Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Западная и средневековая наука




Именно арабы явились учителями и воспитателями латинского Запада. Первые переводы греческих философских и научных трудов на латинский язык были осуществлены не непосредственно с греческого, а с их арабских версий, то это произошло не только потому, что на Западе не было больше уже – или еще – людей, знающих древнегречес­кий язык, но и еще потому, что не было никого, способного понять такие трудные книги, как «Физика» или «Метафизика» Аристотеля или «Альмагест» Птолемея, так что без помощи Фараби, Авиценны или Аверроэса латиняне никогда к такому пониманию и не пришли бы. Для того чтобы понять Аристотеля и Платона, недостаточно – как ошибочно часто полагают классические филологи – знать древнегречес­кий, надо знать еще и философию. Латинская же языческая античность не знала философии».

Ученые Ближнего и Среднего Востока продолжали развивать наследие Эллады, стараясь объединить его с новым алгебраическим учением. При этом индийские математики больше уклонялись в арифметику, следуя по стопам Диофанта. Напротив, арабские ученые следовали по пути Архимеда. Они пытались разобраться в новом мире кубических уравнений: классифицировали их, выделяя те, которые решаются так же просто, как квадратные уравнения.

Тем временем на дальнем востоке Евразии другие математики и астрономы пытались постичь те же тайны природы на своем научном языке. В Элладе этот язык состоял, в основном, из чертежей - а в Китае из иероглифов. В сущности, иероглиф - это тоже чертеж особого рода, составленный из простых значков: каждый значок изображает одно простое понятие.

Вывод - ни один географический регион, ни один конкретный народ не может в полной мере считать себя «чудотворцем», породившим удивитель­ное детище – современную науку.

 

 

11. Формирование идеалов математизированного и опытного знания в средние века и эпоху Возрождения: Р. Гроссетест, Роджер Бэкон,У. Оккам, Н. Кузанский.

Рост и расширение ремесел, появл-е мануфактур, развитие торговли между странами - все это нуждалось в новых орудиях и инструментах, создать кот-е могла только новая техника, опирающаяся на науч-е знания и опыт. Начиная с эпохи Возрожд-я, возникает необход-ть в развертывании научных исслед-й, спрос на новые изобретения и открытия, кот-е можно было сделать путем опытного изучения природы, а не с помощью чисто умозрительных схоластических рассуждений. В кон Сред в в разных странах Зап Европы появ-сь отдельные ученые и школы, кот-е выступили против засилья схоластики - (от греч. ученый), тип религиозной фил-ии, характ-ся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам; призывали к опытному изучению природы. Первые попытки опытного и математизированного изучения природы были предприняты еще в XIIIв в Среднев Англии. Этот процесс обычно связывают с возникновением Оксфордской школы, основателем и мыслителем кот-й был канцлер Оксфордского ун-та, епископ Роберт Гроссетест (1175-1253) создал своеобразную метафизическую теорию света, согл кот-й свет представляет собой универсальную субстанцию, кот-я самостоятельно распространяется из созданной Богом точки. Законы распространения света доступны чел-му познанию и изучаются в геометрической оптике. В связи с этим он придает особое знач-е в познании природы оптике, математике и астрономии. Поэтому его мировоззрение носит двойственный хар-р. Это ясно видно в его учении о свете: с 1-й стороны, он истолковывает свет как божественное первоначало всего сущего, а с др - признает необходимость его опытного изучения с помощью оптики и геометрии. Роджер Бэкон (1214-1292) выступал против господствующей схоластической фил-ии и преклонения перед ее авторитетами. В пол-ке был выразителем идеологии городских ремесленников и резко критиковал как феодальную идеологию, так и традиционную теологию. Выделяя 3 способа познания: рассуждение, авторитет и опыт. Опыт наиболее надежный источник достиж-я достоверно истинного знания. Поэтому он утверждал, что именно «экспериментальная наука - владычица умозрительных наук». Открыл ряд новых химических реакций и получил несколько новых соединений. Ист-я заслуга состоит в защите и обосновании принципа опытного исслед-я природы и соединении его с рациональным мышлением. Представитель номинализма Оккам (1280-1349) 1. Теория двух истин. Истина разума и истина веры (теология) симметричны. Истины веры не могут быть доказаны с помощью разума, они в этом не нуждаются. Истины разума – науч-е знания, они должны быть доказаны и проверены. Фил-я приобретает самостоятельный статус, перестает быть служанкой теологии. 2. В мире реально сущ-т лишь единичные вещи. Общего нет. В вещи нет различия формы и материи. Каждая вещь этого мира и ч-к полностью зависит от Бога. 3. Гл в познании - опыт. Универсалии – рез-т чел-го познания. Знание изменяется, развивается и должно постоянно подтверждаться проверкой. 4. Лезвие Оккама - все знания должны проверяться в опыте, все что мы можем знать – рез-т нашего опыта. В фил-ии и науке не должны сущ-ть непроверенные понятия, они должны быть исключены. Необходим новый метод исслед-я - эксперимент. Абсолютное знание недоступно. Приемлемы любые доказанные гипотезы. Оккам за автономию светской власти от власти церкви. Николая Кузанского Гл проблемы его фил-ии - отнош-е Бога к миру, место и роль ч-ка в мире, а также природа познания. К. сблизил бесконечного Бога и конечный мир, преодолевая присущий теизму разрыв между творцом и его творением и фактически принимая позицию пантеизма. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной вещи. Бог есть одновременно центр и окружность, он пребывает везде и нигде. В кач-ве основного принципа своей фил-ии положение о «совпадении противоположностей», поставил под сомнение незыблемость закона непротиворечия, и тем самым расшатал устои среднев-й схоластики. Вместо монотеистического принципа творения из ничего он выдвинул принцип ограничения «абсолютного максимума», в силу чего возник-т неисчерпаемое многообразие единичных вещей. К. возродил античный взгляд на ч-ка как на микрокосм, подобный макрокосму. Ч-к – сущ-во, соединяющее в себе божественное и земное. Познание осущ-ся благодаря взаимодействию чувств, воображения, рассудка и разума. Чувственное познание, кот-м обладают и животные, явл-ся ограниченной способностью ума. Рассудок, опираясь на материал, поставленный чувствами, образует общие, абстрактные понятия. На самой высокой ступени познания расположен разум, кот-ый, мысля во всем сущем совпадение противоположностей, преодолевает ограниченность чувственного познания и рассудка.

12. Первая научная революция Н. Коперника. Дж. Бруно и его двойственная роль в развитии науки.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 703 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.