла к нам от христианства.

Смысловые основы современного естествознания также сформировались под определяющим влиянием христианской ду­ховности (см.: Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII— XVIII вв.): Формирование научных программ Нового времени. — М., 1987; Косарева Л. С. Социокультурный генезис науки Нового времени. — М., 1989): Христианство ликвидировало смысловую пропасть между «естественным» и «искусственным», ибо мир пред­стал как творение всемогущего и свободного личного Бога (см.: Гай­денко П. П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. — М., 1980. С. 483). Но то, что создано творчеством, может и должно познаваться в контексте творческо­го преобразования. Так были заложены смысловые основы для по­явления экспериментальной науки. Конечно, необходимо отличать появление общих смысловых предпосылок от адекватного осозна­ния и практической реализации новых смыслов. Поэтому между возникновением христианства и появлением первых ростков ново­го естествознания лежит полтора тысячелетия.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Апериицеп С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — М., 1977. Боннар А. Греческая цивилизация: От Антигоны до Сократа. — М,, 1992. Гайденко II П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. — М., 1980.

Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.): Формирование науч­ных программ Нового времени. — М., 1987.

Косарева Л. С. Социокультурный генезис науки Нового времени. — М., 1989. Досский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Мистическое бо­гословие.— Киев, 1991. Лосский В. Догматическое богословие // Мистическое богословие. — Киев, 1991.

Мепь А. История религии. В 7 тт. — М., 1992. Т. V: Вестники Царства Божия: Биб­лейские пророки от Амоса до Реставрации (VIII—IV пв. до н. э.). Мепь А. История религии. В 7 тт. — М., 1993. Т. VI: На пороге Нового Завета: От эпо­хи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. Мень А. История религии. В 7 тт. —< М., 1992. Т. VII: Сын Человеческий. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — М., 1989. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. I. — М., 1993. Штаерман Е. М. (с использованием материалов С. С. Аверинцева) Идеология по­здней Римской империи // История Древнего мира. Упадок древних сообществ. 2-е изд., испр. — М., 1983.

 

Глава 5

культура Западной Европы в средние века

Периодизация средневековой культуры

Христианское сознание — основа средневекового менталитета

Научная культура в средние века





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 378 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2191 - | 2111 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.