Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура и история: потребность в переживании социального опыта




 

Приступая к рассуждению о соотнесенности истории и культуры, сле­дует определиться в отношении к вопросу о целенаправленности истории как социального движения и достоверности ее как науки. С точки зрения фило­софии позитивизма и опирающейся на нее социальной науки, история апри­орно лишена какой-либо телеологичности, целеориентированности, внутрен­ней осмысленности и является более или менее случайным результатом кол­лективной жизни людей. Я бы даже рискнул определить исторический про­цесс как динамику практической реализации людьми коллективных форм их деятельности, а также как аккумуляцию, селекцию и трансляцию в наиболь­шей мере оправдавших себя образцов социального опыта по достижению этой цели. В таком случае историческое знание (наука) может быть определено как особый способ описания и систематизации наи­более значимых процессов и результатов осуществления людьми своей соци­альности, то есть технологий их коллективного существования.

Обращаю внимание на то, что при этом речь идет о способе, избранном нами – заинтересованными лицами – для описания событий прошлого, сис­тематизированных нами же по тем или иным основаниям, удобным для нас. Можно систематизировать эти же события и иным образом, на других осно­ваниях, искать иные их причины. Это приведет к совершенно иным интеллек­туальным и идеологическим результатам и будет рассматриваться как особая система парадигм исторического познания (например, эволюционная или ци­вилизационная, но в принципе могут быть и другие). Сама по себе история не является живым существом и не может иметь каких-либо самостоятельных целей, смыслов, намерений и про­чих проявлений свободной воли, свойственных человеческой личности.

Возникает вопрос, почему же история выглядит столь логичной и по­сле­до­ва­тельной, что порой поражает нас своей выраженной векторностью и телеологичностью? Отвечаю известной максимой: истинно лишь то, во что мы сами веруем. Не веруйте, не убеждайте себя в особой мистике истории, и она окажется не более систематичной и последовательной, чем наша повсе­дневная жизнь. Это мы искусственно систематизируем хронологическую по­следо­ва­тель­ность событий, порой «насилуя фактуру», которую иначе не уда­ется описать сколько-нибудь складно. Это вовсе не значит, что реальная со­вокупность со­бытий социального бытия столь же упорядочена, как впрочем, это в равной мере не означает и того, что социальное бытие менее упорядо­чено, чем мы это видим или нам хочется это видеть. Вопрос в том, что каж­дый из нас понимает под достаточной степенью упорядоченности событий, чтобы показать ее как неотъемлемое свойство истории.

Сразу же уточню свою позицию и по вопросу различения «двух исто­рий» – истории как совокупности реальных событий прошлого и как науки, описывающей это прошлое. На мой взгляд, практически все, что мы знаем о прошлом, – это и есть совокупность текстов, созданных теми или иными людь­ми (жившими прежде или нашими современниками), описавшими это прошлое с большей или меньшей степенью субъективности. Говоря о тексте, я имею в виду не только пись­менные документы, но и любые продукты чело­ве­ческой де­ятельности – вещи, сооружения, произведения, поступки, суж­де­ния – каждый из ко­торых может быть прочитан и дешиф­ро­ван, как текст. Но зна­комство с первоисточниками – вещест­вен­ными, документальными и другими свиде­тельствами в их подлинной, уникальной конкретике – удел узких профес­си­о­налов, которые обобщают, сиcтe­мa­ти­зи­pуют и «переводят» сумму изучае­мых ими фактов на язык связного повест­во­вания, так или иначе отражающего их собственную интерпретацию и навязывающего нам авторское понимание материала. Недаром в Англии исторические исследования принято относить к сфере художественной литературы, а не науки. Я уже не говорю о степени субъективности самих исторических документов; ведь их составляли живые люди в конкретных социальных обстоятельствах, испытывавшие давление со стороны властей и т.п.

Здесь уместно вспомнить о теории «нарратива» и сослаться на авторитет Ж.-Ф.Лиотара и Ж.Дерриды. Прошлое открывается для человека только в фор­ме «повествования» о нем, совершаемого кем-либо (например, самим Гос­­­по­дом посредством «откровения» или человеком, рискнувшим присвоить себе сакральные функ­ции «раскрытия правды» о днях минувших). Авторизо­ван­ность подобного подхода неизбежно предполагает субъективную интер­пре­та­цию прошлого, а все прочее, могущее обнаружиться в культуре за пре­делами такой истории, – тем более фикция (фантазмы и симулякры, по Лио­та­ру и Бодрийяру). Таков профессиональный метод изложения истории как ав­тори­зован­ного рассказа, к которому я не только отношусь с полным уваже­нием, но и сам при необходимости делаю то же самое (другого метода нет), от­давая себе отчет о масштабах личностного переживания истории и степени авторской интерпретативности в ее описании. Этот же принцип доминирует в произведениях художественной литературы и искусства, в традиционных пре­даниях, мифах и легендах, суммой сведений которых и этнической тради­цией, сформировавшейся именно в недрах религиозно-художественной куль­туры, в существенной мере формируется историческая эрудиция всякого об­щества. Я не говорю уже о конфессиональной догматике как таковой, исто­ри­ческая фак­тур­ная доказуемость которой в данном случае даже не обсуж­да­ется, но роль которой в наших массово распространенных взглядах на историю трудно преувеличить.

Поэтому вопрос о том, что имеется в виду под историей – подлин­ные со­бытия или их интерпретации, данные историками, писателями, худож­ни­ка­ми, философами, религиозными пророками и так далее, в принципе не име­ет значения. Все, что мы знаем об истории, базируется почти исключи­тель­­но на сум­ме авторизированных рассказов о прошлом, в лучшем случае имеющих некоторое отношение к объективно доказуемым фактам, или со­вер­шенно недоказуемых мифологемах – социальных, конфессиональных, наци­ональных и т.п.

Вот пример, ставший почти классическим: все мы знаем пуш­кинскую эпиграмму на графа М.С.Воронцова «Полумилорд, полуку­пец… полупод­лец…и т.п.сты.вм которого росли будуще м, вошедшим в Париж в 1814 г,, окмендирек русского оккпационного корпуса во Франции, под по и станет полным, наконец». А ведь это писалось о прославленном герое Оте­чест­венной вой­ны 1812 года, генерале, непосредственно защищавшем Багратионовы фле­­ши под Бородиным (ко­торые по справедливости следовало бы назвать Во­ронцов­ски­ми флешами; Багратион непосредственно на флеши фактически не заезжал)*, первым, вошедшим в Париж в 1814 г., командире русского оккупационного кор­пуса во Франции (под покровительством которого зрели будущее декабрис­ты). Конечно, у Пушкина не сложились личные отношения с генералом, и за публичное и де­монстративное ухаживание за же­ной Воронцова – одной из самых красивых женщин того времени – поэт был выслан из Одессы в Кишинев. Похоже, Пушкина оскорбила не столько высылка, сколько то, что генерал от инфантерии не сни­зошел до дуэли с мелким гражданским чиновником. Так и вошел в нашу культуру с ярлыком «полуподлеца» любимый племянник и воспитанник Ека­терины Дашковой, герой наполеоновских войн, «крестный отец» декабристов, прославившийся своей неподкупностью намест­ник Новороссии, а позднее Кавказа, в будущем – светлейший князь и генерал-фельд­мар­шал Михаил Семенович Воронцов. Не ссорьтесь с Пушкиным, а то не войдете в историю.

Поэтому исследователю необхо­димо четко различать исто­рическое собы­тие (или персонаж) и закрепившу­юся в культурной традиции его интерпретацию.

Другой вопрос, обладает ли субъективно проинтерпретированное знание о прошлом объективной научной значимостью. Думаю, что обладает на­столь­ко, насколько такого рода значимость вообще присуща оценочному подходу, зависящему от социального контекста его реализации. В отличие от физики, законы которой не поддаются интерпретации с точки зрения интере­сов общества (соответствует ли нашим национальным интересам закон все­мирного тяготения?), гуманитарное знание всегда оценочно, всегда отражает интересы и ценности некоего сообщества, группы и т.п., что и было доказано еще философами-неокантианцами и М.Вебером. Оно значимо постольку, по­скольку со­от­ветствует психологической комфортности членов данного сооб­щества, его само­оценке и самоидентификации, выступает «оправданием» его прошлого и настоящего, особенностей культуры, нравов, обычаев и т.п.

Гуманитарное знание (включая историческое) дает возможность теоре­тичес­ки обобщить и отрефлексировать социальный опыт коллективного су­ще­ствования, накопленный многими поколениями предков. С этой точки зре­ния, оно, так же как и искусство, обладает высочайшей социальной значимо­стью, становясь основой нашей психологической уверенности в себе как в обществе. При этом никаких объективных законов мироустройства оно (как и искусство) не открывает, поскольку подобные законы, как об этом свидетель­ствуют естественные науки, не поддаются ценностной интерпретации. Атом­ный вес водорода или строение ДНК не могут обладать большей ценностью для России и меньшей для Франции. А вот деятельность Карла Великого имеет, безусловно, разную ценность для французов и русских. Это значит, что, в отличие от ДНК, история Карла имеет разные культурные смыслы для разных обществ и интересна именно этой разностью. А из этого следует, что гуманитарные науки изу­чают не объективную правду о чем-либо (например, каких-либо событиях), а ее частные и субъективные интерпретации – рефлексии сви­детелей, а чаще – побочных трансляторов информации об этом. Ина­че говоря, история изучает не правду о каких-либо событиях, а правду о чьих-то точках зрения (в том чис­ле – авторов исторических документов) по поводу этих событий. Это и есть нарратив.

Анализ эволюции жизни на Земле показывает, что от низших ее форм к более высоким непрерывно шло усиление значимости фактора коллективных форм существования особей, факторов социальности и ассоциированности как основного механизма популяционного выживания и воспроизводства. межпоколенное поддержание коллективных форм жизни обеспечивает соци­альное вос­производство группы, «правил игры», нa основании которых кол­лектив сохраняет свою устойчивость. «правила игры» не задаются из­вне, но вырабатываются самими членами ассоциации в процессе накопления практического опыта коллективной жизнедеятельности. у животных это про­исходит на уровне генетически наследуемых инстинктов, у людей – в ре­зультате разумного по­ведения, ориентированного на социально наследуемые культурные образцы.

Столь же показательна эволюция механизмов адаптации: у растений прис­пособление к изменению условий существования выражается в мутации видовых морфологических черт; у животных изменчивость видовых призна­ков дополняется локальной адаптацией отдельных особей и популяций по­сред­ст­вом изменения стереотипов поведения, в частности – способностью к обучению (классический пример – цирковая дрессура). У человека же после сложения основных расовых ти­пов морфологическая адаптация фактически свелась к незначительным элементам акселерации, главным же средством приспособления стало изменение сознания и способов поведения, особенно – способов осуществления социальности или коллективного взаимодействия в процессе жизнедеятельности.

Не буду оригинальным, если назову описываемые явления коллектив­ной человеческой жизни словом «культура». Культура людей функциональна и выступает как аналог того, что у животных мы называем биологическими механизмами выживания и популяционного воспроизводства в естественной среде. у людей такого рода механизмы работают в условиях социальной среды, то есть в ситуации взаимоотношений с человеческими коллективами. В свою оче­редь, практически вырабатываемые способы выживания и соци­ального воспроизводства в конкретных исторических условиях, описанные в динамике, и есть история того или иного сообщества. Замечательный поль­ский писатель и культуролог Станислав Лем называл различные культуры «ло­кальными стратегиями выживания». Круг замыкается: культура – это спо­­соб выживания и вос­производства социального человека в истории, а смысл истории мы на­хо­дим в динамике накопления социального опыта выживания и воспроизвод­ства, то есть в культуре.

Где же в этой схеме высокие духовные порывы, творчество, креативное начало, имманентно заложенные в человеке? Отвечаю: на каждом шагу. Ду­хов­ность во всех ее проявлениях – это манифестация некоторых идеальных форм осуществления социальности, то есть воплощенных социальных кон­вен­ций по поводу «правил игры» коллективного сосуществования людей. Как пра­вило, духовность, понимаемая в таком смысле, оперирует социальными проблемами на таком уровне рефлексии, до которого основная масса челове­чества еще и не доросла.

Таким образом, я прихожу к выводу (и подозреваю, что являюсь далеко не первым) о том, что понятия «история» и «культура» в существенной мере тождественны. История есть описание динамики того, что в статике рассмат­ривается как культура; смысл истории в том, чтобы быть динамикой куль­туры, а смысл культуры в том, чтобы быть статикой истории.

Можно поставить вопрос и по иному. В конце концов, никакой истории и культуры на свете нет. Это лишь слова, условные обозначения. Как факт существует человеческая деятельность. Ее событийный ряд мы договорились называть словом «история», совокупность форм и результатов – словом «культура». В таком случае история культуры – это событийный ряд порож­дения и существования форм и продуктов человеческой деятельности. При понима­нии того, что история и культура – лишь разные ракурсы описания челове­ческой де­ятельности, их тождество становится еще более очевидным.

Когда история и культура расходятся в этом тождестве, появляется такой феномен, как памятник. Памятник – это культурный артефакт, пережив­ший свою ак­туальную историю, семантически остающийся свидетельством прош­ло­г­о, но социально уже неактуальный.

Можно сказать, что культура – это предмет истории, совокупность того, что может быть систематически описано в качестве повествования (тек­ста), соз­дающего образ сколько-нибудь целостного прошлого. Культура – это также и смысл истории, значимый социальный опыт коллективной жиз­недеятель­но­сти людей, который заслуживает быть систематически описан­ным в качестве истории. В этом случае понятия «общая история» и «история культуры» различаются весьма условно. Поэтому представляется справедли­вым понимать под историей культуры собственно всеобщую историю, рас­сматривающую исследуемый материал под определенным углом зрения ради выявления универсальных и уникальных параметров социального опыта коллективного суще­ст­вования и социального воспроизводства всякого конкретно-исторического общества в его уникальном пространстве и времени.

В этой связи возникает вопрос о культурогенезе. Было ли у культуры какое-либо происхождение, начальная историческая точка отсчета? Думаю, что нет. Имел место процесс постепенной трансформации генетически наследуемых инстинктов социальности животных в социально наследуемые паттерны коллективного взаимодействия лю­дей. Накопление этих паттернов и составило то, что мы называем «культурой». Но культурогенез, тем не менее, имеет место и заключается в бывшем, происходящем и будущем непрерывном порождении новых культурных форм и их объединений в новые локальные системы. Культурогенез можно назвать процессом преодоления накопив­шейся традиции под давлением изменившихся внешних обстоятельств существования, что было, есть и будет всегда.

Таким образом, я прихожу к выводу о том, что культура и история, в сущ­ности, представляют собой один феномен, различающийся лишь благо­даря исходной позиции исследователя. Когда его интересует динамика собы­тий, этот феномен он называет историей, если же ему интереснее статика — устойчивые компоненты ситуации или феномена, то она называется культурой. На самом деле, ни в истории, ни в культуре динамика и статика сами по себе не доминируют, а лишь условно акцентуируются исследователем.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 441 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2188 - | 2139 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.006 с.