Переход от капитализма к социализму предполагал, кроме всего прочего, изменения в культурной сфере (так называемая культурная революция). Одной из задач культурной революции была ликвидация неграмотности. В августе 1923 г. ВЦИК и СНК утвердили план ликвидации неграмотности населения РСФСР к 1927 году. С 1928 г. по инициативе комсомола начался всесоюзный культпоход по борьбе с неграмотностью, превратившийся в массовое движение. На эту борьбу было мобилизовано более миллиона студентов, слушателей советских партийных школ, учителей, культпросветработников. Для решения проблем неграмотности с сентября 1930 г. в стране вводилось обязательное всеобщее начальное обучение.
Социалистическое переустройство общества предполагало формирование кадров специалистов со средним специальным и высшим образованием. В результате к середине 20-х годов в СССР было создано около тысячи специализированных техникумов и 148 вузов.
Высококвалифицированные кадры для высшей школы и руководящей работы в партийно-государственном аппарате, общественных организациях готовил Институт красной профессуры (создан в 1921 г.). В 1925 г. восстановлена аспирантура, готовившая научных работников и преподавателей высшей школы.
Необходимо отметить, что отношения Советской власти с интеллигенцией складывались напряженно. Большая часть работников умственного труда с энтузиазмом встретила свержение царизма и приветствовала начало демократических преобразований. Однако после Октября 1917 г. произошло разочарование действиями большевиков. Многие представители интеллигенции пошли на сотрудничество с новой властью, но слой интеллигенции в целом оставался под подозрением у новой власти. 11 сентября 1919 г. ЦК РКП(б) рассматривал вопрос «О массовых арестах среди профессоров и ученых». Кроме того, идейные противники Советской власти из числа деятелей науки и искусства изначально подвергались гонениям, высылке за рубеж. С июля 1922 г. по апрель 1923 г. из России было выслано более ста видных деятелей науки и искусства. Среди них были: бывший ректор МГУ М.М. Новиков, экономисты С.Н. Прокопович и Б.Д. Бруцкус, историк А.А. Кизеветтер, философы Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, П.А. Сорокин и другие.
В целом, необходимо отметить, что итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы многие ценности духовной и материальной культуры, повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. В то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.
Драматично складывались отношения между Советской властью и Церковью. В стране повсеместно развернулась антирелигиозная пропаганда и борьба с Церковью. 23 января 1918 г. вышел Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Публикация Декрета не сопровождалась разъяснительной работой с населением, что приводило к различным эксцессам. Весной 1918 г. произошло более 1400 столкновений, в ходе которых было убито 138 представителей Советской власти. Нагнетанию обстановки способствовало также массовое закрытие церковных учреждений. К 1922 г. было закрыто 2/3 из 1200 православных монастырей. Началось планомерное разрушение церковных сооружений. В 1922 г. была проведена кампания по изъятию церковных ценностей. В ответ на это усиливалось пассивное сопротивление со стороны церковных властей и верующих. В мае 1922 г. был арестован Патриарх Тихон по обвинению в антисоветских действиях. До суда дело не дошло, поскольку, с одной стороны, церковь прекратила предавать анафеме коммунистов, а с другой стороны, у власти возникли опасения в негативной реакции европейских правительств в отношении данного дела (тем не менее, Тихон умер в 1925 г., находясь под арестом).
С конца 1922 г. издавалась газета «Безбожник», в 1925 г. был создан «Союз безбожников», занимавшиеся антирелигиозной пропагандой. Кроме того, власть рассчитывала на внутренний раскол в церкви, в связи с существованием «обновленческого движения», противостоявшего официальной церковной политике. Был созван церковный Собор с целью низложения патриарха Тихона. И даже, несмотря на признание новой власти (в июле 1927 г. в декларации «Послание к пастырям и пастве» Церковь заявила о безусловной лояльности по отношению к государству), негативное отношение к религии в целом, а также гонения на церковь, продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны, когда произошел возврат к историческим и культурным ценностям прошлого.