В течение 20-х – 30-х годов в политической системе советского государства, а также в партийном руководстве произошли изменения, предопределившие дальнейшее развитие страны. В 1920-1921 гг. наиболее остро стоял вопрос о формах и методах управления государством в период хозяйственного строительства. Часть членов РКП(б), среди которых были А.Г Шляпников, А.М. Коллонтай и др., высказывали идеи коллегиального управления промышленностью в период хозяйственного строительства, а также невмешательства партии в работу Советов.
Противоположную позицию в этом вопросе занял Л.Д. Троцкий. Он и его сторонники предлагали превратить страну в военный лагерь (по их мнению, именно Советское государство станет плацдармом мировой революции), а также резко ограничить демократизм в управлении. Пленум ЦК РКП (б), состоявшийся в ноябре 1920 г., отверг предложения Троцкого.
После смерти В.И. Ленина (21 января 1924 г.) борьба за лидерство в РКП (б) между Сталиным и Троцким продолжилась. В 1924 г. Троцкий открыто призвал к устранению «консервативной верхушки» партии. 26 января 1925 г. Президиум ЦИК СССР фактически отстранил Троцкого от руководства, лишив его должностей председателя РВС (Революционный военный совет) и наркома по военным и морским делам.
В 1925 г. Сталин столкнулся с «новой оппозицией» в лице Г.Е. Зиновьева и Л.Б. Каменева. Они высказали предложение о смещении Сталина с поста генсека, которое было отвергнуто XIV партсъездом (декабрь 1925 г.). Более того, объединенный съезд ЦК и ЦИК 23 октября 1926 г. освободил Зиновьева от обязанностей председателя Исполкома Коминтерна, вывел Троцкого из состава, а Каменева – из кандидатов в члены Политбюро. В феврале 1929 г. Троцкий, обвиненный в контрреволюционной деятельности, был выслан за границу. Зиновьев и Каменев, написавшие покаянное письмо в президиум съезда ВКП(б), в июне 1928 г. были восстановлены в партии. Таким образом, Сталин и его сторонники (Куйбышев, Молотов, Каганович и др.) получили возможность проводить свой политический курс.
В период кризиса нэпа 1927-1928 гг. в партийном руководстве также наблюдались кризисные явления, в связи с появлением так называемого «правого уклона» (Н.И. Бухарин, А.И. Рыков и др.). Бухарин выдвигал задачу нормализации рынка в условиях продолжения нэпа. Сталин и его сторонники акцентировали внимание на необходимости ускорения производственного кооперирования деревни. В результате, осенью 1928 г. группа Сталина начала борьбу с «правым уклоном» в партии. Результатом этой борьбы стало осуждение «правого уклона» объединенным Пленумом ЦК и ЦИК (апрель 1929 г.) и ХVI партконференцией (апрель 1929 г.).
Коллективное руководство партией и государством, которое существовало в первые годы после смерти В.И. Ленина, в 30-е годы было разрушено и фактически заменено режимом личной власти И.В. Сталина, сумевшего вытеснить оппозиционеров из руководящих структур. Правда, и в 30-е годы продолжались попытки эпизодической борьбы со Сталиным. Так, в 1932 г. была создана организация, развернувшая антисталинскую пропаганду. Ее идейным вдохновителем стал М.Н. Рютин (бывший кандидат в члены ЦК), написавший обращение «Ко всем членам ВКП(б)», в котором звучали обвинения в адрес Сталина в связи с проведением индустриализации и коллективизации, а также установлением режима террора в стране. В результате, все, кто имел отношение к деятельности данной организации, были привлечены к уголовной ответственности (30 человек).
Очередной вехой на пути формирования культа личности Сталина был ХVII съезд партии, открывшийся 26 января 1934 г., который формально продемонстрировал единение партийных рядов вокруг Сталина. Несмотря на клятвы верности, приносившиеся вождю, самобичевание и льстивые речи, на съезде проявились первые признаки новой оппозиции. Связано это было с обсуждением в кулуарах кандидатур на пост генерального секретаря партии. Сталина хотели заменить более молодым и демократичным С.М. Кировым, но тот отказался, более того, сообщил об этом предложении Сталину. В результате, делегаты съезда приняли решение об отмене должности генерального секретаря ЦК (был образован секретариат в составе Жданова, Кагановича, Кирова и Сталина). При этом сохранилось неформальное лидерство в партии Сталина.
Убийство С.М. Кирова 1 декабря 1934 г. привело к ужесточению политического режима в стране. В частности, был принят закон об упрощенной (без участия сторон, обжалования приговора) и ускоренной (до 10 дней) процедуре рассмотрения дел о терроре. В марте 1935 г. был принят закон о наказании членов семей изменников Родины. В апреле 1935 г. указом ЦИК было разрешено привлекать к уголовной ответственности детей с 12 лет.
Сталин использовал дело об убийстве Кирова в своих интересах, поскольку официально было заявлено о существовании двух террористических центров, якобы организовавших убийство (первый – в Ленинграде, второй – в Москве под руководством Зиновьева и Каменева). 29 декабря было расстреляно 14 членов первого центра, 16 декабря Каменев и Зиновьев были арестованы.
19-24 августа 1936 г. прошел публичный процесс по делу так называемого «антисоветского объединенного троцкистско-зиновьевского центра». К уголовной ответственности были привлечены Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев и еще 14 человек. Подсудимым вменялись в вину подготовка и убийство Кирова, попытка покушения на Сталина и другие «преступления» против Советской власти. Все 16 подсудимых были расстреляны.
23-30 января 1937 г. было рассмотрено дело «параллельного антисоветского троцкистского центра», по которому были расстреляны Ю.Л. Пятаков, Л.П. Серебряков, Н.И. Муралов и другие.
12 июня 1937 г. была «разоблачена» еще одна «антисоветская троцкистская военная организация», теперь уже в Красной Армии. 8 представителей высшего командования были расстреляны (М.Н. Тухачевский, И.Э. Якир, И.П. Уборевич и другие). Репрессии были направлены главным образом против тех, кто в свое время поддерживал позиции Троцкого во внутрипартийной борьбе.
Уже к концу 1937 г. была ликвидирована основная часть старой большевистской гвардии, заподозренная в нелояльности по отношению к существующему в стране режиму.
Начало Большому террору было положено Оперативным приказом наркома внутренних дел СССР от 31 июля 1937 г. «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», которым предписывалось до декабря 1937 г. арестовать 268950 человек, значительную часть которых заключить в лагеря сроком на 8-10 лет, а 75950 человек – расстрелять.
За уголовные и политические преступления в 1929-1934 гг. приговорены к расстрелу 39 899 человек, в 1935 г. – 1229 человек, в 1936 г. – 1118 человек, в 1937 г. – 353074 человек, в 1938 г. – 328618 человек. Жертвами массового террора становились не только руководители различных партийных и хозяйственных структур, но и рядовые члены партии, рабочие, колхозники, деятели науки и культуры.
После процессов конца тридцатых годов численность заключенных трудовых лагерей постоянно увеличивалась. Согласно официальным данным с 1921 по начало 1954 года по политическим обвинениям было приговорено к смертной казни 642.980 человек, к лишению свободы – 2.369.220, к ссылке – 765.180 человек. Таким образом, за время правления Сталина количество заключенных, одновременно находящихся в местах лишения свободы, не превышало 2 миллиона 760 тысяч человек (И. Пыхалов).
Современные исследователи по-разному оценивают характер изменений, произошедших в политической системе в 20-30-е гг. Большинство называют это время победой командно-административной бюрократической системы, вводят термин «тоталитаризм» при характеристике всей системы в целом. Под «тоталитаризмом» понимается контроль государства над всеми сферами жизни общества.
Дискуссионным остается вопрос о причинах складывания культа личности и системы сталинизма. Ряд исследователей (В.П. Трушков, О.С. Хлевнюк и др.) считают, что для формирования сталинизма существовали объективные предпосылки: необходимость за короткий срок решить проблему экономической отсталости страны; потребность в решении различных общественных противоречий; традиционность персонификации власти в России. Некоторые историки (В.С. Лельчук, С.Коэн и др.) причиной ужесточения большевистского режима в конце 20-х годов называют деспотический нрав Сталина, его авантюризм. По мнению М.М. Горинова, Сталину удалось победить своих соперников в политической борьбе 20-х годов и установить режим личной власти потому, что объективно требовалось ужесточение режима, а характер Сталина в наибольшей степени отвечал этому требованию.