Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Часть 1. Основания и структура культурологии




Что такое культурология?

Для того, чтобы более или менее адекватно представить себе, что же изу­­­чает культурология, необходимо познакомиться с современными научными представлениями о культуре.

Жизнь людей сочетает в себе биологические процессы, происходящие в их организ­мах, с двигательной и умственной активностью, направленной на вза­имодействие с вне­ш­­ней средой. Целеориентированная активность (пре­сле­дующая осознаваемые челове­ком цели) называется деятельностью. В конечном счете, любая деятельность инициируется теми или иными интересами и потребностями человека и направлена на их удов­летворение. Но люди живут не по одиночке, а коллективами (сообществами). И удов­лет­ворение интересов и потребностей одного члена коллектива в принципе не должно нарушать интересы и мешать удовлетворению потребностей дру­гого. Иначе совместное сосуществование людей окажется практически невозможным. Ре­шая эту проб­ле­му, люди постепенно вырабатывают сложную систему «правил игры» – совокупность таких спо­со­бов удовлетворения своих индивидуальных и групповых интересов и потребностей, которые являются социально приемлемыми и допустимыми по своей социальной цене и последствиям. Подобные «правила игры» (или точнее правила коллективного общежития и взаимодействия людей) стимулируют социальную ин­теграцию членов сообщества и не наносят вре­­да их социальной консоли­ди­рованности, сни­мают накапливающиеся проти­воре­чия и напряжения в их совместном бытии, а по возможности и повышают уровень их солидарности, взаимопонимания и взаимосогласованности в деятельности. Эта система «правил игры» или «социальных конвенций» (стихийно достигаемых соглашений о порядке совместного существования и взаимодействия людей) и называется культурой.

Помимо того та степень упорядоченности мира, которая естественным образом осуществляется природой, оказывается недостаточной для человека. И, начиная, с периода верхнего палеолита, человек начал работу по искусственному упорядочиванию мира, познанию его и упорядочиванию своих знаний и миропредставлений. На основании этих искусственных порядков складывались и эволюционировали межчеловеческие отношения, происходила социаль­ная организация людей в устойчивые коллективы и регуляция взаимодействия людей в них. В конечном счете, эти искусственные порядки в деятельности и сознании и стали основными «правилами игры». Т.е. культура – это еще и порядок в мозгах и поведении человека.

Но в процессе своей жизнедеятельности люди накапливают и определенный социальный опыт. Этот опыт является своеобразным сепаратором тех «правил игры», по которым живет данное общество. Те «правила», которые ока­зываются на­и­более эффективными, универсальными, приемлемыми по своей социальной цене и последствиям, закрепляются в памяти в виде традиций, обычаев, нравов, а со временем и законов. С этих позиций культура – это и коллективная память о наиболее эффективных компонентах стратегии выживания, выработанной данным народом за его историю.

Описанные основания совместного бытия людей реально воплощаются во множестве разнообразных проявлений. Это искусственная материально-про­ст­­ран­ст­венная среда человеческого существования, «второй мир», создава­емый людьми в дополнение к первому – естественному – и насыщенный материальными и ин­фор­мационными продуктами человеческой деятельности. Это мотивация и формы поведения и взаимодействия людей между собой. Это рациональные знания об окружающем мире и образы собственной фантазии, ре­ализуемые людьми в различных интеллектуальных текстах или художествен­ных произведениях, и т.п. И все это осуществляется людьми не любыми способами, а более или менее нормированными, социально допустимыми, отобран­ными на основании длительного социального опыта существования данного сообщества. Разумеется, далеко не все и не всегда делается в полном соответствии с этими эталонными образцами и тре­бованиями. По тем или иным причинам люди, удовлетворяющие свои интересы и потребности, нарушают сложившиеся «социальные конвенции»; такое поведение обычно называется «антисоциальным» и подвергается различным санкциям со стороны сообщества (от морального неодобрения до крайних форм насилия). Таким образом, в культуре цель никогда не оправдывает средства. Средства являются допус­ти­мы­­ми, только если они культурно санкционированы (законами, религией, традициями, обычаями, господствующей моралью и т.п.).

Культура всякого сообщества складывается постепенно по мере накопления социального опыта совместной жизни и деятельности, под влиянием спе­­цифических условий места и исторической судьбы коллектива, чем обус­ло­в­ливается региональное и историческое своеобразие культуры того или иного на­рода. Ее основные функции связа­ны с решением задач по социальной орга­низации людей в их коллективной жизнедеятельности, регуляции форм этой жиз­недеятельности, практической и психологической адаптации людей в реаль­но складывающихся условиях их существования, коммуницирования (обме­на информацией) между членами сообщества, а так­же с работой механиз­мов социального воспроизводства общества и личности, т.е. трансляции сле­ду­ю­щим поколениям социального опыта совместного сосуществования дан­ного кол­лектива людей (народа, социальной груп­пы и т.п.). Таким образом, основным результатом (продуктом) куль­турных процессов является выработка и внедрение в сознание людей норм социальной адекватности жизни в данном коллективе и допустимых способов осуществления тех или иных практических или символических действий, отражающих социальный опыт данного сообщества, его исторически сложившиеся организационно-регулятивные формы, меж­поколенное наследование этих традиционных форм и норм, а также их постепенная изменчивость и обновление.

Этот описанный срез относится к области социальных реалий культуры, т.е. к сфере организационной практики социального бытия, регулируемой такими подсистемами, как хозяйственная, политическая и правовая, функционирующими, разумеется, не только как специализированные отрас­ли деятельности, но и на уровне повседневной жизни людей в виде обычаев, нравов, морали и пр.

Однако люди не только механически выполняют предписанные им нормы социального общежития и поведения, но и осмысливают их, интерпретируют, систематизируют, спорят о спо­собах их применения, переживают их или случаи их нарушения и т. п. Эти задачи решаются в рамках процессов познания, осмысления и накопления социально значимой информации, происходящих в областях философии, религии, науки и искусства, также функционирующих как на специализированном, так и на обыденном уровнях. Этот срез можно условно назвать культурой интеллектуальных рефлексий и образных интерпретаций все тех же «правил игры» коллективного существования людей. Основным продуктом, вырабатываемым этими подсистемами, являются «культурные тексты», аккумулирующие в себе теоретически обобщенный и проинтерпретированный отдельными авторами социальный опыт и выражающие его в таких феноменах как социальные ценности и идеалы. Ценности – это по существу все те же нормы социальной адекватности, но трансформированные в образы социальной престижности, причастность к которым открывает человеку доступ к большему объему и лучшему качеству различных социальных благ (т.е. средств удовлетворения интересов и потребностей, о которых речь шла с самого начала). Культура интеллектуальных рефлексий прежде всего формули­рует и задает людям эталонные образцы такого рода ценностей, типов нормативного поведения, этических принципов, нравственных идеалов и др. социально предпочитаемых способов осуществления жизнедеятельности, связанных с задачами удовлет­ворения людьми своих ма­териальных, интеллектуальных, эмоциональных, властно-рас­по­ряди­тель­ных, психико-компен­са­тор­ных, статусных и иных социальных притязаний.

И, наконец, третий срез культуры включает в себя подсистемы социальной коммуникации и трансляции социального опыта от поколения к поколению (т.е. воспроизводства обще­ства как социокультурной целостности и личности человека как адекватного члена этой целостности). Сюда относятся вербальные (словесные) и невербальные языки, которыми пользуются люди, системы письменности и книгоиздания, институты образования и воспитания, художественная культура, массовые средства информации, а также ряд подсистем, с помощью которых осуществляется накопление, хра­нение и распространение социально значимых знаний и «культурной памяти» сообщества (архивы, библиотеки, музеи, клубы и др. организации просвещения). Последние играют большую роль в процессах «окультуривания» человека, становления его как личности как члена того или иного культурного сообщества; вне этого личности не бывает, а человек вырастает просто биологическим индивидом. В этом блоке, как правило, не создаются собственные «культурные тексты» общесоциального значения, а лишь реализуются технологии внедрения такого рода «текстов» в сознание людей.

Существенная часть описанных культурных процессов происходит в сообществах более или менее стихийно в рамках обыденной коллективной жизни людей. Вместе с тем многие такие процессы организуются и регулируются сообществом целенаправленно. Инструментами такой организации и регуляции являются социальные институты – специализированные струк­­туры (государственные, общественные, частные), занимающиеся производством описанных выше «культурных текстов», их внедрением в сознание людей, а также практическим регулированием их жизнедеятельности в соответствии с ценностными нормами принятых в данном сообществе «социальных конвенций». Эта социокультурная регуляция охватывает по су­ществу все стороны жизни сообществ, и в ней принято выделять специа­лизи­рован­ные институты общеэкономической, общеполитической и об­ще­правовой сфер, а также некоторые иные, более частные. Те же институты, которые про­изводят собственно «культурные тексты» и осуществляют регуляцию в сферах интеллектуальной и духовной жизни людей – в религии, искусстве, образовании, информации и др., относящихся к областям познания и коммуницирования, накопления и трансляции опыта в его наиболее общих социальных параметрах, принято называть культурными институтами (в узком смысле слова «культурный»). Комплекс приемов и принципов управления культурными институтами со стороны государства и общества называется культурной политикой. Что же касается той части культурных норм, которые функционируют не в институциональной, а в повседневной жизни людей, то их регулятором являются культурные традиции, нравы и обычаи, исторически сложившиеся в данном сообществе. Иначе говоря, совокупность традиций, нравов и обычаев – это и есть культурная политика общества по отношению с его членам, только реализуемая не в ин­сти­туционали­зиро­ван­ной, а в обыденной сфере социального бытия.

Однако все сказанное относится главным образом к социальному (т.е. групповому, коллективному) аспекту существования культуры. Но фактичес­ким субъектом культурных процессов всегда является отдельный человек, который ведет себя не только как пассив­ный «продукт окультуривания», т.е. механический исполнитель усвоенных им культурных образцов и норм, но и как их активный интерпретатор. Человек творчески развивает культурные образцы и нормы, порождает новые культурные формы и т.п. Именно в процессе такого рода интерпретаторской и инновативной практики людей и происходят изменения в культуре – от самых микроскопических, до общей исторической эволюции. Причины подобной вариативности в исполнении культурных предписаний многообразны, но наиболее распространенной является потребность в адаптации – приспособлении людей к складывающимся природным и социальным (историческим) обстоятельствам, в которых им приходится действовать. В целях поддержания комфортного существования (и особенно состояния психологической комфортности) человек должен все время упорядочивать свои связи с окружение м, приспосабливать усвоенные им культурные нормы и иде­алы к меняющимся условиям их применения. Такого рода гибкость, плас­тич­ность че­ловеческой психики, способность к сочетанию жестких нормативных установок культурной традиции с их вариативно-творческим исполнением, видимо, является необходимым свойством психологического выживания че­ловека в мире. С этой точки зрения культура пред­ставляет собой совокупность приобретенных в процессе социализации индивида пси­хо­логических черт его личности (в отличие от психических свойств, унаследованных им генетически). Таким образом, культура – это еще и главная «связующая нить» между личностью и ее социальным окружением, способ существования человека в обществе и мире.

Помимо внутренней структуры (связанной с разделением социальных функций между людьми, складывающимся в ходе их совместной жизни) культура обладает еще и имманентной динамикой. Эта динамика выражается, во-первых, в порождении новых социокультурных явлений (феноменов), изменчивости (развитии, росте, деградации и т.п.) по ходу времени уже име­ю­щихся, а также отмирании (или изменении значения, смысла, символической нагрузки) тех, что утратили свою социальную актуальность. Во-вто­рых, во взаимодействии культурных феноменов между собой в процессах их функционирования. И, в-третьих, культурная динамика проявляется в процессах объединения отдельных культурных явлений в системные (т.е. организованные, иерархизированные и т.п.) целостности и их функционировании и взаимодействии уже в качестве частей этого системного целого, а также в развитии или деградации и распаде этих культурных объединений (конфигураций). Традиционно принято делить культурную динамику на социальную, в ходе которой меняются по преимуществу лишь остро актуальные формы (продукты) социокультурного бытия людей, и историческую, в ходе которой меняются сами технологии (способы) осуществления социальной жизнедеятельности сообществ, принципы их коллективной организации и регуляции, познания и коммуникации. При этом прежние институты социального воспроизводства общества оттесняются в область приватного бытия, а их место занимают совершенно новые институты и способы трансляции социального опыта.

Все эти проблемы изучаются многими социальными и гуманитарными науками, а вопросами наиболее общего, универсального характера – формирования, существования и изменчивости культуры как целостного явления – занимается специальная отрасль знания – культурология. В отличие от социологии, изучающей наиболее общие формы коллективного сущест­вования людей, психологии, изучающей мотивацию их поведения, а также этнологии, изучающей национальные особенности их обыденного бытия, культурология исследует прежде всего культурное содержание (т.е. цен­ностно-смы­с­ловое) социальной жизни человека, тексты, в которых это содержание воплощается, и соответственно языки (как вербальные, так и невербальные), на которых это содержание передается от индивида к индиви­ду, от поколения к поколению. Культурология в целом является интегративной междисциплинарной областью знания; по некоторым определениям – интеллектуальной тенденцией познания культуры не только как предметной области, но и в значительной мере как проблемного поля смыслов коллективного человеческого существования.

Все проблемные области, рассмотренные выше, в той или иной мере относятся к сфере теории культуры. Но поскольку все явления, изучаемые культурологией, имеют какое-то историческое происхождение и, как прави­ло, подвержены историческим изменениям, в недрах культурологической науки складывается особое направление исследований, которое концентриру­ется именно на проблемах исторической динамики культуры, происхож­дения культурных феноменов, изменчивости фундаментальных принципов и технологий организации и осуществления социальной жизнедеятельности сообществ. Это направление получило название исторической культурологии.

Основная познавательная цель культурологии может быть определена как стремление увидеть и описать как прошлое и настоящее, так и вневременную сущность человеческой цивилизации как историю и сущность социальных норм коллективного человеческого бытия – форм социальной организации и ре­гуляции локальных сообществ, образов их жизни, структуры и смысловых акцентов картин мира, стереотипов сознания и поведения людей минувших эпох и современности и т.п., в отличие от «классической» истории культуры, писавшейся преимущественно как история шедевров – уникальных творений человеческого гения, всегда являвшихся более или менее очевидными исключениями из массовых и типичных норм и образцов культуры эпохи.

Это не значит, что культурология уклоняется от исследования процессов интеллектуального и художественного творчества. Но и при исследовании про­изведений искусства, философских или религиозных текстов культуролога интересуют прежде всего источники социального заказа на эти про­­изведения, их культурный контекст, степень идеологической ангажированности, общепри­нятые в то время нормы исполнения подобной деятельности, какие смыслы вкладывались в эти формы и на каких символических языках они выражались, каковы были допустимые границы интерпретаций канонических образцов, кри­терии оценки результатов и масштабы культур­ного влияния данных произведений и т.п. Культурология видит в событиях и продуктах социально-ис­то­рического бытия (включая художественные и иные произведения) прежде всего процессы и результаты реализации интересов и потребностей людей – жизнеобеспечивающих, жизнеохранных, познавательных, властных, сексуальных, психоадаптивных, прес­тижно-ста­ту­с­ных и пр. Некоторые из этих интересов су­ществуют в индивидуализированной форме (как потребность в социальной самореализации личности), другие – в групповой. Реализация групповых интересов, как правило, связана с более или менее стихийными процессами самоорганизации людей в устойчивые коллективы и выработки ими способов и правил коллективного взаимодействия и взаимопонимания.

Но этого оказывается мало. Культура в абсолютно «замороженном» состоянии (гомеостазе со средой) может существовать только в экстремальных природно-географических условиях (приарктических или экваториальных зо­нах, высокогорных районах и т.п.). В более спокойных условиях и обстоятельствах жизни «социальные конвенции» совместного бытия создаются сообществами «не навсегда». Каждому новому поколению приходится с большей или меньшей радикальностью переосмысливать, обновлять, развивать или, по край­ней мере, творчески реинтерпретировать их, вырабатывать новые эталонные образцы – «культурные тексты» (в религии, философии, искусстве, общественном сознании) и реализовывать их в уже новых исторических условиях существования, переводить их на новые более актуальные языки и коды культуры и транслировать следующим поколениям в постоянно обновляемом виде. А главное – производить все эти трансформации, сохраняя более или менее выраженную лояльность к историческому опыту и традициям своих предков.

Разумеется, степень радикальности тако­го рода трансформаций зависят от уровня развития общества и доминирую­щего вектора его существования: модернизационного или традиционного. Однако абсолютно «застыв­шие» в своей традиционности или, напротив, тотально отказывающиеся от своего культурного наследия культуры практически не встре­чаются. Кажется, что традиционность и ее активная изменчивость – это взаимоисключающие установки. Но, как свидетельствует история, иным образом устойчивая коллективная жизнь у людей не получается. Это вечное противоречие между опытом «отцов» и новыми актуальными необходимостями «детей», разрешаемое в очень трудных творческих исканиях человеческого разума, в логически почти необъяснимых своими неожиданными поворотами и имп­ровизациями эмоций и интуиций человеческого таланта, в явных адаптивных решениях и скрытых имманентных коллизиях со­перничества и компро­миссов между разными ценностными установками тех или иных социаль­ных групп и т.п. – это и есть культура, или, по крайней мере, то, что мы понимаем в качестве «живой культуры».

Разумеется, это далеко не все проблемы, которыми занимается культурология. Но это, по крайней мере, отражает основные моменты общей теории культуры.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-11-05; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 450 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2464 - | 2329 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.