Во всех случаях, кроме срочных трансфузий, проба проводится в два этапа (первый – без использования антиглобулинового реагента, второй – с антиглобулиновым реагентом).
Первый этап:
Поместить 2 капли сыворотки реципиента в маркированную пробирку.
Добавить 1 каплю 5% взвеси трижды отмытых эритроцитов донора в физиологическом растворе (фиксация антител происходит лучше в растворе низкой ионной силы (LISS), поэтому предпочтительнее взвесить эритроциты в растворе LISS, обычно поставляемом изготовителем вместе с антиглобулиновым реагентом).
Немедленно центрифугировать при 2000 об./мин в течение 15–20 с.
Просмотреть супернатант на наличие гемолиза, мягко покачивая пробирку, отделить клеточный осадок от дна пробирки и определить наличие агглютинатов. Наличие гемолиза и/или агглютинатов на этой стадии может означать:
· несовместимость по системе АВ0;
· присутствие в сыворотке реципиента полных холодовых антител по специфичности АВ0 (анти-S, анти-P1 и др.).
Второй этап:
Если гемолиз отсутствовал, а после встряхивания пробирки эритроциты образовали гомогенную суспензию, инкубировать пробирку 30–40 мин (при использовании LISS время инкубации составляет 10–15 мин) при +37°С.
Центрифугировать пробирку (см. п. 3) и просмотреть супернатант на наличие гемолиза и агглютинатов. Наличие гемолиза и/или агглютинатов (после встряхивания пробирки) говорит о присутствии у реципиента полных тепловых антител против эритроцитов донора.
Если агглютинация и гемолиз отсутствуют, отмыть эритроциты 3–4 раза большим объемом (не менее 5 мл) физиологического раствора (недостаточное отмывание может привести к инактивации антиглобулинового реагента и ложноотрицательному результату теста, поскольку сыворотка даже в разведении 1:4 000 инактивирует равный объем антиглобулинового реагента); удалить полностью физиологический раствор после последнего отмывания.
Добавить 1–2 капли антиглобулиновой сыворотки и тщательно смешать.
Центрифугировать пробирку (см. п. 3), мягко разбить осадок и просмотреть пробирку на наличие агглютинатов.
В случае необходимости срочной трансфузии можно ограничиться только 1–4-й стадиями пробы на совместимость. В этом случае допускается также проведение теста на индивидуальную совместимость на плоскости путем смешивания 1 капли сыворотки реципиента с маленькой каплей крови донора (соотношение сыворотки и крови должно быть около 10:1). В такой постановке проба на индивидуальную совместимость сводится фактически к выявлению несовместимости только по системе АВ0.
Интерпретация результатов пробы
Донор считается совместимым, если ни на одной стадии пробы на индивидуальную совместимость не наблюдается ни гемолиза, ни агглютинации. Агглютинация свидетельствует о наличии аллоантител в сыворотке реципиента, специфичность которых может быть выявлена в специальной серологической лаборатории исследованием с панелью типированных эритроцитов. Такие реципиенты нуждаются в специальном подборе донора.
Качество антиглобулинового реагента гарантируется изготовителем. Не следует использовать реагент с истекшим сроком годности или после повторного замораживания–оттаивания. Полезно в качестве контроля (если у вас возникли сомнения в качестве реагента) провести антиглобулиновый тест с резус-положительными эритроцитами, сенсибилизированными неполными анти-0-антителами.
3. Острые венозные тромбозы и хроническая венозная недостаточность. Общие принципы клинической и инструментальной диагностики. Профилактика осложнений. Принципы комплексного лечения.
ОСТРЫЕ ВЕНОЗНЫЕ ТРОМБОЗЫ
Острый венозный тромбоз — заболевание, характеризующееся формированием тромботических масс в просветах вен. Наиболее часто наблюдают тромбофлебит подкожных и тромбоз глубоких вен нижних конечностей и таза, значительно реже — тромбоз нижней либо верхней полых вен. Значимых различий патогенеза «флеботромбоза» и «тромбофлебита» нет. Традиционно под «тромбофлебитом» подразумевают локализацию тромботического процесса в подкожных венах, поскольку в этом случае отчетливо видны признаки локального воспалительного процесса. Термин «флеботромбоз» используют для обозначения поражения глубоких вен, диагноз которого ставят на основании косвенных признаков острой окклюзии основных путей венозного оттока. В обоих случаях процесс носит асептический характер.
Диагностика острого венозного тромбоза в амбулаторных и в стационарных условиях базируется на оценке (1) клинической симптоматики и (2) результатах инструментальных методов обследования и должна осуществляться в (!) кратчайшие сроки поскольку от быстроты определения самого факта тромбоза, его локализации, характера проксимальной части тромба зависит клинический прогноз. Во всех случаях острого венозного тромбоза обследование предпочтительно начинать с (1) ультразвукового ангиосканирования и лишь тогда, когда визуализация затруднена (например, подвздошно-кавального сегмента) или в тех случаях, когда при наличии клиники илиофеморального флеботромбоза осуществить верификацию диагноза неинвазивно невозможно показано выполнение в экстренном порядке (2) рентгеноконтрастного исследования. Скрининговым методом диагностики острого венозного тромбоза стал на сегодняшний день тест на Д-димер. Отрицательный его результат исключает венозный тромбоз с вероятностью 95-98% у пациентов с низким риском его возникновения.
Лечение. Основной задачей хирургического лечения является предотвращение легочной эмболии. С этой целью при выявлении эмболоопасного (флотирующего) тромба в зависимости от конкретной клинической ситуации выполняют (1) прямую или катетерную тромбэктомию, (2) чрескожную имплантацию кава-фильтров различной конструкции, (3) перевязку магистральных вен или пликацию нижней полой вены. Во всех остальных случаях задачи лечения решаются с помощью консервативной терапии. Также консервативная терапия в обязательном порядке должна проводиться после любого из перечисленных хирургических вмешательств.
Антикоагулянтная терапия показана всем больным с клиническими и лабораторными признаками активного тромбообразования, что обычно соответствует первым трем неделям заболевания. Это наиболее действенное средство прекращения прогрессирования тромбоза с доказанным лечебным эффектом. Антикоагулянтная терапия предполагает последовательное применение прямых (нефракционированный или низкомолекулярные (дальтепарин, надропарин, эноксапарин и др.) гепарины) и непрямых (антивитамины-K) антикоагулянтов (производные кумарина (варфарин, аценокумарол, этил бискумацетат и др.) и индандиона (фенилин)). Антикоагулянтная тераия должна проводиться с обязательным учетом противопоказаний к данным препаратам.
Гемореалогически активные препараты (реополиглюкин, пентоксифиллин, тиклопедин, клопидогрель) и флебоактивные препараты (детралекс, троксерутины, эскузан, цикло-3-форт и др.) используют с целью улучшения микроциркуляции, снижения вязкости крови и уменьшения адгезивного и агрегационного потенциала форменных элементов.
Противовоспалительные средства (НПВС) применяют в силу того, что имеется воспаление со стороны венозной стенки и перивазальных тканей, а также болевой синдромом, затрудняющий активизацию пациента. Кроме того, НПВС подавляют синтез тромбоксана А2, результатом чего является снижение агрегация тромбоцитов и умеренно выраженная гипокоагуляция. Предпочтительно использование производных арилалкановой кислоты (диклофенак и кетопрофен).
Терапия антибиотиками проводится у больных с воспалительными очагами, инфарктной пневмонией, «входными воротами» для инфекции (открытые переломы, операционная травма и др.), гнойничковыми поражениями кожи, а также у пациентов с высоким риском септических осложнений (сахарный диабет, СПИД и др.). Тромболитическая терапия, на которую возлагались большие надежды, в своем сегодняшнем виде их не оправдала.
Местное лечение включает локальную гипотермию в проекции сосудистых пучков, а также использование мазей, основным действующим началом которых являются гепарин и НПВС. Не следует применять согревающие спиртовые и мазевые компрессы, которые способны лишь усилить приток крови, поддерживать явления флебита и способствовать прогрессированию тромбоза.
Методы профилактики венозного тромбоза
Напомним, что внутрисосудистый тромбоз возникает при нарушении баланса между тромбогенными факторами и защитными механизмами. Из этого следует, что превентивные меры должны быть направлены на торможение первых и нормализацию вторых.
Меры профилактики должны быть предприняты уже в предоперационном периоде и продолжаться во время и после операции. Условно их можно подразделить на физические (механические) и фармакологические методы и средства.
Перед плановой операцией полезной и доступной мерой является активное поведение больного. Ограниченное пространство отделения больницы резко стесняет его подвижность. Целесообразно проведение лечебной физкультуры, частые прогулки хотя бы по коридору отделения, использование простых тренажеров. Пациента следует предупредить о необходимости активного поведения. Крайне важна более ранняя активизация больного в ближайшем послеоперационном периоде. Эти соображения служат также важным аргументом в пользу расширения практики оперативного лечения в условиях стационара одного дня, увеличения числа и круга малоинвазивных вмешательств.
Немедикаментозные методы лечения: соблюдение определенного двигательного режима и эластическая компрессия. Чем тщательнее больной соблюдает двигательный режим и режим компрессионной терапии в острой стадии заболевания и в период реабилитации и чем более длительное время она проводится, тем лучше результаты лечения венозного тромбоза, а также менее выраженны явления хронической венозной недостаточности в отдаленном посттромботическом периоде.
Хроническая венозная недостаточность (ХВН) - это совокупность клинических проявлений, возникающих в результате нарушения оттока крови в системе вен. ХВН включает в себя такие заболевания, как варикозное расширение вен, посттромботическую болезнь, врожденные и травматические аномалии венозных сосудов.