Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Преобразования Советской власти в области культуры. Отношения с церковью




Переход от капитализма к социализму предполагал, кроме всего прочего, изменения в культурной сфере (так называемая культурная революция). Одной из задач культурной революции была ликвидация неграмотности. В августе 1923 г. ВЦИК и СНК утвердили план ликвидации неграмотности населения РСФСР к 1927 году. С 1928 г. по инициативе комсомола начался всесоюзный культпоход по борьбе с неграмотностью, превратившийся в массовое движение. На эту борьбу было мобилизовано более миллиона студентов, слушателей советских партийных школ, учителей, культпросветработников. Для решения проблем неграмотности с сентября 1930 г. в стране вводилось обязательное всеобщее начальное обучение.

Социалистическое переустройство общества предполагало формирование кадров специалистов со средним специальным и высшим образованием. В результате к середине 20-х годов в СССР было создано около тысячи специализированных техникумов и 148 вузов.

Высококвалифицированные кадры для высшей школы и руководящей работы в партийно-государственном аппарате, общественных организациях готовил Институт красной профессуры (создан в 1921 г.). В 1925 г. восстановлена аспирантура, готовившая научных работников и преподавателей высшей школы.

Необходимо отметить, что отношения Советской власти с интеллигенцией складывались напряженно. Большая часть работников умственного труда с энтузиазмом встретила свержение царизма и приветствовала начало демократических преобразований. Однако после Октября 1917 г. произошло разочарование действиями большевиков. Многие представители интеллигенции пошли на сотрудничество с новой властью, но слой интеллигенции в целом оставался под подозрением у новой власти. 11 сентября 1919 г. ЦК РКП(б) рассматривал вопрос «О массовых арестах среди профессоров и ученых». Кроме того, идейные противники Советской власти из числа деятелей науки и искусства изначально подвергались гонениям, высылке за рубеж. С июля 1922 г. по апрель 1923 г. из России было выслано более ста видных деятелей науки и искусства. Среди них были: бывший ректор МГУ М.М. Новиков, экономисты С.Н. Прокопович и Б.Д. Бруцкус, историк А.А. Кизеветтер, философы Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин и другие.

В целом, необходимо отметить, что итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы многие ценности духовной и материальной культуры, повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. В то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

Драматично складывались отношения между Советской властью и Церковью. В стране повсеместно развернулась антирелигиозная пропаганда и борьба с Церковью. 23 января 1918 г. вышел Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Публикация Декрета не сопровождалась разъяснительной работой с населением, что приводило к различным эксцессам. Весной 1918 г. произошло более 1400 столкновений, в ходе которых было убито 138 представителей Советской власти. Нагнетанию обстановки способствовало также массовое закрытие церковных учреждений. К 1922 г. было закрыто 2/3 из 1200 православных монастырей. Началось планомерное разрушение церковных сооружений. В 1922 г. была проведена кампания по изъятию церковных ценностей. В ответ на это усиливалось пассивное сопротивление со стороны церковных властей и верующих. В мае 1922 г. был арестован Патриарх Тихон по обвинению в антисоветских действиях. До суда дело не дошло, поскольку, с одной стороны, церковь прекратила предавать анафеме коммунистов, а с другой стороны, у власти возникли опасения в негативной реакции европейских правительств в отношении данного дела (тем не менее, Тихон умер в 1925 г., находясь под арестом).

С конца 1922 г. издавалась газета «Безбожник», в 1925 г. был создан «Союз безбожников», занимавшиеся антирелигиозной пропагандой. Кроме того, власть рассчитывала на внутренний раскол в церкви, в связи с существованием «обновленческого движения», противостоявшего официальной церковной политике. Был созван церковный Собор с целью низложения патриарха Тихона. И даже, несмотря на признание новой власти (в июле 1927 г. в декларации «Послание к пастырям и пастве» Церковь заявила о безусловной лояльности по отношению к государству), негативное отношение к религии в целом, а также гонения на церковь, продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны, когда произошел возврат к историческим и культурным ценностям прошлого.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 588 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2087 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.